Глава 1. основные положения технической эксплуатации

Буквенные коды наиболее распространенных видов элементов электрических схем

Первая, обязательная буква кола группы видов элементов Двухбуквенный код некоторых элементов
А - устройство, общее обозначение АК - блок реле
В - преобразователи неэлектрических величин в электрические (кроме генераторов и источников питания) или наоборот ВА - громкоговоритель
BF - телефон (капсюль)
ВЕ - сельсин-приемник
ВС - сельсин-датчик
ВК - тепловой датчик
BL - фотоэлемент
ВМ - микрофон
ВР - датчик давления
BR - тахогенератор
С - конденсаторы   --
D - интегральные схемы DA - интегральная схема аналоговая
    DD - то же, цифровая; логический элемент
Е - элементы разные ЕК - нагревательный элемент
    EL - лампа осветительная
F - разрядники, предохранители, уст­ройства защитные FU - предохранитель плавкий
- генераторы, источник питания GB - батарея аккумуляторов
н - устройства индикационные и сиг­нальные НА HL - прибор сигнализации звуковой - то же, световой
к - реле, контакторы, пускатели КА - реле токовое
кн - реле указательное
    КК - реле электротепловое
    км - контактор, магнитный пуска-
    кт - реле времени
    KV - реле напряжения
L -катушки индуктивности, дроссели LG обмотка возбуждения генератора
    LM - то же, двигателя
м - двигатели   --
Первая, обязательная буква кола группы видов элементов Двухбуквенный код некоторых элементов
Р - приборы, измерительное оборудование РА - амперметр
PF - частотомер
рI - счетчик активной энергии
РК - счетчик реактивной энергии
PR - омметр
РТ - часы, измеритель времени
PS - регистрирующий прибор
PV - вольтметр
PW - ваттметр
Q - выключатели и разъединители в силовых цепях (электроснабжения, питания электрооборудования и т.д.) QF - выключатель автоматический
QS - разъединитель
R - резисторы RK - терморезистор
RP - потенциометр
RS - шунт измерительный
S - устройства коммутационные в цепях управления, сигнализации и измерительных SA - выключатель или переключатель
SF - выключатель автоматический
SB - выключатель кнопочный
Примечание: обозначение при меняют для аппаратов, не имеющих контактов в силовых цепях SQ - выключатель, срабатывающий от положения (путевой)
SR - то же, срабатывающий от частоты вращения
Т - трансформаторы, автотрансформаторы ТА -трансформатор тока
ТУ - то же, напряжения
U - преобразователи электрических величин в электрические UD - выпрямитель
UZ - инвертор
UF - преобразователь частоты
W - линии и элементы СВЧ, линии электропередачи WE - ответвитель
V - приборы электровакуумные, полупроводниковые VD - диод, стабилитрон
VT - транзистор
VS - тиристор
X - соединения контактные ХА - токосъемник, контакт скользящий
ХР - штырь
XS - гнездо
XT - соединение разборное
Y - устройства механические с электромагнитным приводом YA - электромагнит
YB - тормоз с электромагнитным приводом
Z - устройства оконечные; фильтры, ограничители ZL - ограничитель
ZQ - фильтр кварцевый


стояния, а затем проанализировать режимы при различных по­ложениях коммутационных аппаратов по отдельным цепям.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое техническая эксплуатация, техническое обслуживание, техническое использование и ремонт СЭО и ЭСА?

2. Какие существуют виды ремонта и режимы эксплуатации СЭО и ЭСА?

3. Дайте определения видов и групп технических состояний.

4. В чем проявляется взаимосвязь технических состояний с процессом технической эксплуатации?

5. Каковы общие требования Правила Регистра к условиям эксплуатации и исполнению СЭО и ЭСА?

6. Каковы общие требования ПТЭ к техническому использованию и тех­ническому обслуживанию СЭО и ЭСА?

7. Какие учетные и отчетные документы по технической эксплуатации СЭО и ЭСА используются на судне?

8. Дайте характеристику электрических схем, используемых в процессе эксплуатации СЭО и ЭСА.

9. Проведите примеры использования в графических обозначениях простейших геометрических образов: точки, прямой линии, окружности, прямо­угольника, квадратной скобки, стрелки.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

1.1. Основные понятия и определения технической эксплуатации

Общие задачи, содержание, систему технической эксплуата­ции и требования к техническому состоянию судов, судовых кон­струкций и технических средств определяют ГОСТ 18322-78, ГОСТ 23346-78 и Положение о технической эксплуатации морского флота. Общие требования по технической эксплуата­ции СЭО, включая электрические средства автоматизации энер­гетических установок, вспомогательных механизмов и систем, установленного на судах морского флота, определяют ПТЭ СТС и Комплексная система ТО и ремонта судов.

В соответствии с этими документами под технической эксплуатацией СЭО и ЭСА понимается совокупность меро­приятий по техническому использованию, техническому обслу­живанию и ремонту. Техническая эксплуатация СЭО и ЭСА представляет собой производственную, организационную и на­учно-техническую деятельность судовых экипажей, береговых предприятий и организаций, обеспечивающую эффективное ис­пользование и исправное состояние СЭО и ЭСА (рис.1.1).

Начало эксплуатации устанавливается в нормативно-техни­ческой документации на СЭО и ЭСА или договорах о поставке и может исчисляться: с момента отгрузки, с момента получе­ния потребителем или с момента окончания монтажа и наладки после установки СЭО и ЭСА на судне.

Окончание эксплуатации определяется переходом в пре­дельное состояние соответствующего вида, при котором предпо­лагается окончательное прекращение применения СЭО или ЭСА по назначению.

Управление технической эксплуатацией включает в себя планирование, создание организационных структур, регулирова­ние, контроль, учет и анализ результатов эксплуатации. Оно должно обеспечивать выполнение основных задач технической эксплуатации.

глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru

Рис.1.1. Структурная схема системы технической эксплуатации

Техническое использование — использование СЭО и ЭСА по назначению с технико-экономическими показателями, предусмотренными приемо-сдаточными документами или задан­ными судовладельцем. Техническое использование СЭО и ЭСА осуществляется судовым экипажем и заключается в контроле, и учете технического состояния, проверке готовности к действию, вводе и выводе из действия, обеспечении, изменении и поддер­жании режимов работы, сопоставлении заданных и фактиче­ских характеристик, оценке и регистрации отклонений.

Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций или операцию по поддержанию работоспо­собности или исправности СЭО и ЭСА при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТО со­держит регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности СЭО и ЭСА в течение их срока службы. Под операцией ТО по­нимается законченный этап ТО составной части изделия, выполняемый на одном рабочем месте исполнителем определен­ной специальности.

В ТО СЭО и ЭСА могут входить контроль технического со­стояния, регулировка, очистка, смазка, выявление и устранение неисправностей, замена некоторых составных частей, изношен­ных или вышедших из строя, и т. д. ТО СЭО и ЭСА осуществля­ется электрогруппой судна, ремонтными бригадами и берего глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru глава 1. основные положения технической эксплуатации - student2.ru выми подразделениями и предприятиями (базами технического обслуживания, судоремонтными заводами и др.).

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности СЭО и ЭСА и восстановле­нию ресурсов СЭО и ЭСА или их составных частей. Под опера­цией ремонта понимается законченная часть ремонта, выполняе­мая на одном рабочем месте исполнителями определенной спе­циальности. В ремонт могут входить разборка, дефектация, контроль технического состояния СЭО и ЭСА, восстановление де­талей, сборка и т. д. Содержание части операций ремонта мо­жет совпадать с содержанием некоторых операций ТО. Ремонт может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей, блоков. Ремонт, как правило, сопровождается выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку СЭО и ЭСА.

В зависимости от характера неисправностей и сложности и объема работ, необходимых для приведения СЭО и ЭСА в ис­правное или работоспособное состояние, ремонт разделяют на плановый и неплановый, текущий, средний, капитальный, регла­ментированный ремонт и ремонт по техническому состоянию.

Плановый ремонт — это ремонт, постановка на который осу­ществляется в соответствии с требованиями нормативно-техни­ческой документации; постановка на неплановый ремонт осу­ществляется без предварительного назначения.

Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстанов­ления работоспособности СЭО и ЭСА и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных частей (переборка СЭО, вос­становление зазоров, регулировка, устранение мелких неисправ­ностей электросетей, приборов, ЭСА).

Средний ремонт выполняется для восстановления исправно­сти и частичного восстановления ресурса оборудования с заме­ной или восстановлением деталей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выпол­няемом в объеме, установленном нормативно-технической до­кументацией.

Капитальный ремонт выполняется для восстановления ис­правности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Для судовых технических средств установлено два вида ре­монта: текущий и капитальный.

Регламентированный ремонт - плановый ремонт, выполняе­мый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуа­тационной документации, независимо от технического состояния оборудования к моменту начала ремонта.

Ремонт по техническому состоянию - плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно-техниче­ской документации, а объем и момент начала ремонта опреде­ляются техническим состоянием СЭО и ЭСА.

Различают следующие характерные временные режимы эксплуатации: непрерывный Н, циклический Ц, оператив­ный ОП и общий ОБ, определяемые чередованием периодов ожидания (по условиям эксплуатации от объекта не требуется функционирование, он не создает полезного эффекта, но готов к немедленному приведению в действие) и действия (от объекта требуется функционирование).

При непрерывном режиме эксплуатации период действия объекта длится непрерывно, при циклическом режиме опреде­ленные периоды действия и ожидания чередуются с постоянной цикличностью, при оперативном режиме неопределенный пери­од ожидания сменяется периодом действия заданной продолжи­тельности, а при общем режиме периоды действия и ожидания чередуются случайным образом.

Совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и ремонта, исполнителей, необходимых для поддержания и вос­становления качества СЭО и ЭСА, составляет систему ТО и ремонта СЭО и ЭСА.

Показатели системы ТО и ремонта позволяют оценить затра­ты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием СЭО и ЭСА (оперативные затраты), и затраты, обусловленные орга­низацией, технологией выполнения ТО и ремонтов, материаль­но-техническим обеспечением, квалификацией персонала, усло­виями окружающей среды и т. д. Такими показателями являют­ся средняя продолжительность ТО (ремонта), средняя трудоем­кость ТО (ремонта), средняя стоимость ТО (ремонта) и др.

Техническое обслуживание и ремонт СТС на водном транс­порте проводят по планово-предупредительной системе.

Наши рекомендации