Измерение раскепов коленчатых валов. Номограмма допустимых раскепов.
Выявление упругого изгиба вала по расхождению щек мотыля основано на определении изменения расстояний между щеками мотылей коленчатого вала, т.е. на измерении раскепов.
Рис. 35. Схема измерения раскепов между щеками мотылей коленчатого вала:
а- раскепы со знаком (+), б- раскепы со знаком (-).
Наличие раскепа (рис.35) указывает на прогиб оси вала. Если середина вала будет лежать ниже крайних подшипников, то при верхнем положении шатунной шейки щеки мотыля разойдутся, (рис.35,а) и наоборот, если концы вала будут лежать ниже средних подшипников,то щеки разойдутся при нижнем положении мотыля (рис.35,б). Следовательно, по расхождению щек можно судить о направлении деформации вала в районе данного мотыля.
Так, если расстояние между щеками мотыля в верхней мертвой точке больше, чем в нижней, то ось вала изгибается выпуклостью вниз. В этом случае раскеп принято считать положительным, и пишется он со знаком плюс (+). Если расстояние между щеками мотыля в нижней мертвой точке больше, чем в верхней, то ось вала изгибается выпуклостью вверх - раскеп отрицательный и имеет знак минус (-). Если раскеп имеет положительный знак, то подшипники данного мотыля должны быть подняты, если отрицательный - опущены.
Рис. 36. Индикатор для измерения раскепов.
Раскепы измеряют микрометрическим штихмасом (с точностью до 0,01 мм) или индикатором (рис.36). Точки, между которыми производится замер, должны находиться посередине оси щек и отстоять от оси вала на расстоянии, равном радиусу шейки. Для того чтобы были видны изменения раскепов при последующих проверках по сравнению с предыдущими, точки, между которыми производятся замеры, должны быть одними и теми же.
Поэтому в документации к проверке записываются положения точек замеров или прилагается эскиз с указанием мест их расположения. Замеры производятся при четырех положениях мотыля 0, 90, 180, 270. Если проверка ведется индикатором, то при проворачивании вала его рекомендуется оставлять на месте.
Чтобы выявить опоры коленчатого вала, вызывающие наибольший излом действительной оси - выполняют ее графическое построение по раскепам. Для этого в масштабе вычерчивают кинематическую схему коленчатого вала c кривошипами в одной вертикальной плоскости.
Рис. 1. Построение действительной оси коленчатого вала
дизеля 6ЧН22/32 по раскепам, с отсоединеннным
валом ротора генератора:
а - кинематическая схнма коленчатого вала,
б) - схема действительной оси
На гибком валу статический прогиб контролируют величиной упругого раскепа.
Упругим раскепом называют раскеп, снятый с коленчатого вала дизеля, как с деталями механизма движения, так и без них.
Схема положения раскепомера на коленчатом валу с механизмом движения:
1, 2, 3, 4, 5 – точки снятия показаний; 6 – раскепомер.
Показания раскепомера снимают на коленчатом валу с деталями механизма движения в пяти положениях кривошипа:
- НМТ (+30);
- ЛБ(90);
- ВМТ (180);
- ПБ(270);
- НМТ (-30).
Если в пятом положении кривошипа стрелка индикатора раскепомера не совпадает с нулевой отметкой, то полученную величину отклонения стрелки делят пополам.
После демонтажа деталей механизма движения проверяют упругий раскеп коленчатого вала без деталей механизма движения, результаты которого сопоставляют с раскепами коленчатого вала с навешанными деталями механизма движения. Они должны совпадать.
Показания раскепомера на коленчатом валу без деталей механизма движения снимают в четырёх положениях кривошипа:
- НМТ(0);
- ЛБ(90);
- ВМТ (180);
- ПБ(270).
Для проверки возврата стрелки индикатора в исходное положение делают контрольное измерение в НМТ – (360) -(0). Если стрелка не вернулась в исходное положение, необходимо проверить установку раскепомера. Проверку выполняют вращая раскепомер. После проверки измерения повторяют, а результаты заносят в таблицу.
Форма записи показаний раскепомера и определение величины раскепов.
Полученные раскепы сравнивают с предельно допускаемыми значениями.
Предельно допустимые величины раскепов коленчатых валов дизелей при монтаже и эксплуатации, мм:
В случае отсутствия этих данных состояние оси коленчатого вала в районе каждого кривошипа определяют по номограмме раскепов:
Если раскеп коленчатого вала с деталями механизма движения отличается от раскепа без деталей механизма движения, то это значит, что некоторые рамовые шейки коленчатого вала не лежат на рамовых подшипниках из-за изгиба оси коленчатого вала. Поэтому упругий раскеп не отражает действительного положения оси коленчатого вала, и в этом случае снимают жёсткий раскеп.