Схема одноступенчатого пускателя постоянного тока. Работа схемы.

Электромагнитные пускатели предназначены для применения в стационарных установках для дистанционного пуска, непосредственным подключением к сети, остановки и реверсирования трехфазных асинхронных двигателем с короткозамкнутым ротором переменного напряжения до 660В частоты 50Гц.

При наличии тепловых реле пускатели осуществляют защиту управляемых электродвигателей от перегрузок недопустимой продолжительности и от токов, возникающих при обрыве одной из фаз.

Пускатели пригодны для работы в системах управления с применением микропроцессорной техники при шунтировании включающей катушки помехоподавляющим устройством или при тиристорном управлении.

Схема одноступенчатого пускателя постоянного тока. Работа схемы. - student2.ru

Рис. 4 Габаритные размеры (мм)

Магнитный пускатель серии ПМХ.

Магнитный пускатель – это комплектный аппарат, предназначенный для дистанционного управления электродвигателями и их защиты.

Магнитные пускатели классифицируют по таким признакам:

1. роду тока - переменного и постоянного тока;

2. возможности реверса - нереверсивные и реверсивные;

3. числу питающих сетей – одно- и двухсетевые.

Последние предусматривают автоматическое переключение на резервную сеть питания при обесточивании основной.

Нереверсивный магнитный пускатель

Конструктивно нереверсивный магнитный пускатель представляет собой металлическую коробку, внутри которой располагаются следующие аппараты и устройства:

1. контактор;

2. два тепловых реле;

3. кнопочный пост управления с двумя кнопками «Пуск» и «Стоп».

Исполнение корпуса пускателя брызго- или водозащищённое.

Схема пускателя ( рис.12 ) предусматриваетвыполнение таких действий:

1. пуск и остановкуэлектродвигателя;

2. защитуэлектродвигателя.

Действиесхемыуправленияэлектродвигателем в такойпоследовательности:

1. подготовкасхемы к работе;

2. работасхемы.

3. действиезащит.

Схема одноступенчатого пускателя постоянного тока. Работа схемы. - student2.ru

Рис.12 Схема пускателя

Принципиальная электрическая схема нереверсивного магнитного пускателя

Элементы схемы

На рис. 12 приняты такие обозначения: в силовой части:

1. Л1, Л2, Л3 – линейные провода питающей сети;

2. КМ1…КМ3 – главные контакты линейного контактора КМ;

3. КК1, КК2 – нагревательные элементы тепловых реле;

4. М – обмотка статора асинхронного двигателя;

в схеме управления:

1. FU – предохранители, для защиты цепи катушки КМ от токов к.з.;

2. КК1, КК2 – размыкающие контакты тепловых реле;

3. КМ – катушка линейного контактора;

4. SB1 – кнопка «Пуск»;

5. SB2 – кнопка «Стоп»

Подготовка схемы к работе

Для подготовкисхемы к работеподаютпитание на линейныепровода Л1, Л2 и Л3.После этогоникакиеэлектрические цепи не образуются. Схема готова к работе. Работа схемыПускДля пусканажимают кнопку SB1 «Пуск». При этомвозникаетцепьтока через катушкулинейного контактора КМ:линейныйпровод Л2 – верхнийпредохранительFU – размыкающий контакт теплового реле КК2 – катушка КМ – размыкающие контакты кнопки SB2 – замыкающиеконтакты кнопки SB1 “Пуск” – размыкающий контакт теплового реле КК1 – нижнийпредохранительFU – линейный провол Л3.

Контактор включается, при этом:

1. замыкаютсяглавныеконтакты КМ1...КМ3 в силовой части схемы, вследствиечегодвигательвключается в сеть;

2. замыкаетсявспомогательный контакт КМ4, послечего кнопку “Пуск” можноотпустить.

После отпускания кнопки ток катушки контактора КМ будет протекать через вспомогательный контакт КМ4.

Таким образом, этот контакт предназначен для удержания контактора КМ вовключенномсостояниипослеотпускания кнопки “Пуск”.

Если по каким-либо причинам этот контакт не пропускаетток, то при нажатии кнопки “Пуск” двигательвключится, а послеотпускания – отключится.

Остановка

Для остановкиэлектродвигателянажимают кнопку SB2 “Стоп”. Контактыэтой кнопки размыкаются, поэтомуцепьтока через катушку КМ пропадает.Контактор КМ отключается, при этом:

1. размыкаютсяглавныеконтакты КМ1...КМ3 – двигательотключается от сети;

2. размыкаетсявспомогательный контакт КМ4.

Еслиотпустить кнопку SB2 “Стоп”, ее контакт замкнется. Однакопослеэтого контактор КМ не включится, т.к. разомкнуты контакт КМ4 и контакт кнопки SB1 Пуск».

Для повторного пусканадонажатькнопку SB1 «Пуск». Защиты

Схема предусматривает 2 видазащит:

1. от токовперегрузки при помощитепловых реле КК1, КК2;

2. по снижениюнапряжения при помощи контактора КМ.

Подперегрузкойпонимаютувеличениетока обмотки статора двигателявышеноминального. Основная причина перегрузкидвигателясостоит в перегрузкемеханизма. Например, перегрузкагрузовойлебёдкивозникает при подъёмегрузабольшего, чемпредусмотреногрузоподъёмностьюлебёдки.Защита от токовперегрузкиработает так.

При перегрузкетепловое реле КК1 ( или КК2 ) размыкаетсвой контакт в цепикатушкилинейного контактора КМ.

Контактор КМ отключается, при этом:

1. размыкаютсяглавныеконтакты КМ1...КМ3 – двигательотключается от сети;

2. размыкаетсявспомогательный контакт КМ4.

Снижениенапряженияприводит к уменьшениювращающегомомента и скоростидвигателя, вследствие чого увеличиваетсяток обмотки статора. При глубоких провалах напряжения ( до 60% и менее ) возможныболеетяжелыепоследствия: остановка и стоянка под током электроприводовнасосов, вентиляторов и компрессоров, или, чтоещёопаснее, реверс электродвигателейгрузовыхлебёдокилибрашпилей.

Потому при снижениинапряжения до недопустимих значений схемыуправленияотключаютдвигатель от питающей сети.

Защита по снижениюнапряженияработает так.

При снижениинапряжения до 60% и менееякорь контактора КМ отпадаетподдействиемпружиныилисобственноговеса, поэтомуегоглавные и вспомогательныйконтактыразмыкаются. Двигательотключается от сети.

При восстановлениинапряжения до 80% и болеесамопроизвольноевключение контактора КМ невозможно, потому чторазомкнутывспомогательный контакт КМ4 и контакты кнопки SB1“Пуск”.

Для повторного пусканадонажать кнопку SB1 ( «Пуск» ).

Таким образом, рассмотреннаязащита по снижениюнапряженияисключаетавтоматическоеповторноевключениедвигателяпослевосстановлениянапряжения. Такаязащи-аназываетсянулевой.

Наши рекомендации