Внутрифирменное обучение персонала. Виды обучения.
Внутрифирменное обучение относится к вторичному обучению, которое проходит на предприятиях и в организациях и т.п. Центральной идеей внутрифирменного обучения является непрерывное развитие организации через разворачивание внутри её педагогической системы. Как правило, программы внутрифирменной подготовки создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы на развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.
Обучение персонала внутри организации это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Обучающая деятельность организации преследует реализацию следующих целей:
- Обеспечение надлежащего уровня подготовки сотрудников в соответствии с требованиями рабочего места и должности.
- Обеспечение условий для мобильности сотрудника, для повышения его компетентности.
- Обеспечение возможности для профессионально-квалификационного и служебно-профессионального роста работника как условие формирования мотивации и удовлетворенности трудом.
Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров— планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров— обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров— обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. Все три вида встречаются при подготовке массовых профессий
Таким образом, предметом обучения являются: знания — теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки — практическая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения) — форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
42.Модель организации процесса профессионального обучения персонала
В современных организациях обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс. Для организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации используют модель систематического обучения. Это циклическая модель, состоящая из нескольких этапов (см. рисунок).