Работа схемы при движении тепловоза

Приведение тепловоза в движение.

Для этого при запущенном ди­зеле (см. раздел «Пуск дизеля») необходимо выполнить следующие опе­рации.

1.Тумблер «Вперед-Назад» контроллера установить в положение, соот­ветствующее требуемому направлению движения. При включении тумбле­ра в положение «Вперед» получает питание катушка «Вперед» реверсивно­го переключателя Р по цепи: «плюс» на зажиме 1/3, провод 4000, входы клю­чей блока БЭЛ электронного контроллера, замкнутый ключ В («Реверсор вперед»} блока БЭЛ, провод 171, зажим 3/9, провод 173, замкнутый размыка­ющий контакт контактора КУ10.

Далее цепь собирается по проводу 174 через катушку электропневма­тического вентиля «Вперед» реверсивного переключателя Р, по проводу 4220 через замкнутый размыкающий контакт поездного контактора П2, по про­воду 723 через замкнутый размыкающий контакт контактора П1, по про­водам 722, 257 и 259 на минусовой зажим 4/3. Кулачковый переключатель разворачивается в положение «Вперед» и его контакты 3-4 и 9-10 прини­мают положение, показанное на схеме. Кроме того, от зажима размыкаю­щего контакта контактора КУ10 (провод 173) по проводу 3100 получает пи­тание катушка реле РНР.

Когда тумблер «Вперед»-«Назад» контроллера переключают в поло­жение «Назад», получает питание катушка контактора КУ10: «плюс» на зажиме 1/3, провод 4000, входы ключей блока БЭЛ электронного контрол­лера, замкнутый ключ Н («Реверсор назад») блока БЭЛ, провод 164, за­жим 3/10, провод 166, катушка контактора КУ10, «минус». Получив пита­ние, контактор КУ10 подает питание на катушку электропневматического вен­тиля «Назад» реверсивного переключателя Р по цепи: от плюсового вывода катушки реле КУ10 по проводу 344 через замкнутый контакт реле КУ10, по проводу 610 на катушку «Назад» кулачкового переключателя Р и далее на «минус» по цепи, представленной для катушки «Вперед», и параллельно ей по проводу 226 через замыкающий контакт РКВ, по про­водам 604 и 127 на минусовой зажим 4/6.

2. Переключатель режима работы задатчика на пульте управления ус­тановить в положение «Тяга».

3. Повернуть ключ электропневматического клапана (ЭПК) автостопа в положение «Включено». При этом замыкается контакт ключа ЭПК меж­ду проводами 899 и 900, готовя цепь питания катушек реле РВ4, РКВ и контактора КВ.

4. Вставить ключ в гнездо выключателя ВЦУ1 цепей управления на ос­новном пульте управления машиниста и повернуть его по часовой стрелке в положение I. При этом получают питание реле РУ31 и РММ1.

Если управление выполняют с дополнительного пульта, то необходимо осуществить эту же операцию с выключателем ВЦУ2 на дополнительном пульте. При этом своим замкнувшимся контактом 5-6 ВЦУ2 подает питание на катушку реле РУ32 по цепи: «плюс» БА, провода 720 и 4817, включенный автоматический выключатель АВ16 «Тормозное оборудование», провод 4826, замкнутый размыкающий контакт реле РУ31, провод 4841, контакт 35 разъе­ма Х7 ПУ2, контакт выключателя ВЦУ2, контакт 36 разъема Х7 ПУ2, провод 4842, катушка реле РУ32. Далее цепь собирается по проводу 4885 через зажим 15/10, по проводам 4825 и 651 на «минус» БА.

Включившееся реле РУ32 своим контактом между проводами 2757 и 4002 подает питание на дополнительный задатчик электронного контроллера, расположенный на дополнительном пульте управления. Своим вторым кон­тактом 7-8 между проводами 862 и 7343 выключатель ВЦУ2 создает цепь питания катушки реле РММ2: «плюс» от контакта контактора КБУ по прово­дам 2780 и 6028 на зажим 14/10. Затем цепь собирается по проводу 862 через контакт 33 разъема Х7 ПУ2, замкнутый контакт переключателя ВЦУ2, контакт 34 разъема Х7 ПУ2, провода 7343 и 342, замкнутый размыкающий контакт реле РММ1, по проводу 309 на катушку РММ2 и далее по проводам 346 и 396 на минусовой зажим 4/7.

Одновременно от провода 7343 получают питание сигнальные лампы «Л40» и «Л41» на крыше кабины со стороны помощника машиниста. Вклю­чившееся реле РММ1 или РММ2 замыкает свои контакты между провода­ми, соответственно, 399 и 2591 или 7351 и 7350 в цепи катушек реле РВ4, РКВ и контактора КВ.

5. Включить тумблер SA2 «Управление машинами» на одном из пультов управления. При этом замыкаются сдвоенные контакты тумблера SA2 меж­ду контактами 34 и 36 разъема Х6 соответствующего пульта, готовя цепь питания реле РВ4, РКВ и контактора КВ.

6. Убедиться в том, что двери высоковольтной камеры закрыты (блоки­ровки БК1 — БКЗ между проводами 191 и 181 замкнуты), тормоза локомо­тива отпущены.

7. Перевести рукоятку задатчика электронного контроллера в положе­ние первой тяговой позиции. При установке контроллера в это положение получает питание катушка реле времени РВ4 по цепи: «плюс» на зажиме 1/3, провод 4000, входы ключей блока БЭЛ электронного контроллера, замк­нутый на первой тяговой позиции ключ «KB тяга», провод 160, зажим 15/1.

Далее цепь следующая: провод 900, замкнутый контакт клапана ЭПК, провод 899, контакт РММ1, провод 2591, контакт 34 разъема Х6 ПУ1, сдво­енные контакты тумблера SA2 ПУТ, контакт 36 разъема Х6 ПУ1, провод 162, зажим 14/3 (если переключатель ВЦУ установлен в положение 2 и вклю­чен тумблер SA2 на ПУ2, то питание на зажим 14/3 подается от провода 899 по проводу 7351 через контакт РММ2, по проводу 7350 через контакт 34 разъема Х6 ПУ2, сдвоенные контакты тумблера SA2 ПУ2, контакт 36 разъема Х6 ПУ2, по проводу 605).

Затем цепь собирается следующим образом: провод 615, замкнутый размыкающий контакт реле РЭТ, провода 616 и 191, замкнутые блокировки дверей БК1-БКЗ, провода 2840, 2841, 2844 и 181, замкнутый размыкающий контакт реле РУ2, провод 2590, замкнутый размыкающий контакт контактора КВТ1, провод 1730, контакт 7 разъема Р15, провод 168, управляющий вход 3 реле времени РВ4, «минус» (питание на вход 1 реле РВ4 подано ранее пос­ле включения автоматического выключателя SF1 «Управление общее»).

Включившись, реле РВ4 своим замыкающим контактом с выдержкой времени на размыкание между проводами 197 и 193 подает питание на катушки поездных контакторов П1 и П2 по цепям:

- если реверсивный переключатель развернут в положение «Вперед», то от зажима 3/9 по проводу 173 через замкнутый размыкающий контакт контактора КУ10, по проводу 174 через замкнутый контакт 4-3 реверсивного пе­реключателя, по проводу 1711 через контакт 5 разъема Р15, по проводу 197 через замкнутый контакт реле РВ4, по проводу 193 через контакт 6 разъе­ма Р15, по проводу 1710, через контакты переключателя ОМ, по проводу 194 на катушку поездного контактора П1 тяговых двигателей первой тележки, а по проводу 196 на катушку электропневматического вентиля поездного контактора П2 тяговых двигателей второй тележки и далее на «минус»;

- если реверсивный переключатель развернут в положение «Назад», то от зажима 3/10 по проводам 166 и 344 через замкнутый замыкающий кон­такт реле КУ10, по проводу 610 через контакт 9-10 реверсивного переключа­теля, провод 1711 и далее аналогично представленной цепи для положения реверсивного переключателя «Вперед».

Включившись, поездные контакторы своими главными контактами меж­ду кабелями 14,1004 (П1)и 13,1000 (П2) соберут силовую тяговую цепь теп­ловоза. Так как катушка контактора KB в данный момент времени находится без питания, то по независимой об­мотке генератора ток не протекает, следовательно, напряжения на выводах якоря нет, а значит силовые контакты поездных контакторов замкнутся без тока, что позволяет избежать возникновения электрической дуги.

Своими дополнительными замыкающими контактами между проводами 563 и 193 поездные контакторы собирают цепь питания катушек контакто­ра KB и реле РКВ по цепи: зажим контакта реле РУ2 в цепи управления реле РВ4 (провод 189), провод 178, замкнутый размыкающий контакт реле РТ, провод 563, замкнутый контакт контактора П1, провод 182, замкнутый контакт контактора П2, провод 183, размыкающий контакт контактора Д1, провод 198, замкнутый размыкающий контакт реле РУ14, провод 685, контакт 4 разъема Р10, провод 611, зажим 10/9, провод 745, замкнутый размыкающий контакт датчика реле температуры масла РТ6 (75 °С).

Далее цепь следующая: провод 746, контакт датчика реле температу­ры воды РТЗ (96 °С), провод 841, контакт датчика давления воздуха в тор­мозной магистрали ДРТ4 (3,2 кгс/см2}, провод 2738, зажим 10/10, провод 612, контакт 7 разъема Р10, провод 187, катушка контактора КВ. Параллельно катушке KB собирается цепь по проводам 201 и 179 на катушку реле РКВ, а от минусовых выводов катушек через замкнутые размыкающие контак­ты РЗ между проводами 185, 1966 и РУ15 между проводами 1966 и 180 на минусовой зажим 4/3.

Получив питание, контактор KB замыкает свой силовой контакт меж­ду проводами 91 и 667 в цепи обмотки независимого возбуждения тяго­вого генератора. В результате по независимой обмотке начинает проте­кать ток, генератор вырабатывает напряжение и тепловоз приходит в движение. Кроме того, своим вспомогательным контактом между прово­дами 181 и 189 контактор KB шунтирует размыкающий контакт реле РУ2 и встает на самопитание.

Последовательность срабатывания электроаппаратов при переводе рукоятки задатчика на первую позицию

БЭЛ -Р,РВ4-П1,П2-КВ,РКВ

При переводе рукоятки задатчика на вторую позицию получает питание катушка реле РУ2 по цепи: от ключа «2ПКМ» по проводу 225 на зажим 5/7, далее по проводу 227 на катушку реле РУ2 и на «минус. Включившись, реле РУ2 размыкает свой размыкающий контакт между проводами 181 и 2598, после чего напряжение на управляющий вход реле времени РВ4 по­дается только через вспомогательный контакт контактора КВ.

Приведенная последовательность замыкания контактов KB и РУ2 в уп­равляющей цепи реле РВ4 обеспечивает возможность сборки схемы трогания только на первой позиции контроллера, когда реле РУ2 еще выключе­но и его контакт между проводами 181 и 2590 замкнут. Это необходимо, чтобы исключить возможность сборки схемы трогания на более высоких позициях при срабатывании и последующем восстановлении какой-либо защиты.

Когда рукоятку задатчика контроллера переводят на третью и последу­ющие позиции, от ключей блока БЭЛ контроллера в соответствии с табли­цей их срабатывания получают питание вентили ВТ1-ВТ4 регулятора ди­зеля по следующим цепям:

ВТ1 — выход ключа «ВТ1» блока БЭЛ контроллера, провод 229, зажим 5/1, провод 4210, развязывающий диод ДР17, провода 4214 и 4211, контакт 23 разъема Р9, провод 231, зажим ЗД распределительной коробки дизеля, катушка электромагнита ВТ1, зажим 11Д распределительной коробки дизе­ля, провод 269, контакт 17 разъема Р9, провод 429, замкнутый размыкающий контакт контактора КВТ1, провод 2836, «минус»;

ВТ2 — выход ключа «ВТ2» блока БЭЛ контроллера, провод 232, зажим 5/2, провод 4212, развязывающий диод ДР18, провода 4215 и 4213, контакт 24 разъема Р9, провод 234, зажим 10Д распределительной коробки дизеля, катушка электромагнита ВТ2, зажим 11Д распределительной коробки дизе­ля. Далее через размыкающий контакт контактора КВТ1 по уже представ­ленной цепи на «минус»;

ВТЗ — выход ключа «ВТЗ» блока БЭЛ контроллера, провод 236, за­жим 5/3, провод 4202, контакт 26 разъема Р9, провод 238, зажим 4Д распре­делительной коробки дизеля, катушка электромагнита ВТЗ, зажим 11Д рас­пределительной коробки дизеля. Далее через размыкающий контакт кон­тактора КВТ1 по уже представленной цепи на «минус»;

ВТ4 — выход ключа «ВТ4» блока БЭЛ контроллера, провод 240, зажим 5/4, провод 4203, контакт 27 разъема Р9, провод 264, зажим 5Д распредели­тельной коробки дизеля, катушка электромагнита ВТ4, зажим 11Д распре­делительной коробки дизеля. Далее через размыкающий контакт контакто­ра КВТ1 по уже представленной цепи на «минус».

Контакт КВТ1 в минусовой цепи катушек электромагнитов ВТ1-ВТ4 предназначен для блокирования включения электромагнитов регулятора и, следовательно, сохранения минимальной частоты вращения коленчатого вала дизеля в режиме электродинамического торможения.

Управление ослаблением поля тяговых двигателей.

Управляет ра­ботой контакторов Ш1 и Ш2 ослабления поля ТЭД блок регулирования си­стемы УСТА, начиная с пятой позиции контроллера, при включенном тумб­лере SA3 «Управление переходом» на пульте, с которого выполняют уп­равление. Контролирует состояние тумблера SA3 «Управление переходом» блок регулирования УСТА посредством модуля гальванических развязок ГР. На его вход ДВх10 с контакта В5 внешнего разьема ХР1 блока регулиро­вания УСТА при включенном тумблере SA3 «Управление переходом» по­ступает напряжение бортовой сети по цепи: выход ключа «KB Тяга» блока БЭЛ контроллера, провод 160, зажим 15/1, провод 900, контакт ключа ЭПК, провод 899, контакт реле РММ1 или РММ2, контакты тумблера SA2 «Управ­ление машинами» и SA3 «Управление переходом» соответствующего пуль­та, зажим 2/6, далее по проводу 5014 на контакт В5 внешнего разъема ХР1 блока регулирования УСТА.

Контроль позиции контроллера машиниста выполняется блоком регу­лирования УСТА также посредством модуля ГР, на входы ДВх2-ДВх5 ко­торого с контактов А2-А5 разъема ХР1 поступает напряжение с зажи­мов 5/1-5/4 в цепях электромагнитов ВТ1-ВТ4 регулятора дизеля по проводам 5017-5020.

Включение контакторов ослабления поля Ш1 и Ш2 осуществляется блоком регулирования УСТА посредством модуля выходных ключей (ВЫХ). С выходов ДВх1 и ДВх2 модуля через контакты С1 и С2 внешнего разъема XS2 блока регулирования получают питание катушки электро­пневматических вентилей контакторов Ш1 (посредством реле РВ6) и Ш2 ослабления поля по цепям:

- катушка электропневматического вентиля контактора Ш1 от зажима 2/6 (см. выше) по проводу 5015 на кон­такт А1 внешнего разъема XS2 блока регулирования УСТА через ключ ДВх1 модуля ВЫХ блока регулирования УСТА, с выхода ДВх1 «Вкл.Ш1» модуля ВЫХ через контакт С1 внешнего разъема XS2 блока регулирования по про­воду 5013 на зажим 3/1. Цепь от зажима: провод 1715, контакт 3 разъе­ма Р15, провод 211, управляющий вход 3 реле времени РВ6 и на «минус».

Реле РВ6 замыкает свой замыкающий контакт с выдержкой времени на размыкание в цепи катушки вентиля Ш1, создавая цепь ее питания от контакта КБУ блокировки управления по проводам 136 и 1714 через кон­такт 8 разъема Р15, по проводу 2000 через контакт реле РВ6, по проводу 2001 через контакт 9 разъема Р15, по проводу 1716 на катушку вентиля Ш1 и далее на «минус»;

- катушка электропневматического вентиля контактора Ш 2 от зажима 2/6 (см. выше) по проводу 5015 на кон­такт А2 внешнего разъема XS2 блока регулирования УСТА, далее через ключ КВх2 модуля ВЫХ блока регулирования УСТА.

С выхода ДВх2 «Вкл. Ш2» модуля ВЫХ цепь собирается через контакт С2 внешнего разъема XS2 бло­ка регулирования по проводу 5012 на зажим 3/2, по проводу 208 на катушку вентиля Ш2 и далее на «минус».

Реле РВ6 исключает одновременное отключение контакторов Ш2 и Ш1 при сбросе позиций контроллера ниже четвертой, чтобы уменьшить подгорание силовых контактов. В этом случае при снятии питания с зажимов 3/1 и 3/2 контактор Ш2 отключается немедленно, а контакт реле РВ6 с выдержкой вре­мени на размыкание в цепи катушки вентиля Ш1 (провода 2000, 2001) еще в течение 1,5 с удерживает контактор Ш1 во включенном состоянии.

Последовательное включение (с интервалом по времени не менее 10 с) и отключение контакторов Ш1 и Ш2 ослабления поля осуществляется по достижению определенных значений напряжения генератора на каждой позиции контроллера. Величины напряжения генератора, при которых осу­ществляется включение и отключение ступеней ослабления поля ТЭД, при­ведены в табл. 3.

Таблица 3 Параметры включения  
Режим работы     Позиция  
        V VI VII VIII  
Напряжение включения ступеней ослабления поля, В Напряжение отключения сту­пеней ослабления поля, В 500 + 5 595 + 6 683 + 7 752 ±8  
  356 + 4   425 + 4   488 ±5   538 ±5  

Наши рекомендации