Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ І
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема 1.1 Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины
Предмет и объект методики. Содержание основных понятий: элементарные математические представления, умения и навыки, предматематическое и предлогическое развитие, математические способности и основания для их проявления у детей дошкольного возраста. Цель и задачи методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Связь с другими науками.
Тема 1.2 Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольного возраста
Этапы становления и развития теории и методики формирования элементарных математических представлений у детей до школы:
– накопление эмпирических данных передовыми отечественными (Я.Накционович, Е.Полоцкая, С.Полоцкий, Ф.Скорина, С.Будны, Л.Магницкий, К.Нарбут, К.Ушинский, Л.Толстой, Л.Тихеева, Л.Шлегер, З.Пигулевская, Н.Бакст, Л.Глаголева и др.) и зарубежными педагогами прошлого (Я.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель, М.Монтессори, Ж.Пиаже и др.) Определение ими содержания, методов, приемов работы с детьми, дидактических материалов в зависимости от педагогических взглядов и идей;
– создание первой научно обоснованной программы предматематической подготовки детей (Ф.Блехер);
– первые фундаментальные научные педагогические и психологические исследования, которые повлияли на разработку концептуальных идей предматематической подготовки и развития дошкольника (К.Лебединцев, Н.Менчинская, Г.Костюк и др.);
– теоретическая и методическая концепция А.Леушиной;
– создание научных школ, которые разрабатывали вопросы методологических, физиологических, психологических и педагогических основ формирования и развития элементарных представлений у дошкольников;
– современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математических способностей и др. в трудах отечественных (П.Гальперин, В.Давыдов, Г.Корнеева, З.Михайлова, А.Столяр, А.Соловьева, Г. и А.Кравцовы, А.Белошистая, Т.Будько, А.Носова, И.Житко, Л.Петерсон, А.Артемов и др.) и зарубежных педагогов (Ж. и Ф.Папи, М.Фидлер, Д.Альтхауз, Э.Дум, Р.Грин, В.Лаксон, Т.Игнатова, Д.Галобова и др.).
–
Литературные источники
Основная
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.
2. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С.Метлина. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с.
3. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е.И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 96 с.
Дополнительная
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Будзько, Т.С. Развiццё матэматычных уяуленняу у дашкольникау / Т.С. Будзько. –Мiнск: НМЦэнтр,1998.- 135 с.
3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 68 с.
4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1980. – 64 с. (2 экз., преподаватель)
РАЗДЕЛ ІІ
ОБЩИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Тема 2.1 Понятия. Отношения. Логические операции
Определение понятия, приемы создания понятий. Логические приемы (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение). Истинные и неистинные определения. Содержание и объем понятий. Виды понятий. Родовые и видовые понятия.
Понятие отношений. Виды отношений, которые изучаются логикой и математикой. Отношения между понятиями (совместимые и несовместимые, их разновидности). Средства выражения и познания отношений.
Литературные источники
Основная
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.
2. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С.Метлина. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с.
3. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е.И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 96 с.
Дополнительная
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Будзько, Т.С. Развiццё матэматычных уяуленняу у дашкольникау / Т.С. Будзько. –Мiнск: НМЦэнтр,1998.- 135 с.
3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 68 с.
4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1980. – 64 с. (2 экз., преподаватель)
РАЗДЕЛ ІІІ
Литературные источники
Основная
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.
2. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С.Метлина. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с.
3. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е.И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 96 с.
Дополнительная
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Будзько, Т.С. Развiццё матэматычных уяуленняу у дашкольникау / Т.С. Будзько. –Мiнск: НМЦэнтр,1998.- 135 с.
3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 68 с.
4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1980. – 64 с. (2 экз., преподаватель)
РАЗДЕЛ ІV
МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ
СО СЧЕТОМ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ,
НЕКОТОРЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАКАМИ
Литературные источники
Основная
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.
2. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С.Метлина. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с.
3. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е.И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 96 с.
Дополнительная
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Будзько, Т.С. Развiццё матэматычных уяуленняу у дашкольникау / Т.С. Будзько. –Мiнск: НМЦэнтр,1998.- 135 с.
3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 68 с.
4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.
5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1980. – 64 с. (2 экз., преподаватель)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ І
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема 1.1 Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины
Предмет и объект методики. Содержание основных понятий: элементарные математические представления, умения и навыки, предматематическое и предлогическое развитие, математические способности и основания для их проявления у детей дошкольного возраста. Цель и задачи методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Связь с другими науками.
Тема 1.2 Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольного возраста
Этапы становления и развития теории и методики формирования элементарных математических представлений у детей до школы:
– накопление эмпирических данных передовыми отечественными (Я.Накционович, Е.Полоцкая, С.Полоцкий, Ф.Скорина, С.Будны, Л.Магницкий, К.Нарбут, К.Ушинский, Л.Толстой, Л.Тихеева, Л.Шлегер, З.Пигулевская, Н.Бакст, Л.Глаголева и др.) и зарубежными педагогами прошлого (Я.Коменский, И.Песталоцци, Ф.Фребель, М.Монтессори, Ж.Пиаже и др.) Определение ими содержания, методов, приемов работы с детьми, дидактических материалов в зависимости от педагогических взглядов и идей;
– создание первой научно обоснованной программы предматематической подготовки детей (Ф.Блехер);
– первые фундаментальные научные педагогические и психологические исследования, которые повлияли на разработку концептуальных идей предматематической подготовки и развития дошкольника (К.Лебединцев, Н.Менчинская, Г.Костюк и др.);
– теоретическая и методическая концепция А.Леушиной;
– создание научных школ, которые разрабатывали вопросы методологических, физиологических, психологических и педагогических основ формирования и развития элементарных представлений у дошкольников;
– современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математических способностей и др. в трудах отечественных (П.Гальперин, В.Давыдов, Г.Корнеева, З.Михайлова, А.Столяр, А.Соловьева, Г. и А.Кравцовы, А.Белошистая, Т.Будько, А.Носова, И.Житко, Л.Петерсон, А.Артемов и др.) и зарубежных педагогов (Ж. и Ф.Папи, М.Фидлер, Д.Альтхауз, Э.Дум, Р.Грин, В.Лаксон, Т.Игнатова, Д.Галобова и др.).
–