Основные задачи и структура технической эксплуатации судна.

ТО и ремонт – это составная часть ТЭ (функциональная подсистема). Суда считаются технически исправными, если они удовлетворяют требованиям органов надзора и могут использоваться по прямому назначению с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными технической документацией. Целью функционирования подсистемы «техническое обслуживание и ремонт» является поддержание и восстановление исправности судов в течение всего срока их службы при минимальных затратах. Эта подсистема включает следующие задачи:

-оценка технического состояния (уровня работоспособности);

-определение структуры ТО и ремонта судов;

-организация ТО и ремонта;

-материально-техническое обеспечение.

Оценка технического состояния.Техническое состояние судна и его элементов определяется для обеспечения безопасности мореплавания, для задания режима работы механизмов на основе инструкций заводов-изготовителей и Правил технической эксплуатации; для установления объема ТО и ремонта и составления ремонтных ведомостей, для планирования и выполнения ТО и ремонта. В комплекс задач по оценке технического состояния входит контроль состояния судов и их элементов, технический надзор за судами, разработка и внедрение систем технической диагностики.

Контроль технического состояния судов. Эта группа задач включает в себя повседневный и периодический контроль, а также технический надзор.

Повседневный контроль осуществляется судовым экипажем в соответствии с Уставом, Положением о технической эксплуатации морского флота, Правилами технической эксплуатации судовых технических средств, графиками и планами ТО судна.

Основным методом оценки и контроля технического состояния судна и его элементов судовым экипажем является выполнение профилактических работ на базе типовой нормативной документации на ТО серийных судов, разработанной фирмой-изготовителем совместно с классификационными обществами. Периодический контроль технического состоянием судов и уходом за корпусом и судовым оборудованием осуществляется судовладельцем.

Цель всех видов контроля технического состояния - установить действительное техническое состояние судов и судового оборудования, обеспечить их исправность, проверить годность к безопасному мореплаванию, надежной перевозке грузов и обеспечение охраны человеческой жизни на море.

Разработка и внедрение систем технической диагностики. Основными функциями систем технической диагностики являются:

-оценка состояния (работоспособности) судовых технических средств и элементов судна;

-поиск неисправностей и причин отказа;

-прогнозирование технического состояния.

Техническое состояние судна и его элементов характеризуется величиной отклонения их основных параметров, отражающих способность выполнить заданные функции, от эталонных значений, установленных технической документацией. Определение индивидуальных отклонений параметров конкретных технических средств от их эталонных значений, а также прогнозирование дальнейшего изменения этих отклонений и составляют основу технической диагностики.

В настоящее время комплекс работ, связанных с определением технического состояния и включающих в себя вскрытие, разборку и освидетельствование судовых технических средств, выполняется по истечении установленного календарного срока или регламентированной наработки. Это часто приводит к неоправданной загрузке экипажей и береговых баз, снижает надежность оборудования из-за нарушения приработки и внесения случайных изменений в сопряжения деталей и узлов. В связи с этим определение технического состояния оборудования без его разборки является одним из важнейших путей повышения эффективности ТЭ судов.

Применение систем технической диагностики позволяет устанавливать оптимальные сроки выполнения планово-предупредительного ТО и ремонта, предотвращать или существенно сокращать число отказов судового оборудования и вынужденных остановок в море, сокращать время поиска неисправностей. Создание комплексных систем технической диагностики судового оборудования является одной из наиболее сложных научно-технических и организационных проблем. Эта сложность определяется многообразием конструктивных форм судовых технических средств, особенностями физических процессов их старения и износа, спецификой условий эксплуатации судов.

Определение структуры ТО и ремонта судов. Сюда входит исследование эксплуатационной надежности судов и их элементов, на базе которой устанавливается структура ТО и ремонта, т. е. содержание, периодичность и трудоемкость работ, выполняемых для поддержания и восстановления исправности. Широкая номенклатура судовых технических средств, различающихся по принципу действия и конструктивному исполнению, вызывает большое многообразие работ. На причины их возникновения, структуру ТО и ремонта оказывает влияние много факторов (качество проекта и постройки, конструктивные особенности, применяемые материалы, возраст судна, условия эксплуатации и т. д.), однако при всем их многообразии выполняемые работы являются производными надежности. Следовательно, закономерности, регламентирующие структуру ТО и ремонта, могут быть установлены на базе исследования эксплуатационной надежности судов и их элементов.

Недостаточная надежность судов снижает эффективность их функционирования главным образом из-за увеличения затрат на поддержание требуемого уровня надежности. Обобщенным показателем этих затрат является трудоемкость ТО и ремонта. Поэтому изыскание путей снижения трудоемкости на содержание флота в исправном техническом состоянии имеет первостепенное значение для эффективной работы морского транспорта.

Организация ТО и ремонта. Этот комплекс задач включает разработку общей схемы и принципов организации ТО и ремонта, в том числе установление продолжительности эксплуатационно-ремонтных циклов, периодичности и продолжительности различных видов ремонта и докования судов, планирование ТО и ремонта, распределение работ, выполняемых для поддержания работоспособности судов, между экипажами и береговыми базами.

Одной из важнейших задач организации ТО является оптимальное распределение осмотрово-восстановительных работ между судовыми экипажами, субподрядчиками, судоремонтными верфями. Оптимальное распределение работ позволяет увеличить эксплуатационный период судов, сократить объем и стоимость ремонтов с выводом судов из эксплуатации. Эта задача должна решаться на основе объективных критериев распределения работ между исполнителями. Все перечисленные задачи в своей совокупности составляют систему ТО и ремонта флота. Оптимизация системы ТО и ремонта, ее непрерывное совершенствование, обеспечение постоянного роста производительности труда являются важнейшим условием повышения эффективности ТЭФ.

Материально-техническое обеспечение (МТО). Вопросы материально-технического обеспечения включают бесперебойное снабжение и эффективное использование материальных ресурсов, оптимизацию запасов материалов, сменных частей и оборудования на судах, совершенствование методов нормирования, планирования, учета, хранения и доставки снабжения к месту его использования. Для обеспечения работы флота, выполнения ТО и ремонта необходимы материалы, инвентарь, сменные и запасные части, обменный фонд оборудования. При недостаточных запасах возможны непроизводительные простои судов. Избыточные запасы материалов и оборудования приводят к неоправданному сдерживанию средств и завышению оборотных фондов предприятий. В связи с этим оптимизация запасов материальных ресурсов является одной из важнейших проблем ТЭ.

Эффективность функционирования системы технической эксплуатации зависит от качества объектов, деятельности судовых экипажей и судоремонтных предприятий, системы управления ТЭФ по достижению требуемых целей.

Успешное функционирование системы ТЭФ складывается из ряда целей:

1) высокая техническая безопасность эксплуатации судов;

2) большая длительность эксплуатации и высокая эксплуатационная готов­ность судов к применению;

3) поддержание определенного количества судов в эксплуатации;

4) высокая экономичность технической эксплуатации.

Выполнение первой цели позволяет полностью избежать или уменьшить возможности возникновения аварий судов по техническим причинам, а также ос­лабить вредное воздействие процессов технической эксплуатации на природу. Выполнение второй цели обеспечивает возможность применения судов по назна­чению в установленные сроки и с высокой эффективностью в течение длительно­го периода времени. Третья цель гарантирует необходимый состав совокупности судов, который может быть использован по назначению. Реализация четвертой цели приводит к снижению или относительно небольшим затратам времени, а также к снижению трудовых материальных и финансовых ресурсов.

Цели системы ТЭФ, безусловно, можно было бы сформулировать и в другом виде, однако в любом предложенном перечне должны быть определены цели, от выполнения которых зависят эффективность, экономичность, длительность применения судов, безопасность мореплавания.


Наши рекомендации