Система моторного масла с ГД и ВД. Правила Российского морского регистра судоходства.
Система масляная главного и вспомогательных двигателей
Масляная система состоит из трубопроводов:
приема, перекачки и сепарации масла;
циркуляционной смазки глазного двигателя и турбокомпрессоров;
циркуляционной смазки распредвала;
воздушных и воздушно-переливных труб.
Трубопровод приема, перекачки и сепарации масла обеспечивает:
приемный трубопровод - заполнение цистерн запаса масла не судовыми средствами через наливные палубные втулки и приемные патрубки;
перекачивающий трубопровод - подачу масла из цистерн запаса самотеком в сточно-циркуляционную цистерну ГД, а также в сточно-циркуляционную цистерну ДГ;
- сепарацию масла из сточно-циркуляционной цистерны главного двигателя, цистерны продувки масляных фильтров, из цистерны проточек от сальников штоков и подачу отсепарированного масла обратно в сточно-циркуляционную цистерну;
- сепарацию масла из сточно-циркуляционной цистерны дизель-генераторов;
- откачку масла из сточно-циркуляционных цистерн в цистерну отработавшего масла насосом перекачки масла и выдачу их на берег.
Трубопровод циркуляционной смазки главного двигателя обеспечивает:
-приём масла одним из главных циркуляционных насосов из сточно-циркуляционной цистерны и прокачку его через холодильники масла и фильтры на смазку и охлаждение двигателя и турбокомпрессоров
Трубопровод цилиндрового масла обеспечивает подачу цилиндрового масла самотеком из цистерн основного запаса в расходные и из них к лубрикаторам двигателя.
Трубопровод циркуляционной смазки распредвала обеспечивает прием масла одним из двух масляных электронасосов из сточно-циркуляционной цистерны, смазки распредвала и подачу его через холодильник масла на смазку распредвала.
Смазочная система ДВС предназначена для своевременной подачи необходимого количества очищенного и охлажденного масла к узлам трения (для защиты их поверхностей от износа и коррозии); отвода тепла от трущихся поверхностей и деталей; удаления продуктов износа и нагара с поверхностей трения и очистки масел. От совершенства масляной системы и эффективности ее работы в значительной степени зависят надежность и долговечность работы двигателя. В зависимости от способа подвода смазки к трущимся поверхностям деталей и узлов ДВС различают следующие смазочные системы: циркуляционную под давлением, разбрызгиванием и комбинированную. Смазка рамовых, шатунных и головных подшипников, подшипников распределительного вала и приводных вспомогательных агрегатов осуществляется при помощи циркуляционной смазки под давлением 0,15–0,6 МПа. Смазка цилиндровых втулок, направляющих поршней и поршневых колец в двигателях малой и средней мощности осуществляется за счет разбрызгивания масла, вытекающего через зазоры подшипников. В современных мощных среднеоборотных ДВС масло для смазки цилиндровых втулок, поршней и некоторых других узлов подается специальными насосами высокого давления. Автономная смазочная система цилиндров позволяет использовать специальные сорта масел, а также дает возможность регулировать его количество.
В большинстве тронковых ДВС с диаметром цилиндра до 400 мм применяется комбинированная смазочная система, т. е. рамовые, шатунные и головные подшипники и подшипники распределительного вала смазываются маслом, поступающим из циркуляционной системы, а втулки цилиндров, поршни, кольца и т. д. смазываются разбрызгиванием.
Смазочная циркуляционная система в зависимости от расположения маслосборника бывает с мокрым и с сухим картером. В системе с сухим картером масло из поддона двигателя постоянно стекает самотеком или откачивается специальным насосом в отдельную цистерну, установленную вне двигателя. В системе с мокрым картером основной емкостью для масла является поддон или нижняя часть картера, из которой масло забирается масляным насосом двигателя.
В современных судовых двигателях в качестве масляных применяются в основном шестеренные и винтовые насосы. По приводу масляные насосы могут быть навешенными на двигатель или автономными и с независимым приводом (электродвигателем). Насосы главных двигателей дублируются.
Для смазки цилиндров применяются поршневые насосы плунжерного типа, навешенные на двигатель.
Принципиальная схема циркуляционной смазочной системы ДВС дана на рисунке:
Она состоит из двух независимых систем: системы циркуляционной смазки и охлаждения поршней и системы смазки втулок цилиндров.
Система циркуляционной смазки и охлаждения поршней в свою очередь состоит из масляного насоса 16, автономного маслопрокачивающего насоса 12, фильтров грубой 15 и тонкой 13 очистки, масляного холодильника 14, трубопроводов и приборов регулирования и контроля. Из маслосборника ДВС масло забирается насосом 16 и через фильтр грубой очистки 15 и масляный холодильник 14 подается в главную магистраль. Между фильтром грубой очистки и масляным холодильником параллельно в смазочную систему включен сдвоенный фильтр тонкой очистки, проходя через который часть масла (10–15%) очищается дополнительно. Из главной магистрали масло поступает на смазку механизмов и узлов двигателя. По трубам 1 и 2 масло подводится на смазку шестерни распределительного вала и к цапфе промежуточной шестерни. От циркуляционной системы осуществляется смазка подшипников 4 распределительного вала, топливных насосов высокого давления 6, воздухораспределителя 7, выносного подшипника коленчатого вала 9, деталей пульта управления 10 и рамовых подшипников коленчатого вала 17. Кроме того, масло подводится на смазку шариковых подшипников водяного насоса 11.
Во время работы двигателя в ресивере продувочного воздуха может скапливаться масло, которое отводится в сборник по трубе 3. Смазка втулок цилиндров осуществляется при помощи лубрикаторов 5, которые заполняются цилиндровым маслом из бака 8. Лубрикаторы позволяют точно дозировать количество подаваемого масла. Смазка на каждую втулку цилиндра подается в четырех точках в верхней ее части через штуцеры.