Непрерывность функции и точки разрыва.

Задание 1.

1. Вычислить предел Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Наберите:

> Limit((1-x)*tan(Pi*x/2),x=1)=

limit((1-x)*tan(Pi*x/2),x=1);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

2. Найти односторонние пределы Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Наберите:

> Limit(arctan(1/(1-x)),x=1,left)=

limit(arctan(1/(1-x)), x=1, left);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> Limit(arctan(1/(1-x)),x=1,right)=

limit(arctan(1/(1-x)),x=1, right);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Дифференцирование

Вычисление производных.

Для вычисления производных в Maple имеются две команды:

1) прямого исполнения – diff(f,x), где f – функция, которую следует продифференцировать, x – имя переменной, по которой производится дифференцирование.

2) отложенного исполнения – Diff(f,x), где параметры команды такие же, как и в предыдущей. Действие этой команды сводится к аналитической записи производной в виде Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru. После выполнения дифференцирования, полученное выражение желательно упростить. Для этого следует использовать команды simplify factor или expand, в зависимости от того, в каком виде вам нужен результат.

Пример:

> Diff(sin(x^2),x)=diff(sin(x^2),x);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Для вычисления производных старших порядков следует указать в параметрах x$n, где n – порядок производной; например:

> Diff(cos(2*x)^2,x$4)=diff(cos(2*x)^2,x$4);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Полученное выражение можно упростить двумя способами:

> simplify(%);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> combine(%);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Дифференциальный оператор.

Для определения дифференциального оператора используется команда D(f) – f-функция. Например:

> D(sin);

cos

Вычисление производной в точке:

> D(sin)(Pi):eval(%);

-1

Оператор дифференцирования применяется к функциональным операторам

> f:=x-> ln(x^2)+exp(3*x):

> D(f);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Задание 2.

1. Вычислить производную Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> Diff(sin(2*x)^3-cos(2*x)^3,x)=

diff(sin(2*x)^3-cos(2*x)^3,x);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

2. Вычислить Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Наберите:

> Diff(exp(x)*(x^2-1),x$24)=

diff(exp(x)*(x^2-1),x$24):

> collect(%,exp(x));

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

3. Вычислить вторую производную функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru в точках x=p/2, x=p.

> y:=sin(x)^2/(2+sin(x)): d2:=diff(y,x$2):

> x:=Pi; d2y(x)=d2;

x:=p d2y(p)=1

> x:=Pi/2;d2y(x)=d2;

х:= Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

§3. Исследование функции

Исследование функции необходимо начинать с нахождения ее области определения, но, к сожалению, это трудно автоматизируемая операция. Поэтому при рассмотрении этого вопроса приходится решать неравенства (см. тему II). Однако, ответить на вопрос, определена ли функция на всей числовой оси, или нет, можно исследовав ее на непрерывность.

Задание 3.1.

1. Найдите точки разрыва функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> readlib(iscont): readlib(discont):

> iscont(exp(1/(x+3)),x=-infinity..+infinity);

false

Это означает, что функция не является непрерывной. Поэтому следует найти точки разрыва с помощью команды:

> discont(exp(1/(x+3)),x);

{-3}

Ответ наберите в текстовом режиме в новой строке:

“Точка разрыва x=-3.”

2. Найти точки разрыва функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> readlib(singular):

> iscont(tan(x/(2-x)),x=-infinity..infinity);

false

> singular(tan(x/(2-x)),x);

{x=2},{x=2 Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru }

Здесь _N – целые числа. Ответ наберите в текстовом режиме в новой строке:

“Точки разрыва: x=2 и x=2p(2n+1)/(p(2n+1)-2).”

Задание 3.2.

1. Найти max и min Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

> readlib(extrema):

> y:=(x^2-1/2)*arcsin(x)/2+x*sqrt(1-x^2)/4-

Pi*x^2/12:

> extrema(y,{},x,'s');s;

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

После выполнения этих команд найдены экстремумы функции и точки экстремумов. Порядок следования x–координат экстремумов во второй строке вывода соответствует порядку следования значений экстремумов в первой строке вывода. Таким образом, найдены экстремумы в точках (0,0) и (1/2, –p/24+ Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru ). Осталось выяснить, какая из них является максимумом, а какая – минимумом. Для этого используйте команды maximize и minimize.

> readlib(maximize):readlib(minimize):

> ymax:=maximize(y,{x});

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> ymin:=minimize(y,{x});

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Ответ наберите в текстовом режиме в новой строке:

“Экстремумы: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .”

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru Для набора математических символов и греческих букв в текстовом режиме следует нажать кнопку со значком суммы на Панели инструментов. В появившейся строке ввода формул ниже Панели инструментов следует набирать обычные команды Maple,после чего нажать Enter. Например, для отображения формулы Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru следует набрать в строке ввода формул sqrt(3).

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru Для возвращения в текстовый режим снова следует нажать на кнопку с буквой «Т».

Поэтому порядок набора второй формулы в ответе такой:

§ находясь в текстовом режиме, набрать: miny(x)=y(1/2)= ;

§ Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru нажать на кнопку

§ в строке ввода формул набрать: -Pi/24+sqrt(3)/16

§ нажать Enter;

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

§ вернуться в текстовый режим.

2. Найдите наибольшее и наименьшее значение Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru на интервале Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Наберите:

> f:=x^2*ln(x):

> maximize(f,{x},{x=1..2});

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> minimize(f,{x},{x=1..2}):simplify(%);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Ответ наберите в текстовом режиме в новой строке:

”Наибольшее значение: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , наименьшее значение Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru “.

3. Найти экстремумы функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и установить их характер с помощью второй производной. Наберите:

> restart:y:=x^3/(4-x^2): readlib(extrema):

readlib(maximize): readlib(minimize):

> extrema(y,{},x,'s');s;

{ Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru }

{{x=0},{ Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru },{ Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru }}

Получено два экстремума и три критические точки. Исследование можно продолжить с помощью второй производной:

> d2:=diff(y,x$2): x:=0: d2y(x):=d2;

d2y(0):=0

> x:=2*sqrt(3):d2y(x):=d2;

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> x:=-2*sqrt(3):d2y(x):=d2;

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Так как Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , то в точке x=0 нет экстремума; так как Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , то в точке Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru будет max; так как Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , то в точке Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru будет min. Перейдите в текстовый режим и запишите ответ в виде:

“Максимум в точке ( Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru ), минимум в точке ( Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru )”.

Построение графика.

Построение графика функции f(x)– это окончательный этап исследования функции. На рисунке помимо графика исследуемой функции f(x) должны быть нанесены все ее асимптоты пунктирными линиями, подписаны координаты точек max и min. Приемы построения графиков нескольких функций и нанесения надписей были рассмотрены в теме III.

Задание 3.3.

1. Провести полное исследование функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru по общей схеме. Сначала перейдите в текстовый режим и наберите “Исследование функции: “. Затем вернитесь в режим командной строки и наберите команды:

> f:=x^4/(1+x)^3:

В текстовом режиме наберите “Непрерывность функции”. В режиме командной строки и наберите:

> readlib(iscont): readlib(discont):

readlib(singular):

> iscont(f, x=-infinity..infinity);

false

Это означает, что функция не является непрерывной. Перейдите в текстовый режим и наберите “Нахождение точек разрыва”. Вернитесь в режим командной строки и наберите:

> discont(f,x);

{-1}

Конвертировать полученное значение точки разрыва типа set в число можно командой convert, добавив вторую опцию, например, `+`. Обратите внимание на обратные кавычки, которые набираются клавишей, расположенной выше клавиши табуляции.

> xr:=convert(%,`+`);

xr:= -1

Перейдите в текстовый режим и наберите: “Получена точка бесконечного разрыва x=-1”. С новой строки наберите: “Нахождение асимптот.”. Перейдите на новую строку и наберите “Уравнение вертикальной асимптоты: x=-1” (это можно сделать, поскольку вертикальные асимптоты возникают в точках бесконечного разрыва). С новой строки наберите: “Коэффициенты наклонной асимптоты:”. Перейдите в режим командной строки и наберите:

> k1:=limit(f/x, x=+infinity);

k1 :=1

> b1:=limit(f-k1*x, x=+infinity);

b1 := -3

> k2:=limit(f/x, x=-infinity);

k2 :=1

> b2:=limit(f-k2*x, x=-infinity);

b2 := -3

В этом случае коэффициенты наклонных асимптот при Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru оказались одинаковыми. Поэтому перейдите в текстовый режим и наберите “Уравнение наклонной асимптоты:”. Затем в новой строке прейдите в режим командной строки и наберите:

> y=k1*x+b1;

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

В текстовом режиме наберите “Нахождение экстремумов”. В новой строке наберите команды:

> readlib(extrema): readlib(maximize):

readlib(minimize):

> extrema(f,{},x,'s');s;

{ Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , 0}

{{x= -4},{x=0}}

Поскольку функция имеет разрыв, то при поиске максимума и минимума следует указать интервал, в который не должна входить точка разрыва.

> fmax:=maximize(f,{x},{x=-infinity..-2});

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> fmin:=minimize(f,{x},{x=-1/2..infinity});

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

В текстовом режиме наберите результат исследования в виде:

“Максимум в точке (-4, -256/27); минимум в точке (0, 0).”

2. Построить график функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и ее асимптоту, указать координаты точек экстремума. Оформление каждого этапа исследования функции проделать также как и при выполнении предыдущего задания. Самостоятельно загрузите из стандартной библиотеки все необходимые команды.

> restart: y:=arctan(x^2):

> iscont(y, x=-infinity..infinity);

true

> k1:=limit(y/x, x=-infinity);

k1:=0

> k2:=limit(y/x, x=+infinity);

k2:=0

> b1:=limit(y-k1*x, x=-infinity);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> b2:=limit(y-k1*x, x=+infinity);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> yh:=b1;

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> extrema(y,{},x,'s');s;

{0}

{{x=0}}

> ymax:=maximize(y,{x}); ymin:=minimize(y,{x});

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> with(plots): yy:=convert(y,string):

> p1:=plot(y,x=-5..5, linestyle=1, thickness=3,

color=BLACK):

> p2:=plot(yh,x=-5..5, linestyle=1,thickness=1):

> t1:=textplot([0.2,1.7,"Асимптота:"],

font=[TIMES, BOLD, 10], align=RIGHT):

> t2:=textplot([3.1,1.7,"y=Pi/2"],

font=[TIMES, ITALIC, 10], align=RIGHT):

> t3:=textplot([0.1,-0.2,"min:(0,0)"],

align=RIGHT):

> t4:=textplot([2,1,yy], font=[TIMES, ITALIC,

10], align=RIGHT):

> display([p1,p2,t1,t2,t3,t4]);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

§4. Интегрирование

Задание 4.

1. Найти неопределенные интегралы: а) Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru ;

б) Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

> Int(cos(x)*cos(2*x)*cos(3*x),x)=

int(cos(x)*cos(2*x)*cos(3*x), x);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> Int((3*x^4+4)/(x^2*(x^2+1)^3),x)=

int((3*x^4+4)/(x^2*(x^2+1)^3),x);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

2. Найти определенный интеграл Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , при условии a>0, b>0.

> assume (a>0); assume (b>0);

> Int(sin(x)*cos(x)/(a^2*cos(x)^2+b^2*sin(x)^2),

x=0..Pi/2)=int(sin(x)*cos(x)/(a^2*cos(x)^2+b^2*

sin(x)^2),x=0..Pi/2);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

3. Найти несобственный интеграл Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , при a>-1

> restart; assume(a>-1);

> Int((1-exp(-a*x^2))/(x*exp(x^2)),

x=0..+infinity)=int((1-exp(-a*x^2))/(x*exp(x^2)),

x=0..+infinity);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

4. Численно найти интеграл Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> Int(cos(x)/x, x=Pi/6..Pi/4)=evalf(int(cos(x)/x,

x=Pi/6..Pi/4), 15);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

5. Полностью проделать все этапы вычисления интеграла Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru по частям.

> restart; with(student): J=Int(x^3*sin(x),x);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> J=intparts(Int(x^3*sin(x),x),x^3);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> intparts(%,x^2);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> intparts(%,x);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> value(%);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

6. Вычислить интеграл Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru с помощью универсальной подстановки Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

> J=Int(1/(1+cos(x)), x=-Pi/2..Pi/2);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> J=changevar(tan(x/2)=t,Int(1/(1+cos(x)),

x=-Pi/2..Pi/2), t);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> value(%);

J=2

Контрольные задания.

1. Вычислите предел Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

2. Найти пределы функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru при Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и при Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

3. Найти Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

4. Найти точки разрыва функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

5. Найти экстремумы функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и указать их характер.

6. Провести полное исследование функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

7. Построить график функции Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru с указанием координат экстремумов.

8. Вычислить неопределенный интеграл Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

9. Вычислить несобственный интеграл Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru при a>0 b>0 для случаев a>b, a=b, a<b.

10. Численно найти интеграл Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

11. Полностью проделать все этапы вычисления интеграла Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru по частям.

12. Вычислить интеграл Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru с помощью универсальной подстановки tg(x/2)=t.

Контрольные вопросы.

1. Что такое команды прямого и отложенного исполнения? Опишите их действия.

2. С помощью какой команды вычисляются пределы? Какие у нее параметры?

3. Какие команды позволяют найти производную функции?

4. Опишите команды, позволяющие исследовать функцию на непрерывность.

5. Какая последовательность команд необходима для нахождения max и min функции с указанием их координат (x, y)?

6. Какие недостатки имеют команды maximize, minimize и extrema?

7. Опишите общую схему исследования функции и построение ее графика в Maple.

8. Какие команды производят аналитическое и численное интегрирование? Опишите их параметры.

9. С помощью каких команд вводятся ограничения на параметры для вычисления интегралов, зависящих от параметров?

10. Для чего предназначен пакет student?

11. Опишите команду интегрирования по частям.

12. Опишите команду интегрирования методом замены переменных.

V. Линейная алгебра

1. Векторная алгебра.

2. Действия с матрицами.

3. Спектральный анализ матрицы.

4. Системы линейных уравнений. Матричные уравнения.

§1. Векторная алгебра

Основная часть команд для решения задач линейной алгебры содержится в библиотеке linalg. Поэтому перед решением задач с матрицами и векторами следует загрузить эту библиотеку командой with(linalg).

Способы задания векторов.

Для определения вектора в Maple используется команда vector([x1,x2,…,xn]), где в квадратных скобках через запятую указываются координаты вектора. Например:

> x:=vector([1,0,0]);

x:=[1, 0, 0]

Координату уже определенного вектора x можно получить в строке вывода, если ввести команду x[i] , где i - номер координаты. Например, первую координату заданного в предыдущем примере вектора можно вывести так:

>x[1];

Вектор можно преобразовать в список и, наоборот, с помощью команды convert(vector, list) или convert(list, vector).

Сложение векторов.

Сложить два вектора a и b можно с помощью двух команд:

1) evalm(a+b);

2) matadd(a,b).

Команда add позволяет вычислять линейную комбинацию векторов a и b: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , где Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru - скалярные величины, если использовать формат: matadd(a,b,alpha,beta).

Норма вектора.

Норму (длину) вектора Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , которая равна Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , можно вычислить с помощью команды norm(а,2).

Можно нормировать вектор а с помощью команды normalize(a), в результате выполнения которой будет получен вектор единичной длины Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

Задание 1.

1. Даны два вектора: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и угол между a и b. Для решения этой задачи наберите:

> with(linalg):

> a:=([2,1,3,2]); b:=([1,2,-2,1]);

a:=[2,1,3,2]

b:=[1,2,-2,1]

> dotprod(a,b);

> phi=angle(a,b);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

2. Найти векторное произведение Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , а затем скалярное произведение Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , где Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

> restart; with(linalg):

> a:=([2,-2,1]); b:=([2,3,6]);

a:=[2,-2,1]

b:=[2,3,6]

> c:=crossprod(a,b);

c:=[-15,-10,10]

> dotprod(a,c);

3. Найти норму вектора Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

> restart; with(linalg):

> a:=vector([1,2,3,4,5,6]): norm(a,2);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

4. Из системы векторов: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru выделить базис и ортогонализовать его по процедуре Грамма-Шмидта:

> restart; with(linalg):

> a1:=vector([1,2,2,-1]):

a2:=vector([1,1,-5,3]):

a3:=vector([3,2,8,7]): a4:=vector([0,1,7,-4]):

a5:=vector([2,1,12,-10]):

> g:=basis([a1,a2,a3,a4,a5]);

g:= [a1, a2, a3, a5]

> GramSchmidt(g);

[[1,2,2,-1], [2,3,-3,2], Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Действия с матрицами

Определение матрицы.

Для определения матрицы в Maple можно использовать команду matrix(n, m, [[a11,a12,…,a1n], [a21,a22,…,a2m],…, [an1,an2,…,anm]]), где n - число строк, m – число столбцов в матрице. Эти числа задавать необязательно, а достаточно перечислить элементы матрицы построчно в квадратных скобках через запятую. Например:

> A:=matrix([[1,2,3],[-3,-2,-1]]);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

В Maple матрицы специального вида можно генерировать с помощью дополнительных команд. В частности диагональную матрицу можно получить командой diag. Например:

> J:=diag(1,2,3);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Генерировать матрицу можно с помощью функции f(i, j) от переменных i, j – индексов матрицы: matrix(n, m, f), где где n - число строк, m – число столбцов. Например:

> f:=(i, j)->x^i*y^j;

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

>A:=matrix(2,3,f);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Число строк в матрице А можно определить с помощью команды rowdim(A), а число столбцов – с помощью команды coldim(A).

Выяснение типа матрицы.

Выяснить положительную или отрицательную определенность матрицы можно при помощи команды definite(A,param), где param может принимать значения: 'positive_def' – положительно определена (A>0), 'positive_semidef' – неотрицательно определенная Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , 'negative_def' – отрицательно определенная (A<0), 'negative_semidef' - неположительно определенная Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Результатом действия будет константа true – подтверждение, false – отрицание сделанного предположения. Например:

> A:=matrix([[2,1],[1,3]]);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> definite(А,'positive_def');

true

Проверить ортогональность матрицы А можно командой orthog(A).

> В:=matrix([[1/2,1*sqrt(3)/2],

[1*sqrt(3)/2,-1/2]]);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> orthog(В);

true

Функции от матриц.

Возведение матрицы А в степень n производится командой evalm(A^n). Вычисление матричной экспоненты Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru возможно с помощью команды exponential(A). Например:

> Т:=matrix([[5*a,2*b],[-2*b,5*a]]);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> exponential(Т);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> evalm(Т^2);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Задание 2.

1. Даны матрицы: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти: (AB)C , detA, detB, detC, det[(AB)C]. Наберите:

> with(linalg):restart;

> A:=matrix([[4,3],[7,5]]):

> B:=matrix([[-28,93],[38,-126]]):

> C:=matrix([[7,3],[2,1]]):

> F:=evalm(A&*B&*C);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> Det(A)=det(A); Det(B)=det(B); Det(C)=det(C);

Det(F)=det(F);

Det(A)=-1

Det(B)=-6

Det(C)=1

Det(F)=6

2. Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , найти: detA, Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , A’, det(M22). Наберите:

> A:=matrix([[2,5,7],[6,3,4],[5,-2,-3]]);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> Det(A)=det(A);

Det(A)=-1

> transpose(A);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> inverse(A);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> det(minor(A,2,2));

-41

3. Найти ранг матрицы Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

> A:=matrix([[8,-4,5,5,9], [1,-3,-5,0,-7],

[7,-5,1,4,1], [3,-1,3,2,5]]):

> r(A)=rank(A);

r(A)=3

4. Вычислить Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , где Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

> exponential([[3,-1],[1,1]]);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

5. Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти значение многочлена Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

> A:=matrix([[5,1,4],[3,3,2],[6,2,10]]):

> P(A)=evalm(A^3-18*A^2+64*A);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

§3. Спектральный анализ матрицы

Задание 3.

1. Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти ее собственные векторы и собственные числа.

> U:=matrix([[3,2-I],[2+I,7]]):

> eigenvectors(U);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

2. Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти собственные векторы, собственные числа, характеристический многочлен и минимальный многочлен, Жорданову форму.

> A:=matrix([[3,-I,0],[I,3,0],[0,0,4]]):

> eigenvectors(A);

[2, 1, {([1, -I, 0])}], [4, 2, {([0, 0, 1]), ([-I, 1, 0])}]

> P(lambda):=charpoly(A,lambda);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> d(lambda):=minpoly(A,lambda);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> jordan(A);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

3. Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Привести матрицу А к Жордановой форме, треугольному виду, найти ее характеристическую матрицу.

> A:=matrix([[1,-3,4],[4,-7,8],[6,-7,7]]):

> j:=jordan(A);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> g:=gausselim(A);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> F(A):=charmat(A,lambda);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Самостоятельно проверьте, чем будет отличаться результат выполнения команды ffgausselim(A) от gausselim(A) на этом примере.

§4. Системы линейных уравнений. Матричные уравнения

Ядро матрицы.

Ядро матрицы А – это множество векторов х таких, произведение матрицы А на которые равно нулевому вектору: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Поиск ядра матрицы А эквивалентен решению системы линейных однородных уравнений. Найти ядро матрицы А можно командой kernel(A).

Задание 4.

1. Найти общее и одно частное решение системы: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> eq:={2*x-3*y+5*z+7*t=1, 4*x-6*y+2*z+3*t=2,

2*x-3*y-11*z-15*t=1}:

> s:=solve(eq,{x,y,z});

s:={ Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , y=y, Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru }

Для нахождения частного решения следует выполнить подстановку конкретного значения одной из переменных при помощи команды subs:

> subs({y=1,t=1},s);

{ Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , 1=1}

2. Решить матричное уравнение: АX=В; где Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> A:=matrix([[1,2],[3,4]]):

> B:=matrix([[3,5],[5,9]]):

> X:=linsolve(A,B);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

3. Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти ее ранг, дефект: d(A)=n–r(A), где n – размерность квадратной матрицы, r – ее ранг. Найти ядро А. Наберите:

> A:=matrix([[1,1,0],[0,2,-1],[1,3,-1]]):

> r(A):=rank(A);

r(A):=2

> d(A):=rowdim(A)-r(A);

d(A):=1

> k(A):=kernel(A);

k(A):={[-1,1,2]}

Контрольные задания.

1) Даны 2 вектора: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и угол j между этими векторами.

2) Даны 3 вектора: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

3) Даны системы векторов: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Предварительно выяснив, является ли система Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru базисом, применить процедуру ортогонализации Грамма-Шмидта и построить ортогональный базис этого подпространства.

4) Даны матрицы Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти: AB, BA, detA, detB.

5) Дана матрица: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти: detA, А-1, M32, A'.

6) Найти ранг матрицы: Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Привести матрицу С к треугольному виду.

7) Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти ее спектр, характеристический многочлен и значение матрицы на нем (вместо переменной l в PА (l) подставить А).

8) Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , det( Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru ), собственные векторы и собственные числа матрицы Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , ядро матрицы Т.

9) Дана матрица Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Найти нормальную форму Жордана, собственные векторы и числа, найти характеристический и минимальный многочлены.

10) Решить матричное уравнение: АХ=В, где Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru , Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru .

Контрольные вопросы.

1. Какой пакет следует загрузить перед решением задач линейной алгебры в Maple?

2. С помощью каких команд можно ввести вектор, матрицу?

3. Какими двумя командами можно сложить два вектора одинаковой размерности (2 матрицы)?

4. Какие виды произведений векторов вычисляются Maple и какие команды для этого используются?

5. Как вычислить норму вектора?

6. Как вычислить угол между двумя векторами?

7. Опишите команды нахождения базиса системы векторов и построение ортогонального базиса системы векторов.

8. Какими двумя командами можно вычислить произведение двух матриц (или матрицы на вектор)?

9. Какие команды используются для нахождения определителя, минора, алгебраического дополнения, следа матрицы?

10. Что такое дефект матрицы? Опишите способ нахождения дефекта квадратной матрицы. Какие команды при этом используются?

11. Какая матрица называется обратной и какими способами она вычисляется в Maple?

12. Что называется собственным вектором и собственным числом матрицы? Что называется спектром матрицы? Какие команды используются для нахождения спектра матрицы и ее собственных векторов? В каком виде в Maple выводятся результаты выполнения этих команд?

13. Перечислите специальные виды матриц и команды, приводящие матрицы к этим формам.

14. Что называется ядром матрицы, и какая команда используется для его нахождения?

15. Какая команда позволяет решать матричные уравнения?

Задание 1.

1. Вычислить предел Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Наберите:

> Limit((1-x)*tan(Pi*x/2),x=1)=

limit((1-x)*tan(Pi*x/2),x=1);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

2. Найти односторонние пределы Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru и Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Наберите:

> Limit(arctan(1/(1-x)),x=1,left)=

limit(arctan(1/(1-x)), x=1, left);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> Limit(arctan(1/(1-x)),x=1,right)=

limit(arctan(1/(1-x)),x=1, right);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Дифференцирование

Вычисление производных.

Для вычисления производных в Maple имеются две команды:

1) прямого исполнения – diff(f,x), где f – функция, которую следует продифференцировать, x – имя переменной, по которой производится дифференцирование.

2) отложенного исполнения – Diff(f,x), где параметры команды такие же, как и в предыдущей. Действие этой команды сводится к аналитической записи производной в виде Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru. После выполнения дифференцирования, полученное выражение желательно упростить. Для этого следует использовать команды simplify factor или expand, в зависимости от того, в каком виде вам нужен результат.

Пример:

> Diff(sin(x^2),x)=diff(sin(x^2),x);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Для вычисления производных старших порядков следует указать в параметрах x$n, где n – порядок производной; например:

> Diff(cos(2*x)^2,x$4)=diff(cos(2*x)^2,x$4);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Полученное выражение можно упростить двумя способами:

> simplify(%);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> combine(%);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Дифференциальный оператор.

Для определения дифференциального оператора используется команда D(f) – f-функция. Например:

> D(sin);

cos

Вычисление производной в точке:

> D(sin)(Pi):eval(%);

-1

Оператор дифференцирования применяется к функциональным операторам

> f:=x-> ln(x^2)+exp(3*x):

> D(f);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

Задание 2.

1. Вычислить производную Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

> Diff(sin(2*x)^3-cos(2*x)^3,x)=

diff(sin(2*x)^3-cos(2*x)^3,x);

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

2. Вычислить Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru . Наберите:

> Diff(exp(x)*(x^2-1),x$24)=

diff(exp(x)*(x^2-1),x$24):

> collect(%,exp(x));

Непрерывность функции и точки разрыва. - student2.ru

3. Вычислить вторую производную функции

Наши рекомендации