Блокировка одновременного включения реверсивных контакторов

Кроме защит, в схеме предусмотрен узел, исключающий одновременное включение реверсивных контакторов КМ1 и КМ2.

Такое включение приводит к двойному металлическому короткому замыканию в линии электропередачи.

Действительно, если предположить, что одновременно замкнуты контакты КМ1.1…КМ1.3 контактора КМ1 и КМ2.1…КМ2.3 контактора КМ2, то образуются две параллельные цепи короткого замыкания:

а ) линейный провод А – контакт КМ1.1 – контакт КМ2.3 – линейный провод С;

б ) линейный провод А – контакт КМ2.1 – контакт КМ1.3 - линейный провод С.

При этом образуется цепь тока короткого замыкания, протекающего через линейные провода А и С и далее – через фазные обмотки А и С статора синхронного генератора.

При этом возможно повреждение линии электропередачи и обмотки статора генератора, а также сваривание контактов, попавших в цепь короткого замыкания, т.е. КМ1.1, КМ2.3 и КМ2.1 и КМ1.3.

Обмотка статора двигателя не повреждается, т.к. ток короткого замыкания протекает минуя ее.

Чтобы избежать одновременного включения реверсивных контакторов , в цепь катушки контактора КМ1 «Вперёд» включают размыкающие контакты КМ2:5 контактора КМ2 «Назад», и наоборот, в цепь катушки контактора КМ2 включают размыкающие контакты КМ1:5 контактора КМ1 «Вперед».

Теперь при включенном, например, контакторе «Вперед» случайное нажатие кнопки SB2 «Назад» не приведёт к включения контактора КМ2 «Назад», поскольку в цепи его катушки разомкнут вспомогательный контакт КМ1:5 контактора «Вперед».

Аналогично работает схема при включенном контакторе «Назад».

Описанная электрическая блокировка дополняется механической, при помощи коромысла, поворачивающегося на оси. Если один из контакторов включён, его якорь перемещается и поворачивает коромысло в положение, в котором якорь другого контактора заклинен.

Станции управления и магнитные контроллеры

Станцией управления( магнитной станцией ) называют комплект релейно-контакторной аппаратуры, собранный на общем основании и установленный в металлическом ящике.

Магнитным контроллером называется электротехническое устройство, состоящее из станции управления и командоконтроллера.

Станции управления и магнитныеконтроллерышироко применяют для управления электроприводами постоянного и переменного тока различных судовых механизмов.

Например, станции управления переменного тока типов ПМХ5300 и ПМХ5100 предназначены для управления 3-фазными асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором с номинальными токами от 90 до 650 А.

В зависимости от типа, они выполняют следующие функции:

1. прямой пуск двигателя или пуск переключением со звезды на треугольник;

2. реверс двигателя.

Для управления станциями служат кнопочные посты управления, встроенные в корпус станции ( местное управление ) или находящиеся вне его ( дистанционное управление ). В нереверсивных станциях используются кнопки «Пуск» и «Стоп», в реверсивных –«Вперед», «Назад» и «Стоп».

При выборе станции управления или магнитного контроллера для конкретного вида электропривода следует учитывать такие факторы:

1. требования, предъявляемые к работе схемы ( необходимость реверса, одной или

нескольких скоростей, регулирование скорости в требуемых пределах, электрическое торможение и экстренная остановка, различные виды защиты и т.п. );

2. род тока, напряжение и частоту питающей сети;

3. мощность управляемого электропривода;

4. условия работы станции ( режимы работы: продолжительный S1, прерывисто-

продолжительный S4, кратковременный S2, повторно-кратковременный S3, степень защищености от воздействия окружающей среды: брызго- ( IP23 ) и водозащищенные ( IP46 ).

Магнитные пускатели

Пускатели - контакторы, предназначенные для пуска, реверсирования и отключения короткозамкнутых асинхронных двигателей.

Пускатели предназначены для пуска, остановки и реверсирования трехфазных ассинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором переменного напряжения частоты 50Гц.

При наличии тепловых реле пускатели осуществляют защиту управляемых электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительности и от токов, возникающих при обрыве одной из фаз.

Для повышения срока службы пускателя его необходимо выбрать на ток, превышающий номинальный ток двигателя.

По запросу заказчика возможно изготовление пускателей с дополнительными контактами.

Наши рекомендации