Силовые контроллеры серии КВ.
По конструкции и принципу действия командоконтроллер является кулачковым контроллером, отличающимся от силового кулачкового контроллера размерами и формой. Командоконтроллерами, устанавливаемыми на кранах, управляют вручную, поворачивая рукоятку аппарата наопределенный угол. При повороте рукоятки кулачки, закрепленные на горизонтальном валу, воздействуют наконтактные элементы с мостиковыми контактами. Для получения различных схем переключений в цепи управления следует соответствующим образом переставить кулачки на горизонтальном валу контроллера.
Все электрические схемы ПТМ разделяют на схемы постоянного тока и схемы переменного тока. Контроллерные схемы управления, применяемые на кранах, делят на схемы управления с силовыми контроллерами и схемы управления с магнитными контроллерами.На рис. 15 изображена схема силовогокулачкового контроллера переменного тока.Силовые контроллеры указанного типа применяют для коммутирования статорных и роторных цепей трехфазных асинхронных электродвигателей с контактными кольцами. Они имеют одинаковые схемы замыканий для обоих направлений вращения. На первом положении барабана контроллера обмотка статора включается в сеть, при этом в цепь ротора полностью вводится пусковой резистор. На последующих положениях барабана последовательно замыкаются ступени пускового резистора.Примечание. К — управление с помощью силовых (кулачковых) контроллеров, М — управление с помощью магнитных контроллеров.
Для управления механизмами крана с пультов ПУ2-М-У2 и ПУ2-Т-У2 совместно с ними применяются блоки БКА-1м, БКА-2м и т. д. Если управление крановыми электроприводами производится силовыми кулачковыми контроллерами, то эти БКА могут применяться только совместно с блоками реле времени (БРВ) и обязательным использованием блоков контакторов (БКС).Если контактные коммутационные элементы аппарата с непосредственным ручным приводом предназначаются для коммутации Цепей главного тока, то такое устройство называется силовым кулачковым контроллером, а если эти элементы служат для коммутации цепей управления, то такой аппарат называется команда-контроллером. Если контактные коммутационные элементы приводятся в действие через связь с механизмом, то такие аппараты называются конечными или путевыми выключателями.
Рис.25 Схема силовогокулачкового контроллера переменного тока.
Системы непосредственного управления с помощью силовых кулачковых контроллеров. Наиболее распространенной в крановом электроприводе являетсясистема управления а основе использования силовых кулачковых контроллеров.
Основная область применения силовых кулачковых контроллеров — управление наиболее простыми электроприводами легкого и среднего режимов работы сдиапазоном регулирования скорости не более 3 1 и небольшим числом включений в час.
Силовые кулачковые контроллеры
Силовые кулачковые контроллеры относятся к категории аппаратов ручного управления. Они предназначаются для непосредственного управления двигателями постоянного и переменного токаразличных грузоподъемных машин.
Простота конструкции и безотказность в работе, а также минимально возможные габариты относительно сложного коммутационного устройства предопредели.широкое распространение силовых кулачковых контроллеров для электроприводов кранов с невысокими требованиями по износостойкости.
По сравнению с силовыми кулачковыми контроллерамимагнитные контроллеры имеют целый ряд преимуществ. К ним можно отнести следующие
Схемы и механические характеристики электроприводовс силовыми кулачковыми контроллерами типа ККТ 61А, ККТ 62А, ККТ 68А. Принципиальные схемыконтроллеров ККТ 61А, ККТ 62А и ККТ 68А приведены соответственно на рис, 9-1—9-3. На схемах части,
Как было сказано выше, магнитные контроллерывыполняются по схемам с защитой от токов перегрузкиили же эта защита вынесена на отдельную защитную панель, так же как и при построении схем с силовыми кулачковыми контроллерами. При этом настройкамаксимальных реле зависит от режима работы и составляет 2,5 /н25 для режимов Л 2,3/н25 —Для режима С 2,5/н4о —для режима Т 2,5/вео и 2,Э нбо — соответственно для режимов ВТ и ОТ, где /вгз. аю и /веономинальные токи двигателя для режимов ПВ = 25, 40 и 60%. Остальные пояснения к таблицам даны в примечаниях к ним.
Контроллеры управления по своей конструкции аналогичны силовым контроллерам непосредственного управления. Применяются барабанные и кулачковые контроллеры, имеющие соответственно более лёгкимусловиям работы контактные детали значительно меньших размеров и обычно без дугогашения.
Барабанные контроллеры типа КПС и кулачковые контроллеры типа ПКС постоянного тока, предназначающиеся исключительно для управлениясериесными электродвигателями механизмов подъёма—спуска, позволяют включать двигатели на положениях подъёма по нормальной схеме реостатного пуска, а на положениях спуска — по шунтовой схеме, осуществляя тормозной или силовой моменты в зависимости от величины спускаемого груза. В них предусматривается конечное включение вспомогательного тока и допускается присоединение шунтового или сериесного тормозного магнита.
Силовые контроллеры барабанные и кулачковые применяются для пуска, реверсирования ирегулирования скорости двигателей повторно-кратковременного режима, главным образом кранов, при постоянном и переменном токе. Барабанные контроллеры применяются при числе включений не более 240 в час. При большей частоте включений применяются кулачковые контроллеры.
Замыкание и размыкание контактов сопровождается их перекатыванием, что позволяет им очищаться от окиси меди и нагара. Износ контактных поверхностей в кулачковых контроллерах меньше, чем в барабанных. Во-первых, из-за отсутствия трения скольжения, а во-вторых, рабочая часть контакта, через которую более или менее длительно проходит ток значительно удалена от места образования искр и дуги. Эти особенности кулачковых контроллеров дают возможность использовать их при тяжелых режимах работы. Для облегчения работы контактных деталей в контроллерах применяют электромагнитное гашение дуги. Специальная катушка, выполненная из нескольких витков толстой проволоки, укреплена на стальном сердечнике. По дугогасительной катушке проходит ток, разрываемый контроллером (ток силовой цепи).
Силовыми контроллерами, применяемыми на ба-щенных кранах, служат кулачковые контроллеры переменного тока ККТ (рис. 70).
Магнитные контроллеры обладают рядом преимуществ по сравнению с силовыми. Магнитным контроллеромлюбой мощности управляют с помощью малогабаритного аппарата — командоконтроллера без применения значительного мускульного усилия машиниста. Магнитные контроллеры могут быть установлены вне кабины, в любом месте на кране. Контакторы магнитных контроллеров более износоустойчивы, чем контакты кулачковых контроллеров. Применение магнитных контроллеров позволяет автоматизировать операции пуска и торможения двигателя, что упрощает управление приводом и предохраняет двигатель от перегрузок. Однако магнитные контроллеры имеют значительно более сложную схему и большее количество электроаппаратов, чем силовые, и поэтому требуют более тщательного ухода.
Реверсор состоит из двух двухполюсных контакторов, установленных в общем кожухе на рейке или панели. Контакторы реверсора защищены от одновременного включения механической и электрической блокировками. Цепи катушек контакторов у реверсора замыкаются контактами управления кулачковогоконтроллера, а главные контакты контакторов включены в силовую цепь и с их помощью производится переключение фаз статорных цепей электродвигателей. Реверсоры обычно применяют совместно с кулачковыми контроллерами, когда последние управляют двумя одновременно работающими, механически связанными электродвигателями, например механизма передвижения крана.
Силовыми контроллерами, применяемыми на башенных кранах, служат кулачковые контроллеры переменного тока НТ
Цепи катушек контакторов у реверсора замыкаются контактами управления кулачкового контроллера, а главные контакты контакторов включены в силовую цепь и с их помощью производится переключение фаз статорных цепей электродвигателей.
Электроприводы постоянного тока. Электроприводы с силовыми кулачковыми контроллерами. Кулачковые контроллеры серии КВ1-01 устанавливаются с защитной панелью, допускают до 120 включений в час, имеют номинальную силу токакулачкового элемента главного тока 64 А при ПВ = 100 %, используются в Л и С режимах Контроллеры серии КВ 1-01 применяются для управления двигателями постоянного тока всех типов, серии КВ1-02 —для управления двигателями последовательного возбуждения по ГОСТ 3256—78 Контроллеры кулачковые силовые на напряжение до 1000 В .
Контроллеры. Электрический аппарат, предназначенный для включения, изменения направления вращения(реверсирования), регулирования скорости и остановки электродвигателей, называется контроллером. Настреловых кранах применяют силовые кулачковые контроллеры переменного тока типа ЭК и ККТ и контроллеры дистанционного управления (магнитные), комплектуемые вместе с командоконтроллерами серии КП-1000.
Диапазон регулирования скорости при управлениимагнитными контроллерами не превышает 3 1—4 1. Указанный диапазон, так же как и при управлении силовыми кулачковыми контроллерами серии ККТ 60А, реализуется в основном за счет толчковой работы (переключение командоконтроллера из одного положения в другое). Толчковый режим работынесколько ухудшает условия эксплуатации, увеличивает износ коммута-
Комплектные электроприводы включают в себя системы с силовыми кулачковыми контроллерами и магнитными контроллерами с цепями управления на переменном (контакторы КТ 6000) и постоянном (контакторы КТПВ 600 и КТП 6000) токе. Такое построение рядов электроприводов позволяет в каждом конкретном случае осуществить выбор наиболее приемлемой системы с учетом условий эксплуатации, предъявляемых требований по автоматизации управления, масс, габаритов и стоимости
Электроприводы с силовыми кулачковыми контроллерами предназначены для механизмов режимов работы Л и С, хотя в ряде случаев при условии значительного снижения мощности статическойнагрузки могут применяться и для режима Т. Мощность управляемых силовыми контроллерами двигателей в режиме Л не превышает 30 кВт (при ПВ = 40%) при применении кулачковых контроллеров ККТ 61 и ККТ 62 и 45 кВт для кулачковых контроллеров ККТ 68 с магнитным реверсом. По схемному использованию имеханическим характеристикам электроприводымеханизма подъема и передвижения полностью идентичны, за исключением систем с контроллерами ККТ 62, предназначенных для двухдвигательныхэлектроприводов механизмов передвижения. Особенностью этих систем является осуществление тормозных режимов на характеристиках противовключения. Спуск груза в режимерекуперативного торможения возможен только на сверхсинхронных скоростях.
Электродвигатели грузовой лебедки управляются силовым кулачковым контроллером НТ-102 и электромагнитным реверсором ДР-11211-2. Изменениенаправления вращения электродвигателей производится реверсором. Управление реверсором и изменение величины пускорегулирующих сопротивлений для регулирования скоростиосуществляются силовым контроллером НТ-102. Для ограничения грузоподъемности имеется ограничитель грузоподъемности с конечным выключателем ВК-111 (на электросхеме ВГ). Защита от пе-реподъема крюка осуществляется конечным выключателем ВК-Ш (на электросхеме ВП-П).
Электродвигатели механизма вращения управляются одним силовым кулачковым контроллером с комплектом пускорегулирующих сопротивлений. Для плавной остановки механизма помимо специальных электромеханических тормозов предусмотрено электрическое (динамическое) торможение. Для включения динамического торможения предусмотрена педаль (включатель ножной НВ-701), контакторы Д7 и /С и промежуточное реле РП1. В любом положении рычага контроллера Кп, кроме нулевого, при нажатии педали отключаются электродвигатели контактором К от сети, а контактором ДТ подключаются к цепи постоянного тока, питающейся от выпрямителя ВК2. Величину сопротивления в цепи ротора (и тормозного момента) регулируют контроллером Кп.
Привод грузовой лебедки осуществляется крановым электродвигателем с фазовым ротором. Электродвигатель управляется силовым кулачковым контроллером НТ-101. Регулирование скорости подъема груза производится изменением величины пускорегулирующих сопротивлений. Тормоз имеет трехфазный электромагнит КМТ-104.
Контроллеры силовые по конструкции контактной системы подразделяются на барабанные и кулачковые. Контроллеры обоих типов выполняются с дугогашенпем, если они работают с разрывом тока контактами, и без гашения, если надёжно обеспечено размыкание контактов без тока.
В зависимости от типа контроллеров, используемых для управления электродвигателями, панели делятся на применяемые только при кулачковых контроллерах, только при магнитных контроллерах и панели, применяемые при смешанном управлении, когда одни механизмы крана управляются магнитными контролёрами, а другие механизмы — силовыми контроллерами.