Форматирование с использованием гистограммы

Лабораторная работа №1

Тема: Основные приемы работы. Создание и оформление таблиц.

Общие приёмы работы

1.1. Нажмите сочетание клавиш "Ctrl+→". Курсор должен переместиться в самый конец строки таблицы: адрес ячейки должен начинаться с букв XFD.

1.2. Нажмите сочетание клавиш "Ctrl+↓". Курсор должен переместиться в самую нижнюю строку таблицы: номер строки должен быть равен 1048576.

1.3. По умолчанию в книге Excel содержится 3 листа: Лист 1, Лист 2, Лист 3. При необходимости листы можно добавить или удалить, дать каждому листу понятное название, поменять порядок листов.

1.3.1. Щёлкните правой кнопкой мыши по ярлычку первого листа и в появившемся меню выберите Переименовать. Название листа выделится. Вместо Лист 1 напишите лаб.раб. 1. Аналогично переименуйте остальные листы, дав им названия лаб.раб 2 и лаб.раб 3.

1.3.2. Щёлкните правой кнопкой мыши по ярлычку первого листа и в появившемся меню выберите Вставить…. В окне Вставка выберите Лист, нажмите ОК. Присвойте новому листу имя лаб.раб 4.

1.3.3. Переместите новый лист на последнее место. Для этого «зацепите» ярлычок листа левой кнопкой мыши и перетащите его в нужное место.

2. Автозаполнение. С помощью этой функции можно копировать данные, заполнять строки или колонки. Этот метод удобно применять, когда необходимо заполнить ряды или колонки идентичными данными. При копировании чисел достаточно внести нужное число в ячейку, а затем протащить маркер копирования (рис. 1) на нужное количество строк или столбцов – число появится во всех ячейках.

 
  Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 1. Маркер автозаполнения

2.1. Введите в ячейку А1 дату 1 янв. 2009 г. «Зацепив» левой кнопкой мыши квадрат в правом нижнем углу ячейки, протащите его до ячейки А15.

2.2. Введите в ячейку В2 название дня: понедельник. Заполните строку до ячейки G2.

2.3. В ячейку В3 введите Цех 1. Заполните номера цехов со 2 по 6, протащив маркер копирования до ячейки G3.

2.4. Если нужно показать изменение числа, то необходимо заполнить, как минимум, две ячейки, показав шаг изменения числа. Например, числа 1 и 2. Затем выделить обе ячейки и, удерживая маркер копирования, протащить на нужное число строк или столбцов.

3. Прогрессии. Прогрессию можно заполнить двумя способами: с помощью автозаполнения и с использованием команды меню.

3.1. Покажите арифметическую прогрессию с шагом 2. Для этого в ячейку С5 введите 1, а в ячейку D5 – 3. Затем, выделив обе ячейки, протащить маркер автозаполнения до ячейки J5.

3.2. В ячейку С7 введите 1. затем на вкладке Главная в группе Редактирование нажмите кнопку Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru со стрелкой, указывающей вниз, и в раскрывающемся списке выберите Прогрессия. Выберите Расположение: по столбцам, Тип: геометрическая, Шаг: 2, Предельное значение: 100. Нажмите кнопку ОК.

Таким же образом можно заполнять даты, дни и пр.

4. Добавление/удаление строк и столбцов. Строка или столбец всегда добавляются перед той строкой или столбцом, на который будет наведён указатель мыши.

4.1. Правой кнопкой мыши щёлкните по номеру второй строки и в появившемся меню выберите Вставить.

4.2. Аналогично добавьте столбец перед столбцом В.

5. Объединение/разбиение ячеек.

5.1. Добавьте заголовок к таблице. Для этого выделите ячейки В2:G2 и нажмите на ленте инструментов на вкладке главная кнопку Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru . Добавьте заголовок: График дежурства.

6. Копирование таблиц. Копировать таблицу можно несколькими способами.

6.1. Выделите таблицу график дежурств (В2:G4). Нажмите кнопку Копировать на вкладке Главная в разделе Буфер обмена (или клавиши Ctrl+С). Поместите курсор в ячейку J2 и нажмите кнопку Вставить (или клавиши Ctrl+V).

6.2. Выделите таблицу. Подведите курсор к границе выделенной области. Когда он примет вид тонкого чёрного крестика из двунаправленных стрелок, удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащите таблицу ниже.

В результате должно получиться три одинаковых таблицы.

7. Форматирование ячеек и таблицы в целом. Форматирование позволяет представить таблицы в более наглядном и удобном для восприятия виде. Можно наложить на всю таблицу один из стандартных форматов, заложенных в программе или применить собственный стиль форматирования.

7.1. Изменить высоту строки и ширину столбца можно следующими способами.

7.1.1. Выделите ячейку в первой таблице, в которой записано слово «понедельник». Подведите курсор к границе заголовка столбца и растяните ширину столбца так, чтобы слово помещалось полностью.

7.1.2. Выделите ячейку во второй таблице, в которой записано слово «понедельник». На вкладке Главная в разделе Ячейки нажать кнопку Формат и выбрать Автоподбор ширины столбца: изменится ширина столбца без изменения размеров шрифта.

7.1.3. Выделите ячейку в третьей таблице. На вкладке Главная в разделе Ячейки нажать кнопку Формат или щёлкните правой кнопкой мыши по выделенной ячейке и выберите Формат ячеек (рис. 2). На вкладке Выравнивание отметьте автоподбор ширины: изменится размер шрифта, но не изменится ширина столбца.

 
  Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 2. Окно Формат ячеек

Аналогично изменяется высота строки.

7.2. Автоформат таблицы.

7.2.1. Выделите первую таблицу и щелкните по кнопке Форматировать как таблицу, расположенной на вкладке Главная в разделе Стили и выберите желаемый стиль оформления таблицы.

7.2.2. В появившемся окне укажите диапазон, в котором находятся данные. В нашем случае дни недели будут вместо заголовков, а названия цехов в качестве данных. Поэтому диапазон ячеек нужно указать $В$3:$G$4.

Внимание! При использовании автоформата объединённые ячейки не включились в таблицу.

7.3. Форматирование таблицы «вручную».

7.3.1. Выделите вторую таблицу. Вызвав меню Формат ячеек (левой кнопкой мыши по ячейке) выберите вкладку Граница и задайте обрамление таблицы двойной цветной линией, а внутренние границы ячеек - тонкой чёрной линией.

7.3.2. Выделите заголовок таблицы. Сделайте цветную заливку, измените размер, начертание и цвет шрифта.

7.3.3. Отформатируйте основной текст таблицы.

8. Условное форматирование. Условное форматирование применяют для выделения из общего массива данных, отвечающих некоторым условиям. Условное форматирование можно применять как к данным, введенным с клавиатуры, так и к результатам вычислений. Чаще всего условное форматирование применяют к числовым данным.

Данные, отвечающие заданным условиям, выделяются специальными элементами оформления или измененным форматированием (параметры шрифта, границы, заливки).

Условный формат можно установить для одной ячейки или диапазона ячеек. На ячейку или диапазон ячеек можно накладывать до нескольких разных условий.

Установка условного форматирования ограничивает обычное форматирование ячеек: параметры формата, определяемые наложенным условием, невозможно изменить обычными средствами.

8.1. Выделение значений.В папкеПрактика откройте файл Excel лаб раб №1.

8.1.1. Выделите диапазон ячеек, в которых даётся характеристика санузла (М5:М34).

8.1.2. Щелкните по кнопке Условное форматирование группы Стили вкладки Главная, в галерее выберите команду Правила выделения ячеек, а затем в подчиненном меню выберите условие Равно.

8.1.3. В левом окошке выберите способ выделения.

Внимание! Название и содержание окна настройки параметров условия зависит от выбранного условия. Например, при выборе условия Между можно указать минимальное и максимальное значения, а также выбрать способ выделения. При выборе условия Дата можно выбрать отношение выделяемых ячеек к сегодняшней дате (Вчера, Сегодня, Завтра, За последние 7 дней и т.д.) и затем выбрать способ.

8.2.Выделение крайних значений

8.2.1. Выделите диапазон ячеек, в котором указана площадь квартир (Е5:Е34).

8.2.2. В меню Условное форматирование в галерее выберите команду Правила отбора первых и последних значений, а затем в подчиненном меню выберите принцип отбора 10 первых элементов

Настройте параметры отбора и выберите способ выделения. Название и содержание окна настройки параметров отбора зависит от выбранного принципа. Например, при выборе 10 первых элементов указать количество отбираемых значений, а также выбрать способ выделения

Лабораторная работа №2

Тема: Использование формул. Операторы. Математические расчёты. Возможные ошибки

Ввод формул.

В Excel формулы вводятся в одну строку, в то время как в математической записи они могут быть «многоэтажными». Поэтому, при вводе необходимо добавлять скобки, которых нет в математическом выражении. Вводить формулу лучше не в ячейку, а в окне формул, начиная со знака «=». Знак «=» показывает программе, что набираемые символы составляют формулу, а не текст. После набора формулы нажать кнопку ENTER.

Если формула набрана верно, в рабочей ячейке появится результат вычислений. Если в формуле есть ошибка, появится одно из двух предупреждений:

 
  Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

В первом случае ошибка незначительная (не хватает скобки) и надо просто нажать кнопку Да, чтобы принять исправления (рис.1).

Рис. 1. Извещение о незначительной ошибке.

Во втором случае автоматическое исправление невозможно и надо искать ошибку самому (рис.2).

Рис. 2. Извещение и серьёзной ошибке.

Вместо панели с сообщением об ошибки, в ячейке вывода результата может появиться сообщение с сокращенным указанием причины, по которой вывод результата невозможен:

#ПУСТО! — пересечение заданных диапазонов пустое множество;

#ДЕЛ/0! — причина ошибки прямо указана: нельзя делить на 0;

#ЗНАЧ! — по заданным данным вычисления невозможны;

#ССЫЛ! — неверная ссылка на ячейку с данными;

#ИМЯ? — имена ячеек (встроенных функций) заданы неверно, например, имена ячеек набраны в раскладке RU;

#ЧИСЛО! — итерационный процесс не сходится;

#Н/Д — неопределенные данные;

##### — это не ошибка! Просто число знаков результата больше ширины ячейки, что устраняется увеличением ширины ячейки или переходом к другому числовому формату.

1.1. Рассмотрим типовую задачу на вычисление числового выражения.

Задача. Вычислить:

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru =

Решение. Ввод формулы данного числового выражения в ячейку А2 (лучше всего через окно формул), как видно из рис. 3, сразу дает результат:

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 3. Результат введения формулы в окно формул.

Внимание! Если при записи математического выражения на бумаге можно выпустить знак умножения, например, а=с(а+с), то в Excel это не допустимо. Правильная запись: а=с*(а+с).

2. Ввод формул, содержащих ссылки на ячейки.

Ввод в ячейку аналитически заданной функции у = f(x) начинается со знака равно =. После него вводится аналитическое выражение заданной функции, в котором х заменяется именем ячейки, содержащей значения икса и не являющейся ячейкой ввода. Остается нажать кнопку Enter, что завершает ввод функции. Автоматически в ячейке ввода появляется значение функции, вычисленное при том значении независимой переменной, которое находится в ячейке, отведенной под независимую переменную (по умолчанию 0). Введенная формула остается только в окне формул, где она редактируется при необходимости обычным образом — вносятся изменения, нажимается кнопка Enter.

2.1. Пусть надо ввести квадратичную функцию у = х2 + Зх - 4.

2.1.1. Оставляем ячейку А3 за переменной х и выделяем ячейку В3.

2.1.2. Устанавливаем курсор ввода в окне формул (либо прямо в ячейке) и вводим аналитическое выражение функции начиная со знака =, заменяя х на имя ячейки А3. Ввод автоматически дублируется в ячейке В3. Нажатие кнопки Enter завершает ввод функции. Аналитическое выражение можно вводить и непосредственно в ячейку В3.

Результаты ввода до нажатия кнопки Enter на рис. 4.

 
  Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис.4. Ввод квадратичной функции.

После завершения ввода в ячейке В1 появится значение -4, равное значению функции при х=0. Заполните столбец А значениями х от 0 до 10. Скопируйте формулу из ячейки В3 автозаполнением в ячейки В3:В13. При х=10 значение функции должно быть равным 126.

3. Самостоятельная работа. Вычислите значение функции z=x2+y2, при значении х от 0 до 10, а начальное значение у=х+1.

Внимание! Имена независимых переменных (ячеек, в которых они находятся) во избежание ошибок лучше вводить не с клавиатуры, а щелчками левой кнопки мыши по самим ячейкам.

4. Встроенные функции. В приложение Excel встроена не только библиотека важнейших функций, но и уникальная система автоматических подсказок, по их конструкциям и значениям параметров, значительно упрощающая работу. Вычисления можно проводить как непосредственным набором формулы функции в ячейку (окно формул), так и через диалоговые окна, вызовом Мастера функций.

Мастер функций вызывается щелчком левой кнопки мыши по кнопке Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru строки формул, либо нажатием кнопки Вставить функцию на вкладке Формулы в группе Библиотека функций. В его первом диалоговом окне представлены три окошка (рис. 5):

- в первом окошке Поиск функции можно задать поиск функции по её краткому описанию;

- в окне Категория представлен список категорий, с которыми работает Excel – всего 11 категорий;

- в окне Выберите функцию: открывается список всех функций, относящихся к выбранной категории.

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 5. Окно Мастера функций.

4.1. Вычислить sin Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru .

4.1.1. Поставьте курсор в ячейку, в которую будет помещён результат, и вызовите окно Мастера функций. Выберите функцию SIN в категории Математические.

4.1.2. В диалоговом окне Аргументы функции введите заданный угол. Число Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru в Excel задаётся как функция с круглыми скобками: ПИ(). (рис.6)

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис.6. Мастер функций: введение аргументов функций.

Нажмите Enter, чтобы вывести результат.

4.2. Самостоятельная работа. Вычислите, используя встроенные функции:

1. Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru при х =7. Ответ: 0,87823

2. sin2( Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru /8)+cos2(3 Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru /8)+sin2(5 Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru /8)+cos2(7 Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru /8)

Ответ: 2

3. sin Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru Ответ: Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Лабораторная работа №3.

Квартплата

  А В С D E F G I
Тариф за 1 кв.м 25 р.          
Срок оплаты 10 янв.          
Пени за 1 день 1,5 р.          
               
№ квартиры Фамилия квартиросъёмщика площадь кв.м сумма дата оплаты просрочка штраф итого
Иванов формула 10 янв. формула формула формула

Рис. 1. Таблицы учёты квартплаты

1.1. Все заголовки столбцов должны быть выровнены по центру, как по горизонтали, так и по вертикали, при определении формата ячейки примените опцию переноса слов.

1.2. Столбец № квартиры: 10, 11, 12, ... 20 заполняется с помощью функции автозаполнения. Центральное выравнивание.

1.3. Столбец Фамилия квартиросъемщика: Иванов, Петров, и т.д. всего 10 фамилий.

1.4. Столбец Площадь: 70; 69,5; 69 и т. д. (каждая следующая на 0,5 м меньше предыдущей), выравнивание центральное. Используйте функцию автозаполнения.

1.5. Столбец Сумма: для каждой квартиры умножается значение из графы Площадь на значение из графы Тариф; формат рублёвый без копеек. Стоимость кв.м. для всех квартиросъёмщиков одинакова, поэтому для того, чтобы в формуле во всех ячейках графы Сумма было обращение к ячейке, содержащей тариф за 1 кв.м., записывается формула: =С6*$С$1. Знак $, добавленный к имени столбца и к номеру строки, указывает на абсолютную адресацию.

1.6. Столбец Дата оплаты: с 10 января, каждая следующая квартира произвела оплату на день позже предыдущей. Формат: Дата, полная форма. Используйте автозаполнение.

1.7. Столбец Просрочка заполняется формулой: Дата оплаты—Срок оплаты. Ссылка на ячейку, содержащую срок оплаты, должна иметь абсолютную адресацию.

1.8. Столбец Штраф заполняется формулой: Пени за 1 день*Просрочка. Формат денежный без копеек.

1.9. В столбце Итого суммируются значения из граф Сумма и Штраф, формат денежный без копеек.

1.10. Измените значение графы Тариф за 1 кв.м. с 25 руб. на 36 руб. Проверьте, изменились ли данные в столбцах Сумма, Просрочка, Итого.

Задание 2. Использование функций базы данных. Любую таблицу Excel можно преобразовать в базу данных и осуществлять те операции, которые применимы для баз данных: сортировка, поиск по запросу, создание фильтров.

2.1. Формы. Базу данных можно просматривать в режиме таблицы и в режиме формы. Нажмите левой кнопкой мыши по главной кнопке программы (верхний левый угол) и выберите Настройка панели быстрого доступа. В левой части окна выберите Настройка, а в правой части в окошке Выбрать команды из: выберите Все команды. В нижнем окне найдите кнопку Форма… и нажмите кнопку Добавить, после чего кнопка будет добавлена на панель быстрого доступа (верхний левый угол окна). Нажмите ОК.

2.1.1. Выделите основную таблицу и нажмите кнопку Форма на панели быстрого доступа. В результате получится форма данных, содержащая статический текст (имена полей базы данных), и окна редактирования, в которые можно вводить и редактировать текст.

2.1.2. Добавьте в базу данные ещё на двух квартиросъёмщиков, используя форму. После заполнения новой записи нажмите клавишу Enter, и вы автоматически перейдете к новой записи. Как только заполнена новая запись, вся внесенная информация воспроизведется в ис­ходной таблице.

 
  Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Вычисляемые поля Сумма, Просрочка, Штраф, Итого (в которых размещены формулы) выводятся на экран без окон редактирования (рис.2).

Рис. 2. Форма

Теперь вы имеете таблицу как бы в форме отдельных карточек-записей (каждая из которых представляет строку таблицы). Перемещаться между записями можно либо при помощи кнопок Назад, Далее, либо клавишами управления курсором (вверх, вниз), либо перемещая бегунок на полосе прокрутки формы данных. Перемещаться между окнами редактирования (в которые вносятся данные) удобно клавишей Tab.

2.2. Сортировка. Вернитесь в режим таблицы. Для сортировки записей выделите все строки таблицы (кроме заголовков) и на вкладке Данные в группе Сортировка и фильтр нажмите кнопку Сортировка. В первом окошке выберите столбец, по которому нужно отсортировать данные, во втором окошке выберите Значения, а в третьем определите порядок сортировки. Если требуется сортировка одновременно по нескольким полям, то надо добавить уровень сортировки, нажав на кнопку Уровень сортировки. И повторить все действия для второго поля.

2.3. Фильтры. Как и в любой базе данных, информацию можно фильтровать (т. е. выводить на экран только те данные, которые интересуют пользователя). Для этого есть удобное средство автофильтр: выделите таблицу с заголовками столбцов и на вкладке Данные в группе Сортировка и фильтр нажмите на кнопку Фильтр. После этого в правом нижнем углу названия столбика появится стрелка, при нажатии на которую мышкой раскрываются критерии поиска по данном полю.

Задайте условие отбора для поля Сумма «больше 1000» и «меньше 1500». Нажмите Числовые фильтры и выберите Настраиваемый фильтр. В открывшемся окне свяжите нужные запросы.

Если по данному полю был установлен фильтр, то рисунок на кнопке изменяется, что позволяет быстро найти и вернуть данные на экран, сняв соответствующий запрос с помощью команды Снять фильтр с.

2.4. В конце ведомости должна автоматически подсчитываться следующая статистика по всем квартирам: общая сумма графы Итого (формат рублевый без копеек), Средняя площадь, Максимальная просрочка.

Задание 3. Связывание данных, расположенных на разных листах. Подсчитайте сумму, внесённую каждым квартиросъёмщиком за три месяца.

3.1. Скопируйте таблицу «Квартплата» на 2, 3 и 4 листы Книги. На 2 листе измените срок и дату оплаты на февраль, на третьем листе - на март.

3.2. Присвойте листам имена «январь», «февраль», «март» и четвёртому листу - «к оплате», для чего устанавливается курсор на ярлык листа и из контекстного меню выбирается команда Переименовать.

3.3. На листе «к оплате» удалите все столбцы кроме № квартиры, фамилии и итогового столбца на оплату.

3.4. Для того, чтобы связать данные, расположенные на нескольких листах, на листе «К оплате» в ячейку «итого» вставьте формулу, суммирующую квартплату за январь, март и февраль: =«итого» за январь+«итого» за февраль+«итого» за март, выбирая нужные ячейки из таблиц с листов «январь», «февраль», «март» щелчком левой кнопки мыши по нужной ячейке.

Внимание! При связывании данных, расположенных на разных листах, к адресу ячейки автоматически добавляется название листа, например: =$B$3*январь!Н6. в данном примере информация берётся с листа, который называется «январь», из ячейки Н6.

Лабораторная работа №4

О диаграммах

Диаграммы являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных.

Диаграммы создаются на основе данных, расположенных на рабочих листах. Как правило, используются данные одного листа. Это могут быть данные диапазонов как смежных, так и не смежных ячеек. При необходимости, в процессе или после создания диаграммы, в нее можно добавить данные, расположенные на других листах.

Диаграмма может располагаться как графический объект на листе с данными (не обязательно на том же, где находятся данные, взятые для построения диаграммы). На одном листе с данными может находиться несколько диаграмм. Диаграмма может располагаться на отдельном специальном листе.

Диаграмма постоянно связана с данными, на основе которых она создана, и обновляется автоматически при изменении исходных данных. Более того, изменение положения или размера элементов данных на диаграмме может привести к изменению данных на листе.

В Excel можно создавать различные диаграммы. Всего существует 11 типов встроенных диаграмм, каждый из которых имеет еще множество разновидностей (видов). Выбор типа диаграммы определяется задачами, решаемыми при ее создании.

Один из типов диаграмм является стандартным, то есть он используется по умолчанию при создании диаграмм. Обычно стандартной диаграммой является плоская гистограмма.

Перед созданием диаграммы следует убедиться, что данные на листе расположены в соответствии с типом диаграммы, который планируется использовать. Данные должны быть упорядочены по столбцам или строкам.

Внимание! Не обязательно столбцы (строки) данных должны быть смежными, но несмежные ячейки должны образовывать прямоугольник.

При создании гистограммы, линейчатой диаграммы, графика, диаграммы с областями, лепестковой диаграммы, круговой диаграммы можно использовать от одного до нескольких столбцов (строк) данных.

При создании диаграммы типа "Поверхность" должно быть не менее двух столбцов (строк) данных, не считая столбца (строки) подписей категорий.

При создании круговой диаграммы нельзя использовать более одного столбца (строки) данных, не считая столбца (строки) подписей категорий.

Создание диаграммы

Как правило, данные, используемые для создания диаграммы, не должны иметь существенно различную величину. На рабочем листе создайте таблицу (рис. 1)

  А В С D E F
Работа Итого
Образование
ИТ
Другое
Безработный
Учащийся
Не указано
Итого

Рис. 1. Таблица для построения диаграммы

1. Выделите фрагмент таблицы, для которого создается диаграмма: А1:Е7.

2. На вкладке Вставка в группе Диаграммы щелкните по кнопке с нужным типом диаграмм и в галерее выберите конкретный вид диаграммы (рис. 2).

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 2. Выбор типа и вида создаваемой диаграммы

3. На листе будет создана диаграмма выбранного вида.

Если в группе Диаграммы не отображается подходящий тип и вид диаграммы, щелкните по кнопке группы Диаграммы и выберите диаграмму в окне Вставка диаграммы (рис. 3).

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru


Рис. 3. Выбор типа и вида создаваемой диаграммы в окне Вставка диаграммы

Для создания диаграммы стандартного типа достаточно выделить фрагмент листа и нажать клавишу F11. Для удаления диаграммы достаточно выделить ее и нажать клавишу Delete.

Если необходимо отредактировать созданную диаграмму, её нужно обязательно выделить. Все действия выполняются только с выделенной диаграммой или с ее выделенными элементами. Для выделения диаграммы следует щелкнуть мышью в любом месте области диаграммы. Признаком выделения является рамка диаграммы (рис. 4). На рамке имеются маркеры, расположенные по углам и сторонам рамки.

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 4. Выделение диаграммы

Для выделения какого-либо элемента диаграммы следует щелкнуть по этому элементу мышью. Признаком выделения являются рамка и маркеры элемента. Линейные элементы (оси, линии тренда и т.п.) рамки не имеют. Количество маркеров может быть различным для разных элементов диаграмм. Одновременно может быть выделен только один элемент диаграммы.

Для выделения отдельных элементов диаграммы можно также использовать раскрывающийся список Элементы диаграммы группы Текущий фрагмент контекстной вкладки Работа с диаграммами/Макет.

Изменение типа диаграммы

После создания можно изменить тип и вид диаграммы.

1. В группе Тип вкладки Конструктор нажмите кнопку Изменить тип диаграммы.

2. В окне Изменение типа диаграммы выберите требуемый тип и вид диаграммы.

Изменение источника данных

После создания диаграммы можно изменить диапазон данных, представленных на диаграмме.

1. В группе Диапазон вкладки Конструктор нажмите кнопку Выбрать данные.

2. В окне Выбор источника данных очистите поле Диапазон данных для диаграммы, а затем выделите на листе новый диапазон данных (рис. 5).

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 5. Замена источника данных

В тех случаях, когда диаграмма расположена на листе с данными, изменить диапазон источника данных можно перетаскиванием маркеров диапазонов данных. Маркеры диапазонов отображаются на листе при выделении диаграммы (рис. 6). Как правило, выделяются три диапазона: в зеленой рамке – названия рядов диаграммы (ячейки В1:С1), в сиреневой рамке – названия категорий (А2:А7), в синей рамке – значения рядов данных (ячейки В2:С7).

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 6. Изменение диапазона источника данных перетаскиванием маркеров

Для того чтобы изменить ряды данных, следует перетащить зеленую рамку на другие ячейки, а для добавления или удаления рядов данных следует перетащить зеленый маркер выделения.

Для того чтобы изменить категории, следует перетащить сиреневую рамку на другие ячейки, а для добавления или удаления категорий следует перетащить сиреневый маркер выделения.

Для того чтобы изменить одновременно категории и ряды данных, следует перетащить синюю рамку на другие ячейки (зеленая и сиреневая рамки при этом переместятся автоматически), а для добавления или удаления одновременно категорий и рядов данных следует перетащить синий маркер выделения.

Для изменения рядов данных, подписей осей, легенды можно использовать окно Выбор источника данных.

1. В группе Диапазон вкладки Конструктор нажмите кнопку Выбрать данные.

2. Для добавления ряда данных в окне Выбор источника данных (см. рис. 7) нажмите кнопку Добавить.

3. В окне Изменение ряда (рис. 7) очистите поле Имя ряда, а затем выделите на листе ячейку, содержащую название ряда данных; очистите поле Значение, а затем на листе выделите ячейки, содержащие значения ряда данных.

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 7. Добавление ряда данных

4. Для удаления ряда данных в окне Выбор источника данных выделите название этого ряда и нажмите кнопку Удалить.

Оформление диаграммы

Выбор стиля оформления

Стиль оформления диаграммы определяет, в первую очередь, цвета элементов диаграммы. В группе Стили диаграмм вкладки Конструктор щелкните по кнопке Дополнительные параметры галереи стилей. Выберите требуемый вариант.

Средства оформления элементов диаграммы

Независимо от выбранного стиля диаграммы можно оформлять ее отдельные элементы. Для этого используют элементы вкладки Формат (рис. 10).

Форматирование с использованием гистограммы - student2.ru

Рис. 10. Оформление элементов диаграммы

Кроме того, для установки параметров оформления элементов можно использовать диалоговые окна. Для отображения окна выделите элемент диаграммы и в группе Текущий фрагмент вкладки Формат нажмите кнопку Формат выделенного элемента.

Диалоговые окна для разных элементов имеет примерно одинаковый вид (рис. 11). В левой части окна отображается список разделов (вкладок) окна. В правой части – элементы для настройки параметров элемента.

щщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщ

Рис. 11. Диалоговые окна для оформления элементов диаграммы

При изменении параметров в данном диалоговом окне внесенные изменения незамедлительно применяются к выбранному элементу диаграммы, что позволяет оценить результат изменения, не закрывая диалоговое окно. Однако в связи с немедленным применением измененных параметров кнопка Отмена в этом диалоговом окне отсутствует. Чтобы удалить изменения, необходимо нажать кнопку Отменить на панели быстрого доступа.

Выбор стиля оформления элемента

Стиль оформления элемента определяет цвет и эффекты заливки элемента, параметры линии контура и эффекты, примененные при оформлении элемента.

1. Выделите элемент диаграммы.

2. В группе Стили фигур вкладки Формат щелкните по кнопке Дополнительные параметры галереи стилей.

3. Выберите требуемый вариант.

Заливка элементов диаграммы

Заливку элемента можно установить самостоятельно, независимо от выбранного стиля элемента.

1. Выделите элемент диаграммы.

2. В группе Стили фигур вкладки Формат щелкните по кнопке Заливка фигуры и выберите цвет заливки.

3. После выбора цвета можно выбрать вариант градиентной заливки. В меню кнопки по кнопке Заливка фигуры выберите команду Градиентная, а затем конкретный вариант.

4. Вместо выбора цвета заливки, можно использовать заливку текстурой. В меню кнопки щёлкните по кнопке Заливка фигуры и выберите команду Текстура, а затем конкретный вариант.

Аналогично можно изменить контур (линии) элементов диаграммы, добавить эффекты оформления элементов диаграммы

Особенности оформления осей

Большинство типов диаграмм, за исключением круговых и кольцевых, имеют оси. Количество осей на диаграмме может быть различным: от одной на лепестковой диаграмме, до трех на объемных гистограммах и диаграммах с областями.

Одна из осей является осью значений. По ней отсчитывают значения рядов данных диаграммы. Как правило, это вертикальная ось (ось Y). Ось, вдоль которой строятся ряды данных, называют осью категорий. Как правило, это горизонтальная ось (ось Х). На некоторых типах объемных диаграмм может иметься ось рядов данных.

При оформлении осей диаграммы может потребоваться настройка параметров оси. Это можно сделать только с помощью диалогового окна Формат оси.

1. Выделите ось диаграммы.

2. В группе Текущий фрагмент вкладки Формат нажмите кнопку Формат выделенного элемента.

3. В разделе Параметры оси окна Формат оси выберите и установите требуемые параметры.

4. Для оси значений можно установить максимальное и минимальное значение оси, цену основных и промежуточных делений, установить другие параметры.

5. Для оси категорий можно установить интервал между подписями, порядок категорий, расстояние подписи от оси и другие параметры.

Оформление шрифта элемента

Для установки параметров шрифта диаграммы можно воспользоваться элементами группы Стили WordArt вкладки Работа с диаграммами/Формат. Однако использование этих элементов назначает эффекты WordArt для шрифта элементов, что не всегда приводит к хорошему результату. Для установки обычных параметров шрифта удобнее пользоваться элементами вкладки Главная.

1. Выделите элемент диаграммы.

2. Установите требуемые параметры с использованием элементов групп Шрифт и Выравнивание вкладки Главная.

Восстановление параметров оформления

Можно отказаться от всех параметров оформления элемента, назначенных после применения стиля к диаграмме.

1. Выделите элемент диаграммы.

2. В группе Текущий фрагмент вкладки Формат нажмите кнопку Восстановить форматирование стиля.

Задание №1. В папке Практика откройте файл с именем «к лабораторной работе №4.xls.», лист «почта».

1.1. Скопируйте основные данные таблицы (без верхнего заголовка) и вставьте в нижние строки так, чтобы получилась таблица для четырёх кварталов.

1.2.

Наши рекомендации