Судовые расписания: задача, виды, функциональная ответственность.

Большую роль в организации труда судового экипажа играют судовые расписания, в которых указываются место и действия каждого члена экипажа в различных случаях судовой жизни. К их числу относятся расписания личного состава: по швартовным операциям, при выбирании буксирного троса, при буксировке и т. д. На случай аварий на каждом судне составляется расписание общесудовых тревог (общесудовая, пожарная, пробоина, «Человек за бортом» и шлюпочная). Основной сигнал тревог – непрерывный звонок громкого боя в течение 1 мин и в дальнейшем по судовой трансляции голосом объявляется вид тревоги, место пожара или пробоины.

Расписание по тревогам заполняет старший помощник и утверждает капитан судна.

Расписание следует вывешивать на видном месте. На каждом судне должен быть вывешен список звуковых сигналов, установленных для водяной, пожарной и шлюпочной тревог.

На аварийный случай при стоянке в порту составляют дополнительное расписание, рассчитанное только на вахтенный состав. Для отработки четкости и быстроты работ и проверки знаний обязанностей по тревогам на грузовых судах не реже раза в месяц проводятся учебные тревоги, по возможности приближающиеся к действительности.

Общее руководство проведением тревог осуществляет капитан судна. При водяной и пожарной тревогах экипаж делится на четыре группы. Первая обеспечивает управление судном и представляет собой усиленную вахту на мостике и в машинном отделении. Вторая группа – санитарная – предназначена для оказания пострадавшим медицинской помощи. Третья – наиболее многочисленная – при пожарной тревоге составляет пожарную партию, при водяной – аварийно-спасательную. Четвертая группа обеспечивает подготовку шлюпок к спуску на случай, если борьба с огнем или поступлением воды будет безрезультатной и придется оставить судно.

По шлюпочной тревоге весь экипаж расписан по шлюпкам с учетом физических данных, знаний и опыта. Для удобства каждому члену экипажа присваивается судовой номер. Обязанности каждого номера по судовым тревогам выписываются на отдельную карточку, которая закрепляется над койкой владельца номера.

На пассажирских судах дополнительно создается группа обеспечения порядка, которая предупреждает пассажиров о тревоге, задраивает иллюминаторы и следит за тем, чтобы на всех пассажирах были надеты спасательные нагрудники.

6)Организация несения ходовой машинной вахты, требования ПДНВ.

При определении состава вахты на ходовом мостике, который может включать соответствующих лиц рядового состава, должны, среди прочего, учитывать следующие факторы:

1 непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;

2 состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;

3 близость навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного помощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;

4 использование и техническое состояние навигационных средств, таких как радиолокатор или электрорадионавигационные средства, а также любого иного оборудования, влияющего на безопасность плавания;

5 наличие на судне авторулевого;

6 несение на судне радиовахты;

7 органы управления машинным отделением с периодически безвахтенным обслуживанием, сигнализация и индикаторы, предусмотренные на мостике, процедуры их использования и ограничения; и

8 любые необычные требования во время несения ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны особыми обстоятельствами эксплуатации.

Принятие вахты.

Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту заступающему на вахту помощнику, если имеется основание полагать, что последний не в состоянии должным образом выполнять обязанности по несению вахты, и в этом случае он должен уведомить об этом капитана.

Заступающий на вахту помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен выполнять полностью свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к условиям ночного наблюдения. Заступающий на вахту помощник не должен принимать вахту до тех пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.

До принятия вахты, заступающие на вахту вахтенные помощники должны удостовериться в счислимом или истинном местоположении судна и подтвердить его проложенный путь, курс и скорость, а также положения органов управления машинных отделений с периодически безвахтенным обслуживанием, и должны учесть любые навигационные опасности, которые могут встретиться во время их вахты.

Заступающие на вахту помощники должны лично удостовериться в отношении:

1 распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плавания судна;

2 местоположения судна, его курса, скорости и осадки;

3 преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость;

4 процедур использования главных двигателей для осуществления маневра, если главные двигатели управляются с мостика; и

5 навигационной обстановки, включая нижеследующее,

но не ограничиваясь этим:

1 рабочее состояние всего навигационного оборудования и оборудования по безопасности, которое используется или, возможно, будет использоваться в течение вахты;

2 поправки гиро- и магнитных компасов;

3 наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать;

4 условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты;

5 возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем.

Если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности, сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью закончено.

Несение ходовой навигационной вахты.

Вахтенный помощник капитана должен:

.1 нести вахту на ходовом мостике;

.2 не оставлять мостик ни при каких обстоятельствах без должной замены;

.3 продолжать нести ответственность за безопасность плавания судна, несмотря на присутствие на ходовом мостике капитана, до тех пор пока он не будет специально информирован о том, что капитан принял на себя такую ответственность, и это будет взаимно понято; и

.4 в случае возникновения любых сомнений относительно выбора мер обеспечения безопасности, поставить в известность капитана.

Во время ходовой вахты, для обеспечения плавания по заданному пути, вахтенный помощник должен проверять, через достаточно часты промежутки времени, курс, местоположение, скорость судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные средства.

Вахтенный помощник капитана должен знать расположение и работу всего судового навигационного оборудования и средств обеспечения безопасности, принимая во внимание их эксплуатационные возможности.

Вахтенный помощник не должен выполнять любые обязанности, мешающие обеспечению безопасности плавания судна.

Вахтенный помощник обязан максимально эффективно использовать все имеющееся в его распоряжении навигационное оборудование.

При использовании радиолокатора, вахтенный помощник должен иметь в виду необходимость постоянного соблюдения положений, относящихся к использованию радиолокатора, которые содержатся в действующих Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года.

В случае необходимости, вахтенный помощник капитана должен без колебаний использовать руль, двигатель и звуковую сигнальную аппаратуру. Однако, о предполагаемых изменениях скорости оборотов главного двигателя необходимо давать своевременное предупреждение, если это возможно, или эффективно использовать органы управления дистанционного управления двигателем, в случае периодически безвахтенно обслуживаемого машинного отделения, в соответствии с применимыми процедурами.

Вахтенные помощники должны знать характеристики управляемости их судна, включая тормозные пути, и должны учитывать, что другие суда могут иметь отличающиеся характеристики управляемости.

Все действия, предпринятые во время вахты, имеющие отношение к плаванию судна, должны надлежащим образом документироваться.

Особенно важно, чтобы в любое время вахтенный помощник обеспечивал осуществление надлежащего наблюдения. На судах, где штурманская рубка отделена от рулевой, вахтенный помощник может заходить в штурманскую рубку в случае необходимости, на короткий период для выполнения необходимых штурманских обязанностей, но перед этим ему следует удостовериться, что это безопасно и что в период его отсутствия будет обеспечено надлежащее наблюдение.

Проверка работы судового навигационного оборудования, когда судно находится в море, должно выполняться так часто, как это практически целесообразно и когда позволяют обстоятельства, в частности если ожидаются опасности, которые могут повлиять на безопасность плавания судна. Когда необходимо, следует производить соответствующие записи. Такие проверки должны также проводиться до прибытия в порт и до отхода из порта.

Вахтенный помощник должен проводить регулярные проверки, чтобы обеспечить:

.1 удержание судна на правильном курсе лицом, стоящим на руле, или авторулевым;

.2 определение поправок главного магнитного компаса не менее одного раза за вахту и, если это возможно, после каждого значительного изменения курса; частую сверку показаний гиро и главного магнитного компасов и согласованность репитеров с основным компасом;

.3 проверку перехода с автоматического управления рулем на ручное, по крайней мере один раз за вахту;

.4 нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней, также другого навигационного оборудования;

.5 нормальную работу радиооборудования, в соответствии с пунктом 86 данного раздела; и

.6 нормальную работу органов управления периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением, аварийно-предупредительной сигнализации и индикаторов.

Вахтенный помощник должен учитывать необходимость соответствия постоянно действующим требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года (см. правила V/19, V/19-1 и V/19-2 СОЛАС или их замены). Вахтенный помощник должен учитывать:

.1 необходимость заблаговременного вызова рулевого и перехода на ручное управление рулем, чтобы безопасным образом выйти из любой потенциально опасной ситуации; и

.2 что при управлении судно посредством авторулевого, чрезвычайно опасно допускать развитие ситуации до момента, когда вахтенный помощник находится один и должен прервать наблюдение для выполнения экстренного действия.

Вахтенные помощник должны глубоко знать использование установленных на судне электрорадионавигационных средств, включая их возможности и ограничения, и использовать каждое из этих средств при необходимости; а также иметь в виду, что эхолот является важным навигационным средством.

Вахтенный помощник должен всегда использовать радиолокатор при ухудшении или в ожидании ухудшения видимости и при плавании в районах интенсивного судоходства, учитывая возможности и ограничения радиолокатора.

Вахтенный помощник должен обеспечивать, чтобы используемые шкалы дальности радиолокатора переключались достаточно часто для возможно более раннего обнаружения эхосигналов. Необходимо помнить, что эхосигналы от небольших объектов или объектов, имеющих плохую отражательную способность могут быть не обнаружены.

При использовании радиолокатора, вахтенный помощник должен выбрать соответствующую шкалу дальности, внимательно следить за радиолокационным изображением и своевременно начать прокладку или систематический анализ движения цели.

Вахтенный помощник должен немедленно известить капитана:

.1 при ухудшении или ожидаемом ухудшении видимости;

.2 когда условия судопотока или перемещение отдельных судов вызывают опасения;

.3 когда возникают затруднения в сохранении заданного курса;

.4 если в рассчитанное время не обнаружены берег, навигационный знак или ожидаемые глубины;

.5 если неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло изменение глубин;

.6 в случае поломки главных двигателей, органов дистанционного управления двигательной установкой, рулевого устройства или какого-либо важного навигационного оборудования, аварийно-предупредительной сигнализации или индикатора;

.7 при отказе радиооборудования;

.8 в штормовую погоду, если есть опасение возможного повреждения;

когда на пути судна встречаются опасности для плавания, такие как лед или обломки судов; и

.9 в любой другой аварийной ситуации или в случае возникновения каких-либо сомнений.

Несмотря на требование о немедленном извещении капитана в указанных выше случаях, вахтенный помощник должен, помимо этого, если потребуют обстоятельства, незамедлительно предпринимать действия для обеспечения безопасности судна.

Вахтенный помощник отдает персоналу вахты все необходимые инструкции и информацию, которые должны обеспечивать безопасное несение вахты, включая надлежащее наблюдение.

Несение вахты в различных условиях и районах.

Плавание при ясной видимости.

Вахтенный помощник должен часто и точно брать компасные пеленги приближающихся судов, для того чтобы своевременно определить опасность столкновения, и иметь в виду, что такая опасность может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при сближении с очень большим судном или буксирным составом, или при сближении с судном на малое расстояние. Вахтенный помощник должен также предпринимать своевременные и правильные действия в соответствии с применимыми правилами предупреждения столкновения судов в море и затем проверять, дают ли такие действия желаемый результат.

При ясной видимости и когда есть возможность, вахтенный помощник должен практиковаться в использовании радиолокатора.

В темное время суток.

Капитан и вахтенный помощник капитана при организации наблюдения, должны учитывать оборудование мостика и навигационные средства, доступные для использования, их ограничения, процедуры и предпринятые меры предосторожности.

Плавание в условиях ограниченной видимости.

При ухудшении или ожидаемом ухудшении видимости первой обязанностью вахтенного помощника является выполнение соответствующих требований Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года, в особенности в отношении подачи туманных сигналов, движения с умеренной скоростью и готовности двигателей к немедленным маневрам. Кроме того, вахтенный помощник должен:

.1 известить капитана;

.2 выставить наблюдателя;

.3 включить ходовые огни; и

.4 включить радиолокатор и пользоваться им.

Плавание с лоцманом на борту.

Присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих обязанностей не освобождает капитана или вахтенного помощника капитана от их обязанностей по обеспечению безопасности судна. Капитан и лоцман должны обмениваться информацией относительно плавания, местных условий и особенностей данного судна. Капитан и/или вахтенный помощник должны работать в тесном контакте с лоцманом и следить за местоположением судна и его движением.

Если возникает сомнение в действиях или намерениях лоцмана, вахтенный помощник должен запросить у лоцмана разъяснение, а если сомнение все же остается, немедленно поставить об этом в известность капитана и предпринять любые необходимые меры до его появления.

Плавание в прибрежных водах и водах, затрудненных для плавания.

При плавании в этих районах следует пользоваться картой самого крупного масштаба, откорректированной на основе самой последней информации. Определения местоположения должны выполняться через короткие промежутки времени и более чем одним способом, когда это позволяют обстоятельства.

Вахтенный помощник должен четко опознавать все встречающиеся навигационные знаки.

Судно на якоре.

Если капитан считает необходимым, несение ходовой вахты осуществляется и при стоянке на якоре. Когда судно на якоре, вахтенный помощник обязан:

.1 как можно быстрее определить и нанести местоположение судна на соответствующую карту;

.2 достаточно часто, в соответствии с обстановкой, проверять путем взятия пеленгов навигационных знаков или легкоопознаваемых береговых объектов, стоит ли судно на якоре безопасно;

.3 обеспечивать эффективное наблюдение;

.4 обеспечивать регулярные обходы судна;

.5 наблюдать за метеорологическими условиями, приливами и состоянием моря;

.6 при обнаружении дрейфа судна извещать капитана и принимать все необходимые меры;

.7 обеспечивать готовность главных двигателей и других механизмов в соответствии с указаниями капитана;

.8 в случае ухудшения видимости извещать капитана;

.9 обеспечивать выставление надлежащих огней и знаков и подачу соответствующих звуковых сигналов в соответствии со всеми применимыми правилами; и

.10 предпринимать меры по предотвращению загрязнения окружающей среды судном и выполнять соответствующие применимые требования, касающиеся предотвращения загрязнения.


Наши рекомендации