Модуль II. Организация работы с персоналом
Тема 10. Структура персонала
Вопросы для обсуждения:
1. Общее и особенное в различных организационных структурах управления.
2. Операции управления, являющиеся прерогативой руководителя.
3. Преимущества матричного метода распределения функций управления.
4. Основные роли, возникающие в любом коллективе.
Практическое задание 1.
На основании предложенного примерного классификатора функций управления образовательным учреждением (табл. 1) разработать матрицу распределения функций среди подразделений учебного заведения, в котором Вы обучаетесь в настоящее время.
Примерная структура матрицы представлена в виде таблицы 2. При заполнении матрицы необходимо использовать следующие условные обозначения операций:
Ц – постановка цели, формирование задачи;
Р – принятие решения, утверждение, координация;
П – подготовка решения, составление, расчет;
С – согласование, рассмотрение;
И – Исполнение, доведение, выполнение, контроль;
У – участие, информирование, сбор данных;
« - » - неучастие в выполнении операции.
Таблица 1
Классификатор функций управления образовательным учреждением
Код ф-ции | Функции управления | Комплексы задач |
Управление стратегией развития (стратегический менеджмент) Организация системы управления (корпоративное управление, административный менеджмент) Управление персоналом (человеческими ресурсами) Управление социальным развитием (социальный менеджмент) Управление экономическим развитием Управление финансами и бухгалтерским учетом (финансовый менеджмент) | 1. Стратегический план. 2. Инновационная деятельность. 3. Создание новых подразделений, представительств, филиалов. 4. Создание филиалов (представительств). 5. Бизнес-планы проектов. 6. Учредители (наблюдательный совет) 1. Миссия ифилософия. 2. Принципы и методы. 3. Структура и функции. 4. Процесс и технология. 5. Решения управления. 6. Единая информационная сеть. 7. Регламенты управления. 8. Стандарты учреждения 1. Кадровая политика. 2. Подбор персонала. 3. Оценка и аттестация. 4. Расстановка персонала. 5. Адаптация персонала. 6. Обучение персонала. 7. Формирование коллектива. 8. Мотивация и потребности. 9. Методы управления. 10. Повышение квалификации ППС 1. План социального развития. 2. Коллективный договор. 3. Социальные блага. 4. Социальные гарантии. 5. Социальное обеспечение. 6. Качество трудовой жизни 1. "Портфель заказов". 2. Годовой (квартальный) план. 3. Экономические нормативы. 4. Критерии и показатели эффективности. 5. "Дерево целей и решений". 6 Экономический анализ деятельности 1. Бюджет организации (учреждения). 2. Сметы по статьям затрат. 3. Бухгалтерский баланс. 4. Ценообразование. 5. Налогообложение. 6. Инвестиции (капвложения). 7. Дебиторы и кредиторы. 8. Валютные операции | |
Управление научно- консалтинговой деятельностью Управление ремонтно-строительными работами Управление подготовкой учебно-методического процесса Управление учебным и методическим процессом Управление коммерческой деятельностью Управление качеством образовательного процесса Управление трудом и заработной платой (трудовыми ресурсами) | 1. Планирование научно-исследователь- ских работ (фундаментальных,прикладных, хоздоговорных). 2. "Портфель заказов" хоздоговоров. 3. Организация выполнения работ. 4. Консалтинговая деятельность. 5. Ученый совет. 6. Аспирантура и докторантура. 7. Научные и научно-методические конференции. 8. Спецсоветы по защите диссертаций. 9. Организация научной деятельности студентов 1. Проектирование объектов. 2. Подрядчики строительства. 3. Подготовка строительного производства. 4. Строительно-монтажные работы. 5. Монтаж оборудования и мебели. 6. Технический надзор. 7. Сдача в эксплуатацию 1. Лицензирование образовательных программ. 2. Разработка учебных планов. 3. Рабочие программы и технологические карты. 4. Методические разработки. 5. Комплектование студентов. 6. Приемная комиссия 1. График учебного процесса. 2. Расписание занятий. 3. Учебные занятия. 4. Методы обучения (традиционные и активные). 5. Самостоятельная работа студентов. 6. Формы промежуточного контроля. 7. Методический совет, методические комиссии. 8. Курсовые работы и проекты. 9. Экзаменационные сессии. 10. Итоговая аттестация студентов (экзамены, дипломные работы) 1. Сдача в аренду помещений. 2. Учебное оборудование. 3. Оргтехника. 4. Коммерческие проекты. 5. Недвижимость. 6. Мебель, офисное оборудование. 7. Брокерская деятельность 1. Государственный образовательный стандарт. 2. Критерии аттестации ППС. 3. Операционный контроль качества. 4. Технический контроль качества. 5. Качество работ и услуг подразделений. 6. Кружки и дни качества 1. Сдельная оплата. 2. Повременная оплата. 3. Тарифная система. 4. Нормативы учебной, методической, научной и организационной работы ППС. 5. Контрактная система. 6. Премирование труда. 7. Организация труда (НОТ) | |
Управление охраной труда и техникой безопасности Управление материально-техническим снабжением Управление маркетингом образования Управление информацией и Компьютеризацией Управление транспортом Управление обслуживающим хозяйством (социальной сферой) Управление международными связями (внешними связями) Управление издательской деятельностью | 1. Служба по охране труда. 2. Нормативы по технике безопасности. 3. Входной инструктаж. 4. Инструктаж на рабочем месте. 5. Инструкции по технике безопасности. 6. Критерии и показатели по охране труда 1. Нормативы затрат ресурсов. 2. Потребности в ресурсах. 3. Заявки на ресурсы. 4. Поставки ресурсов. 5. Движение материалов на складе 1. Рынок товаров и услуг. 2. Маркетинговые исследования. 3. Маркетинговая среда. 4. Маркетинговые коммуникации. 5. Поведение потребителей. 6. Каналы продвижения товара. 7. Реклама и связи с общественностью 1. Информационные системы. 2. Техническое обеспечение. 3. Программное обеспечение. 4. Электронные базы данных и библиотеки. 5. Справочно-библиографический каталог, телекоммуникации и Интернет. 6. Техническое обслуживание 1. Заявки и график работы. 2. Организация работы транспорта. 3. Техническое обслуживание и ремонт. 4. Гараж и стоянка. 5. Автошкола. Профессиональные курсы водителей 1. Гардероб. 2. Кафе, столовая. 3. Складское хозяйство. 4. Общежитие, дом студента. 5. Квартира, гостиница. 6. Спортивный комплекс. 7. Профилакторий, базы отдыха 1. Перечень организаций. 2. Переписка. 3. Фонды и гранты. 4. Презентации. 5. Зарубежные командировки. 6. Обмен преподавателями и студентами 1. Типографское и множительное оборудование. 2. Нормативы издательской деятельности. 3. Электронные носители, материалы (бумага, картон, краска). 4. Организация издательской деятельности. 5. План издания. 6. Исполнение заказов. 7. Рукописи и оригиналы-макеты. 8. Готовые издания (выпуск) | |
Управление методическим процессом Управление организационно- воспитательной деятельностью Управление довузовской подготовкой Управление аттестацией и аккредитацией учреждения | 1. Методология образовательного процесса. 2. Современные образовательные технологии. 3. Мультимедийные технологии обучения. 4. Система открытого (дистанционного) образования. 5. Национальные и государственные программы образования. 1. Кураторство студенческих групп. 2. Совет старост (менеджеров) групп. 3. Культурно-массовая деятельность. 4. Физкультурно-спортивная деятельность. 5. Трудовая деятельность (студотряды). 6. Педагогическая и воспитательная деятельность 1. Работа в базовых школах и лицеях. 2. Профессионально ориентированные классы. 3. Школьные, районные и областные олимпиады. 5. Профориентационная работа среди школьников. 6. Центры довузовской подготовки. 7. Подготовительные курсы. 8. Комплектование абитуриентов. 9. Приемная комиссия 1. Государственный образовательный стандарт (ГОС). 2. Номенклатура направлений и специальностей. 3. Заявка на аттестацию. 4. Самоаттестация образовательного учреждения. 5. Государственная комиссия по аттестации направлений и специальностей. 6. Заявка на госаккредитацию. 7. Критерии и нормативы аккредитации. 8. Аккредитационная коллегия. 9. Комплексная оценка деятельности вуза (повтор- ное лицензирование, аттестация, аккредитация) |
Таблица 2.
Матрица распределения функций среди подразделений образовательного учреждения
Код функции | Наименование функции управления образовательным процессом | Структурные подразделения | |||||
Литература
Основная
1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: Проспект, 2011. С. 18-25.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. С. 131-154.
Дополнительная
3. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В.М. Маслова. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
4. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Управление персоналом: Учебник / Общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-воРАГС, 2003.
Тема 11. Регламентация управления
Вопросы для обсуждения:
1. Основные виды регламентов в организации их назначение и содержание.
2. Философия организации и Правила внутреннего трудового распорядка: содержание и принципиальное отличие.
3. Основное отличие положения о подразделении и должностной инструкции.
4. Контрактная форма организации труда и обычный наём персонала: общее и особенное.
Практическое задание 1.
1. При самостоятельной подготовке к занятию изучить методику разработки должностных инструкций, для чего использовать учебник: Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2001.
2. Разработать типовую должностную инструкцию студента высшего профессионального образовательного учреждения.
3. Основные разделы разработанной должностной инструкции студента и их содержание доложить в устной форме на занятии.
Литература
Основная
1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 2001. С.277-316.
Дополнительная
2. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб. практ. пособие. 3-е изд. М.: Дело, 2000.
3. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2011.
4. Управление персоналом: Учебник / Общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-воРАГС, 2003.