Сообщение психолога о стилях семейного воспитания
Отношения в семье можно представить в виде формулы:
СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).
Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль(в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль(в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль(в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль(непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Обсуждение проблемы
Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему. А особо хочется особо поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными. (1)Только поощрение.(2) Частое порицание. (3) «Метод кнута и пряника».
Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, ведущий показывает эффективность того или иного метода/.
5. Выводы:
Слово ведущего: «Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.
Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш.Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
6. Интервью для родителей:
1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
2. Какая часть вызвала особый интерес?
3. Ваши пожелания на будущее.
Список литературы:
1. ДереклееваН.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.
2. Захаров А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.
3. Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.
4. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
Задание 16. Определение уровня развития педагогических способностей
Цель – определить уровень развития педагогических способностей.
№ | Педагогические способности (В.А.Крутецкий) | Мониторинг развития | баллы |
1 | Дидактические способности – способности 1) передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им проблему ясно и понятно; 2) вызывать интерес к предмету; 3) возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль, организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний; 4) по необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал. | ||
2 | Академические способности – способности к соответствующей области наук, которые 1)включают знание предмета не только в объёме школьного курса, а значительно шире и глубже; 2) позволяют абсолютно свободно владеть материалом, проявлять к нему интерес, следить за открытиями в своей науке и вести хотя бы очень скромную исследовательскую работу. | ||
Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. | |||
4 | Речевые способности – способности ясно и чётко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. | ||
5 | Организаторские способности – способности 1) организовывать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить его на решение важных задач; 2) правильно организовать свою собственную работу, что предполагает умение правильно планировать и самому контролировать её. | ||
6 | Авторитарные способности – способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение в том числе и на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а так же от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убеждённости учителя в своей правоте и умения передать эту убеждённость воспитанникам | ||
7 | Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся. | ||
8 | Прогностические способности (педагогическое воображение) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. | ||
9 | Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности выражается в умении внимательно следить за содержанием и формой изложения материала, за развёртыванием своей мысли (или мысли ученика) и в то же время держать в поле зрения всех учащихся, чутко реагируя на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечая все случаи нарушения дисциплины, и, наконец, следить за собственным поведением. | ||
Итого | +24 |
Задание 17. Анализ готовности к профессиональной деятельности
Цель: определить степень готовности к преподавательской, воспитательной, организационно-управленческой деятельности.
Я оцениваю свою готовность к преподавательской деятельности на 90 %. Испытываю затруднения в дисциплине на уроках, так как на уроках ни всегда царила атмосфера творчества. Так же на уроках возникали ситуации, когда я не чувствовала себя учителем, а чувствовала себя студентом-практикантом. Это происходило тогда, когда учитель отвлекал учеников проблемами, несвязанными с уроками.
Я оцениваю свою готовность к воспитательной деятельности на 95 %. Во время практики не возникало конфликтных ситуаций, поэтому я не могу адекватно оценить себя по этому вопросу.
Я оцениваю свою готовность к организационно-управленческой деятельности на 90%. Я не могу оценить себя по вопросам взаимодействия с представителями внешних организаций, в том числе с родителями учащихся, и отстаивание интересов классного коллектива, противостояв внешнему давлению, так как подобных ситуаций не возникало.
Задание 18. Оценка деятельности учителя-практиканта участниками педагогического процесса
Было проведено анонимное анкетирования «Учитель-практикант глазами учеников» учащихся 8 «а» класса и на этой основе подведены итоги собственной педагогической деятельности: учащиеся оценили меня как учителя на . Выяснилось, что в глазах учеников я излагаю материал ясно и доступно, доброжелательна и тактична по отношению к ученикам, делаю замечание, не обижая, не выделяю «любимчиков», «не боюсь» своих учеников и уверена в себе. Некоторые ученики считают, что я предлагаю ученикам разные виды деятельности (беседы, практические работы, работу по карточкам, математические соревнования и другие); выбираю оптимальный темп изложения; справедливо оцениваю знания учеников; располагаю к себе высокой эрудицией и знанием предмета; располагаю к себе манерой поведения, внешним видом; уважаю учеников, внимательна к их точки зрения; учитываю их интересы; уделяю им много внимания; творческий человек; умею вызвать интерес и поддержать инициативу учащихся; проявляю выдержку и уверенность в затруднительных, конфликтных ситуациях; внеклассные мероприятия по предмету, организованные мной, интересны; моя речь грамотна и эмоциональна.
Учитель оценили мою деятельность на оценку «отлично», классный руководитель оценила мою деятельность на оценку «хорошо» (См. Приложение 2).