Решение иррациональных уравнений.
Цель: научиться применять на практике различные приемы и методы решения уравнений содержащих переменную под знаком радикала.
Средства обучения:
− методические рекомендации к практической работе № 7.
Виды самостоятельной работы.
− решение иррациональных уравнений;
− решение уравнений путем введения новой переменной.
− решение уравнений графическим способом.
Краткая теоретическая справка.
Уравнение, содержащее переменную под знаком корня, называются иррациональным.
Решение иррационального уравнения основано на преобразовании его к рациональному уравнению, что достигается возведением обеих его частей в одну и ту же степень (иногда несколько раз).
При возведении обеих частей иррационального уравнения в четвертую степень получается уравнение, являющееся следствием исходного. Уравнению – следствию удовлетворяют все корни исходного уравнения, но могут появиться и корни, которые не являются корнями исходного уравнения («посторонние» корни). Чтобы выявить «посторонние» корни, все найденные корни уравнения следствия проверяют подстановкой в исходное уравнение и «посторонние» корни отбрасывают.
Исходное иррациональное уравнение равносильно смешанной системе, состоящей из уравнения – следствия и ограничений, определяемых областью допустимых значений переменной. В этом случае «посторонние» корни не будут входить в область допустимых значений переменной, и проверять их подстановкой в исходное уравнение не требуется.
При возведении обеих частей иррационального уравнения в нечетную степень получается уравнение, равносильное исходному.
Практические задания для аудиторной работы.
1. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
2. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
3. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
![]() |
4. Решите уравнение.
Для самостоятельной работы.
Вариант 1.
1. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
2. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
3. Решите уравнение.
Вариант 2.
1. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
2. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
3. Решите уравнение.
Вариант 3.
1. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
2. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
3. Решите уравнение.
Вариант 4.
1. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
2. Решите уравнение.
![]() | ![]() |
3. Решите уравнение.
Требования к отчёту:
1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания 1-3.
2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:
- порядковый номер и наименование практической работы;
- цель практической работы;
- ход выполнения работы;
- ответы на контрольные вопросы;
- вывод о выполненном задании.
Контрольные вопросы
1. Какие уравнения называются иррациональными?.
2. Как избавиться от иррациональности в уравнении?
3. Когда появляются «посторонние» корни?
Сделайте вывод о том, какие математические навыки вы приобрели на этом занятии.
Практическая работа № 8