Г. Усиление развивающих функций учебных задач по математике
Задание 1. Планирование педагогической деятельности
В начале прохождения практики по основной специальности «математика» были выполнены все задания по планированию собственной педагогической деятельности, в том числе разработан Индивидуальный план прохождения педагогической практики (см. Приложение 1).
Задание 2. Краткая характеристика базы педагогической практики
Цель задания – охарактеризовать образовательное учреждение, являющееся базой педагогической практики.
Данное задание было выполнено группой студентов: Быкова А.А., Казакова О.С., Мокану Е.С., Добровольская А.Ю., Бондаренко В.Ю., – и сдано на кафедру математики и методики её преподавания 10 января 2011 года.
Руководителем группы студентов задание оценено на «отлично» _______________
/ И.К. Кондаурова
Задание 3. Календарно-тематическое планирование
Цель задания – разработать календарно-тематические планы по дисциплинам предметной области «математика» на период прохождения практики.
№ урока | Тема урока | Реализация цели урока | Применение средств обучения | Домашняя работа учащихся | ||||
Решение учебных задач | Реализация развивающих задач обучения | Форма работы | Реализация воспитат. задач обучения | Организация базового повторения к уроку | Закрепление изученного на уроке материала | |||
Тема: Квадратные уравнения. | ||||||||
Квадратные уравнения (ИНМ) | ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | Определения: уравнения, корня уравнения, равносильных уравнений | Знать опр-я: кв. ур-я, полного и привед. кв. ур-я, корня кв. ур-я. Решить: № 24.4(г), 24.7(г), № 24.14(г), 24.28 | |||
№ 24.1(а-г) | скор.реакц. | ФО | ||||||
№ 24.4(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№24.7(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№24.11(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
Формула корней квадратного уравнения (ИНМ) | СР | память | СР | Самост. | РМ | опр. кв. ур-я, полного и приведенного кв. ур-я, корня кв. ур-я. | Знать опр-я: дискрим. кв. ур-я, корней кв. ур-я, формулу кв. ур-я Решить: № 25.1(г), № 25.4(г), № 25.5(г), | |
ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | ||||||
№ 25.1(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 25.4(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 25.5(а-в) | алгоритмичность | СРД | Самост. |
Формула корней квадратного уравнения (ЗИМ) | Текст СР | память | СР | Самост. | РМ | опр. кв. ур-я, полного и привед. кв. ур-я, корня кв. ур-я. дискримианта кв. ур-я, формулу корней кв. ур-я, | Знать: алгоритм. решения кв. ур-я Решить: № 25.11(г), № 25.12(а-в), № 25.20(г), | |
№ 25.7(а-г) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 25.10(а-г) | алгоритмичность | СРД | Самост. | |||||
№ 25.11(а-г) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 25.17(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 25.20(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
Дробно-рациональные уравнения (ИНМ) | ИНМ. | речь в т.ч.мат. | беседа | Алгоритм решения квадратного уравнения | Знать: алгоритм решения. дробно-рационального уравнения Решить: № 26.6(г), № 26.4(а). | |||
№ 26.1(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 26.2(а) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 26.3(а) | алгоритмичность | СРД | Самост. | |||||
№ 26.6(а) | алгоритмичность | КОД | ||||||
Дробно-рациональные уравнения (ЗИМ) | Текст СР | память | СР. | Самост. | РМ | Алгоритм решения дробно-рационального уравнения | Знать: алгоритм решения дробно-рационального. уравнения Решить: № 2676(г), № 26.8(г), № 26.9(г), № 26.11(г). | |
№ 26.7(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 26.8(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№ 26.9(а-в) | алгоритмичность | СРД | Самост. | |||||
№ 26.11(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
6 | Биквадратные уравнения (ИНМ) | Текст СР | память | СР | Самост. | РМ | Алгоритм решения квадратного уравнения | Знать: алгоритм решения биквадратн. ур-я Решить: № 26.14(г), № 26.15(г), № 26.16(г), |
ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | ||||||
№ 26.14(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№26.15(а-в) | алгоритмичность | СРД | Самост. | |||||
№26.16(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
7 | Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной (ИНМ) | Текст СР | память | СР | Самост. | РМ | Алгоритмы решения квадратного и биквадратного уравнений | Знать: алгоритм решения рационального. уравнения методом введения новой переменной. Решить: № 26.22(г), № 26.23(г), № 26.25(г), |
ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | ||||||
№ 26.22(а-в) | алгоритмичность мышления | КОД | ||||||
№ 26.23(а-в) | алгоритмичность мышления | КОД | ||||||
№ 26.25(а-в) | аналитичность мышления | КОР | ||||||
8 | Квадратные уравнения (ПОМ) | Текст провер.раб. | память | Пр.раб | рефлексия | П. 24, П. 25, П. 26. | Повторить: П. 24, П. 25, П. 26. Решить: № 25.12(в), № 26.10(в), № 26.24(г), | |
24.31(а-в) | аналитичность мышления | КОД | ||||||
25.12(а,б) | СРД | Самост. | ||||||
№ 25.30 | КОД | |||||||
26.10(а,б) | СРД | Самост. | ||||||
26.24(а,б) | КОД | |||||||
9 | Квадратные уравнения (КЗ): контрольная работа | |||||||
10 | Квадратные уравнения (КОРЗ) | анализ ошибок, допущен. в к/р | СР с ПСП КОД | рефлексия | по результатам контрольной работы |
11 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций (задачи на движение) (ИНМ) | ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | Алгоритм решения дробно-рационального уравнения | Знать: методы и способы решения задач на движение Решить: № 27.8 | ||
№ 27.1 | аналитичность мышления | КОД | ||||||
№ 27.3 | КОД | |||||||
№27.5 | КОД | |||||||
№27.7 | КОД | |||||||
12 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций (задачи на движение по реке) (ИНМ) | Текст СР | память | СР | Самост. | РМ | Математическое моделирование задач на движение | Знать: Математическое моделирование задач на движение по реке Решить: № 27.24 |
ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | ||||||
№ 27.16 | аналитичность мышления | КОД | ||||||
№ 27.19 | СРД | Самост. | ||||||
№ 27.23 | КОД | |||||||
13 | Рациональные (задачи на работу) (ИНМ) | Текст СР | память | СР | Самост. | РМ | Математическое моделирование задач на движение | Знать: Математическое моделирование задач на работу Решить: № 27.28 |
ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | ||||||
№ 27.15 | аналитичность мышления | КОД | ||||||
№ 27.26 | СРД | Самост. | ||||||
№ 27.27 | КОД | |||||||
14 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций (ЗИМ) | Текст СР | память | СР | Самост. | РМ | Алгоритм решения дробно-рационального уравнения. Математическое моделирование сюжетных задач | Знать: алгоритмы решения дробно-рационального уравнения., метод математического моделирования сюжетных задач Решить: № 27.43. |
№ 27.32 | аналитичность мышления | КОД | ||||||
№ 27.38 | СРД | Самост. | ||||||
№ 27.41 | СРД | Самост. | ||||||
№ 27.44 | КОД | |||||||
15 | Частный случай корней квадратного уравнения (ИНМ) | ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | Алгоритм решения квадратного уравнения | Знать: алгоритм решения уравнения вида ах2 + 2kх + с =0 Решить: № 28.17 | ||
№28.1(а-в) | аналитичность мышления | КОД | ||||||
№28.5(а-в) | СРД | Самост. | ||||||
№28.10 | КОД | |||||||
№28.18 | СРД | Самост. | ||||||
16 | Частный случай корней квадратного уравнения (ЗИМ) | Текст СР | память | СР | рефлексия | РМ | Алгоритм решения уравнения вида ах2 + 2kх + с =0 | Знать: алгоритм решения уравнения вида ах2 + 2kх + с =0 Решить: № 28.25 № 28.26 |
№28.19(а-в) | аналитичность мышления | КОД | ||||||
№28.21(а-в) | СРД | Самост. | ||||||
№ 28.24 | КОД | |||||||
№ 28.28 | КОД |
17 | Теорема Виета . Разложение квадратных уравнений на линейные множители (ИНМ) | Повторение | скор.реакц. | ФО | РМ | Алгоритмы решения квадратного уравнения | Знать: теорему Виета, обр. теореме Виета, теорему разложения на множители Решить: № 29.20(в), № 29.28(г), № 29.30(г), | |
ИНМ | речь в т.ч.мат. | беседа | ||||||
№29.15(а,б) | алгоритмичность мышления | КОД | ||||||
№ 29.16(а) | КОД | |||||||
№ 29.19(а) | КОД | . | ||||||
№29.28(а,б) | аналитичность мышления | СРД | Самост. | РМ | ||||
№29.30(а,б) | КОД | |||||||
№ 29.20(а) | алгоритмичность мышления | КОД | ||||||
№ 29.6(а) | КОД | |||||||
18 | Теорема Виета . Разложение квадратных уравнений на линейные множители (ЗИМ) | Текст СР | память | СР | Самост. | РМ | Теорема Виета, обратная теореме Виета, теорема разложения на множители | Знать: теорему Виета, обр. теоремеа Виета, теорема разложения на множители Решить: № 29.11(г), № 29.21(г), № 29.32(г), № 29.34(г)., |
№ 29.9 | аналит.мышл | СРД | ||||||
№ 29.11 | речь в т.ч.мат | Устню работа | РК | |||||
№ 29.21 | аналит.мышл | КОД | ||||||
№ 29.32 | алгоритмичность мышления | КОД | ||||||
№ 29.34 | КОД | |||||||
19 | Теорема Виета . Разложение квадратных уравнений на линейные множители (ЗИМ) | Текст провер.раб. | память | СРкх | рефлексия | Теорема Виета, Обр. теорема Виета, Теорема разложения на множители | Знать: Теорему Виета, Обр. теорема Виета, Теорема разложения на множители Решить: № 29.37(г), № 29.39(г), № 29.50(б). | |
№29.37(а-в) | алгоритмичность | КОД | ||||||
№29.39(а-в) | аналит.мышл. | КОД | ||||||
№ 29.42 | алгоритмичность мышления | СРД | ||||||
№29.48(а,б) | КОД | |||||||
№ 29.50(а) | СРД | |||||||
20 | Квадратные уравнения (ПОМ) | № 27.33 | аналитичность мышления | КОД | П. 27, П. 28, П. 29. | Повторить: П. 27, П. 28, П. 29. Решить: № 29.7(г), № 27.37, № 29.30(г). | ||
№ 27.20 | КОД | |||||||
№ 27.45 | КОД | |||||||
№ 28.8 | алгоритмичность мышления | КОД | ||||||
№ 29.7(а-в) | КОД | |||||||
№29.38(а-в) | СРД | Самост. | ||||||
21 | Квадратные уравнения (КЗ) | КР | ||||||
22 | Квадратные уравнения (КОРЗ) | анализ ошибок, допущен. в к/р | СР с ПСП КОД | по результатам контрольной работы |
Задание 4. Планирование воспитательной работы
Цель выполнения задания – разработать план воспитательной работы.
План воспитательной работы для учащихся 8 «А» класса | ||||||
№ | Основные направления воспитания | Число | Методы и формы воспитания | Наименование мероприятия | Ответственные | Анализ, выводы/ примечания |
Познавательное | 14.01.11 | Диагностическое тестирование | Классный час «Познай себя» | Добровольская А., Бондаренко В., Казакова О., Быкова А., Мокану Е. | Была получена важная психолого-педагогическая информация, необходимая для дальнейшего прохождения практики | |
18.03.11 | Беседа с использованием ИКТ | «Чувства» | Добровольская А. | Учащиеся с удовольствием рассуждали и высказывали свое мнение в ходе беседы. | ||
15.03.11 | Тренинг-игра | «Остров» | Бондаренко В. | Наблюдалась активность учащихся. Все учащиеся серьезно отнеслись к мероприятию | ||
01.03.11 | Внеклассное мероприятие по математике | «Конкурс математиков» | Добровольская А., Бондаренко В., Казакова О., Быкова А., Мокану Е. | Внеклассное мероприятие по математике проводилось в рамках Недели математики | ||
Общественные | 22.01.11 | Общешкольное мероприятие | Рождественский фестиваль | Учащиеся | К сожалению, наш класс не смог принять участие в празднике | |
1.02.11 | Классный час | «Поклон тебе солдат России!» | Добровольская А., Бондаренко В., Казакова О., Быкова А., Мокану Е. | Школа находилась на карантине. Мероприятие отменили. | ||
3.01.11 | Оформление стенгазеты | Редколлегия класса | ||||
Ценностно-ориентированное | 21.02.11 | Беседа | «Сила слова» | Казакова О. | Все учащиеся приняли активное участие в обсуждении. | |
Спортивное | 18.02.11 | Общешкольное мероприятие | Лыжный кросс | Учитель физкультуры | Школа находилась на карантине. Мероприятие отменили. | |
Художественное | 15.02.11 | Заочная экскурсия | «Эрмитаж» | Учащиеся | Школа находилась на карантине. Мероприятие отменили. | |
21.01.11 | Школьный конкурс электронных презентаций «Жизнь одна! Береги её!» | Разработка презентаций | Учащиеся: Лакомая Е., Самкова Д., Кизимов А. | Учащиеся безответственно подошли к разработке презентаций. В результате ни одна работа не было предоставлена на конкурс | ||
21.01.11 | Подведение итогов конкурса | |||||
2.03.11 | Посещение музея «Боевой славы» | Поход в музей | Быкова А. | Учащиеся с большой неохотой соглашались на это мероприятие | ||
Обмен впечатлений | На удивление все остались довольны | |||||
15.02.11 | Общешкольный конкурс чтецов и военной песни | Репетиция номера | Учащиеся | Школа находилась на карантине. Мероприятие отменили | ||
Участие в конкурсе | ||||||
Подведение итогов | ||||||
Работа с родителями | 1.03.11 | Общешкольное родительское собрание | «Духовное развитие детей» | Завуч, преподавательский состав школы | На данном собрание обсуждался вопрос о введение «Православия» в начальной и средней школе. Оно проходило с участием церковнослужителей | |
Свободное общение | 10.02.11 | Календарный праздник | Подготовка к празднику | Добровольская А., Бондаренко В., Казакова О., Быкова А., Мокану Е. | Школа находилась на карантине. Мероприятие отменили | |
14.02.11 | «День святого Валентина» | |||||
17.02.11 | Календарный праздник | «Русская масленица» | Добровольская А., Бондаренко В., Казакова О., Быкова А., Мокану Е. | Школа находилась на карантине. Мероприятие отменили | ||
5.03.11 | Календарный праздник | «Русская масленица» | Добровольская А., Бондаренко В., Казакова О., Быкова А., Мокану Е. | Праздник прошел весело. Все дети наелись блинов и остались довольны | ||
22.03.11 | Игровой праздник | «Со сказкой по жизни» | Мокану Е. | Праздник прошел весело. Все учащиеся приняли активное участие. |
Задание 5. Психолого-педагогические особенности обучения математике
Цели выполнения задания:
А) охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся, оказывающие влияние на выбор учителем тех или иных средств педагогического воздействия;
Б) охарактеризовать состояние обученности учащихся основным общеучебным умениям;
В) разработать методическую модель обучения математике учащихся исследуемого класса;
Г) на основе материалов технологической карты разработать систему развивающих задач к урокам.
Задания 5А и 5Б были выполнены группой студентов: Быкова А.А., Казакова О.С., Мокану Е.С., Добровольская А.Ю., Бондаренко В.Ю., – и сданы на кафедру математики и методики её преподавания 10 января 2011 года.
Руководителем группы студентов выполнение заданий оценено на «отлично»
_________________ / И.К. Кондаурова.
Задание 5В. Индивидуальная методическая инструментовка
Индивидуальная методическая инструментовка для учащихся 8 «а» класса МОУ «Школа № 46 г. Саратова» | |||||||||||||
Ф.И. ученика | лекция | презентация (пр), демонстрация (д), показ (п) | объяснение материала с последующим ответом на вопросы | работа с ОСК | фронтальный опрос (фо), экспресс-тестирование (т) | ответ у доски с комментарием | самостоятельная работа учащихся | педагогическая деятельность учащихся | алгоритмизация | ||||
с источниками информации | с раздаточным материалом и ТПО | конструирование задач | анализ и оценка деятельности одноклассников | самоанализ и самооценка | |||||||||
Балашева | |||||||||||||
Беленцов | |||||||||||||
Вакуленко | |||||||||||||
Газарян | |||||||||||||
Гливенко | |||||||||||||
Дробынина | |||||||||||||
Дусмуродова | |||||||||||||
Жданов | |||||||||||||
Зайцева | |||||||||||||
Иванов | |||||||||||||
Кизимов | |||||||||||||
Козырев | |||||||||||||
Лакомая | |||||||||||||
Немоляев | |||||||||||||
Парусова | |||||||||||||
Попкова | |||||||||||||
Самкова | |||||||||||||
Сиводина | |||||||||||||
Степанова | |||||||||||||
Черноусов | |||||||||||||
Щербак | |||||||||||||
Маслов | |||||||||||||
Великанов | |||||||||||||
Задание 7. План личностного самопродвижения в профессии
Самооценка уровня развития педагогических способностей | |||
№ | Педагогические способности (В.А.Крутецкий) | Мониторинг развития | баллы |
1 | Дидактические способности – способности 1) передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им проблему ясно и понятно; 2) вызывать интерес к предмету; 3) возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль, организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний; 4) по необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал. | ||
2 | Академические способности – способности к соответствующей области наук, которые 1)включают знание предмета не только в объёме школьного курса, а значительно шире и глубже; 2) позволяют абсолютно свободно владеть материалом, проявлять к нему интерес, следить за открытиями в своей науке и вести хотя бы очень скромную исследовательскую работу. | ||
Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. | |||
4 | Речевые способности – способности ясно и чётко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. | ||
5 | Организаторские способности – способности 1) организовывать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить его на решение важных задач; 2) правильно организовать свою собственную работу, что предполагает умение правильно планировать и самому контролировать её. | ||
6 | Авторитарные способности – способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение в том числе и на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а так же от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убеждённости учителя в своей правоте и умения передать эту убеждённость воспитанникам | ||
7 | Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся. | ||
8 | Прогностические способности (педагогическое воображение) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. | ||
9 | Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности выражается в умении внимательно следить за содержанием и формой изложения материала, за развёртыванием своей мысли (или мысли ученика) и в то же время держать в поле зрения всех учащихся, чутко реагируя на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечая все случаи нарушения дисциплины, и, наконец, следить за собственным поведением. |
План личностного самопродвижения в профессии | ||||
№ | Вид способности | Компоненты способности, нуждающиеся в интенсивном развитии | Уровень развития | |
на начало практики | желаемый результат | |||
1 | Дидактические способности | 1) передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им проблему ясно и понятно; 2) возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль, организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний; 3) адаптировать учебный материал: «трудное» делать «лёгким», сложное – простым, непонятное, неясное – понятным, | 5 | 10 |
2 | Академические способности | 4) абсолютно свободно владеть материалом | 6 | 7 |
3 | Перцептивные способности | 5) проникать во внутренний мир ученика, 6) понимать временные психические состояния личности учащегося, | 6 | 7 |
4 | Речевые способности | 7) ясно и чётко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики и пантомимики, 8) говорить убеждённо и интересно, 9) говорить так, чтобы меня понимали, | 7 | 10 |
5 | Организаторские способности | 10) сплотить ученический коллектив, воодушевить его на решение важных задач, | 5 | 10 |
6 | Авторитарные способности | 11) добиваться у учащихся авторитета, 12) быть требовательной, 13) уметь передавать воспитанникам убеждённость в своей правоте, | 7 | 10 |
7 | Коммуникативные способности | 14) устанавливать с учащимися целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения | 6 | 10 |
8 | Прогностические способности (педагогическое воображение) | 15) уметь предвидеть последствий своих действий, 16) уметь прогнози |