Функциональное и проектное управление инновационной деятельностью.

Масштаб инноваций и соответственно инновационных процессов имеет широкие границы. В этой связи выделяют два уровня инновационной деятельности:

-операционный;

-стратегический.

Операционная инновационная деятельность связана в основном с проведением локальных инноваций – отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Как правило, это объекты функционального управления. Функциональное управление призвано поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек.

Стратегическая инновационная деятельность призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, связана с созданием и реализацией нового продукта и имеет дело проектным управлением.

В отечественной практике технология проектного управления получила широкое распространение на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Особенностями применения технологии проектного управления являются:

-на государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня и речь идет о программно-целевом управлении с позиции этого уровня;

-на предприятии каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство Российской Федерации использует программные методы управления. В их основе – система программ и проектов. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые комплексные программы и проекты.

Инновационными проектами являются разработки обновленных или новых изделий и комплексов, технологий, организаций. Проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

1. Модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются.

2. Новаторский – конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего.

3. Опережающий – конструкция основана на опережающих технических решениях.

4. Пионерный – появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции.

С точки зрения масштабности решаемых задач, проекты подразделяются:

1. Монопроекты – проекты выполняемые одной фирмой или одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамках.

2. Мультипроекты – проекты, представленные в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели.

3. Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов, связанных между собой одним деревом целей.

Инновационная программа представляет собой сложный объект, в котором проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Программы требуют единого руководства, централизованного по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.

60. Барьеры в межличностных коммуникациях и пути их преодоления.

В процессе управленческой деятельности широко используются межличностные коммуникации. Это такой тип коммуникационного воздействия, при котором в роли как отправителя так и получателя выступают отдельные индивиды. Для него характерен непосредственный контакт между субъектами общения.

В процессе межличностной коммуникации важно уметь преодолевать возникающие здесь преграды.

Преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что воспринимается как происходящее. Одна из преград, связанных восприятием возникает из-за конфликта между основаниями суждений, убеждениями отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Например, события сентября-октября 1993года в России одни воспринимают как государственный переворот, а другие как подавление мятежа.

Расхождения в основаниях суждений может становиться причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения полученного ими.

Семантические барьеры. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то сообщение сформулированное одним человеком, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Например, в толковом словаре русского языка С. Ожегова слово "А" имеет шесть толкований.

Невербальные преграды. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Примерами невербальной коммуникации могут быть обмен взглядами, выражение лица, улыбка и выражения неодобрения, поднятые с недоуменим брови, живой или остановившийся взгляд и т.д.

Другая разновидность невербальной коммуникации связана с вербальной и проявляется в том, как произносятся слова. Это интонация, модуляция голоса, плавность и другие характеристики речи. Исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражения лица, позы, жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса и всего 7% остается собственно словами в личном разговоре. Следовательно, во многих случаях то, как мы говорим, важнее того, что мы говорим.

Неумение слушать. Исследования показывают, что многие менеджеры, по сути дела, слушают и воспринимают лишь четверть сообщений. И это не удивительно, ведь в системе образования учат чтению, письму, умению обращаться с числами, но почти не обучают умению слушать. Заметим также, что мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам людей.

Плохая обратная связь. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в изначально придававшемся ему смысле. -задавать вопросы;

-оценивать язык поз, жестов и интонаций человека;

-проводить относительно подчиненных "политику открытых дверей", означающей, что вы готовы в определенное время обсудить с ними любые их вопросы и подкрепить свои слова действиями.

Способы совершенствование искусства общения:

-умейте слушать;

-проясняйте свои идеи перед началом их передачи;

-проявляйте внимание к чувствам других людей, будьте готовы "влезть в их шкуру";

-следите за языком собственных поз, жестов, интонаций;

-добывайтесь установления обратной связи: а)задавайте вопросы; б)оценивайте язык поз, жестов и интонаций человека; в) контролируйте первые результаты работы; г) проводите относительно подчиненных "политику открытых дверей", означающей, что вы готовы в определенное время обсудить с ними любые их вопросы и подкрепить свои слова действиями;

Наши рекомендации