Раздел 4. Урок математики в начальных классах
Студент должен:
Знать:
- цели и задачи урока;
- способы организации деятельности учащихся при знакомстве с новыми понятиями;
- виды контроля и самоконтроля (пооперационный, итоговый), методические приемы их организации;
Уметь:
- устанавливать связь ранее изученного материала с новым;
- подбирать или самостоятельно составлять различные учебные задания;
- использовать различные способы организации деятельности учащихся при выполнении этих заданий;
- конструировать проблемные ситуации;
- четко формулировать цели проверки;
- использовать различные методы проверки.
Организация обучения математики: планирование учебного процесса по математики, формы организации обучения, урок математики и требования к нему, методы обучения, средства обучения. Цели и задачи урока. Взаимосвязь его этапов. Вариативность структуры. Способы организации деятельности учащихся при подготовки к изучению нового (устные упражнения, математический диктант, дидактическая игра, практическая работа и др.). Активизация деятельности учащихся при знакомстве с новыми понятиями и способами действий (создание проблемных ситуаций, наводящие вопросы, игровые ситуации, наблюдение, сравнение, обобщение). Закрепление знаний, умений и навыков. Виды контроля и самоконтроля (пооперационный, итоговый). Методические приемы, их организации. Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Фронтальная, индивидуальная, групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. Внеклассная работа по математике. Организация домашней работы. Особенности обучения математики в малокомплектной школе.
Раздел 5. Обобщающее повторение
Студент должен
иметь представление:
- обо всех понятиях, рассматриваемых в содержании курса методики обучения математике;
знать:
- программные требования курса математики начальной школы;
- принцип развивающего обучения;
- формы и методы изучения материала курса математики начальной школы;
- различные подходы к изучению материала (стабильные и альтернативные про-
граммы и учебники);
уметь:
- выбирать методические приемы изучения материала начального курса математики и обосновывать свой выбор;
- проводить организацию урока на высоком методическом уровне.
Содержание учебного материала для обобщающего повторения с целью осуществления подготовки к итоговой государственной аттестации определяется программой методики преподавания начального курса математики и рассматривает вопрос Примерный тематический план учебной дисциплины.
Экзаменационные вопросы по методике преподавания
Начального курса математики
- Способы определения понятий в начальном курсе математики. Ознакомление учащихся с геометрическими фигурами: точкой отрезком, многоугольником, прямоугольником, квадратом. Обучение учащихся распознаванию этих фигур.
- Приёмы ознакомления младших школьников с высказываниями, содержащими квантор
общности (свойствами действий и геометрических фигур, правилами).
- Использование индуктивных рассуждений и аналогии в начальном обучении математике. Примеры дедуктивных умозаключений из начального курса математики.
- Методика формирования понятия «задача» в начальном курсе математики.
- Методика формирования понятий «больше на», «меньше на» в начальном курсе математики. Примеры простых задач с этими отношениями и методика обучения их решению.
- Методика формирования понятий «больше в…», «меньше в…» в начальном курсе математики. Примеры простых задач с этими отношениями и методика обучения их решению.
- Использование приёма классификации при обучении математике в начальных классах.
- Методика обучения решению задач с прямо пропорциональными и обратно
пропорциональными величинами.
9. Методика формирования понятия выражения в начальном курсе математики. Обучение нахождению значения выражений, содержащих более двух действий. Методика изучения числовых равенств и неравенств.
10. Формирование представлений об уравнении в начальном курсе математики.
11. Формирование у младших школьников представление о счёте, порядковом и количественном натуральном числе, последовательности и названии чисел натурального ряда.
12. Методика формирования у младших школьников понятий «меньше» и «больше» для
натуральных чисел.
13. Ознакомление учащихся начальных классов со смыслом сложения. Типы ситуаций с предметными действиями, раскрывающих конкретный смысл сложения.
14. Ознакомление учащихся начальных классов со смыслом вычитания. Типы ситуаций с предметными действиями, раскрывающих конкретный смысл вычитания.
15.Методика ознакомления учащихся начальных классов с умножением.
16.Методика ознакомления учащихся начальных классов с делением.
17.Методика ознакомления учащихся со случаями умножения и деления с нулями единицей.
18.Методика изучения свойств сложения в начальном курсе математики. Использование этих свойств при освоении устных приёмов сложения чисел.
19.Методика изучения правил вычитания в начальном курсе математики, их использование для устных приёмов вычитания чисел.
20.Методика изучения правил деления в начальном курсе математики и их использование для устных приёмов деления в пределах сотни.
21.Знакомство с понятием «деление с остатком» в начальном курсе математики. Обучение младших школьников приёмам деления с остатком.
22.Методика изучения свойств умножения в начальном курсе математики. Использование этих свойств при формировании устных приёмов умножения в пределах сотни.
23.Методика изучения нумерации чисел в пределах сотни и миллиона.
24.Методика изучения алгоритма письменного сложения.
25.Методика изучения алгоритма письменного вычитания.
26.Методика изучения алгоритма письменного умножения.
27.Методика изучения алгоритма письменного деления.
28. Методика формирования представлений о величинах (длине, массе, времени) в начальном курсе математики.
29.Методика формирования представлений о длине отрезков. Ознакомление с единицами длины и их соотношением.
30.Методика формирования у младших школьников представлений о площади и её измерения. Ознакомление с единицами площади и их соотношением.
31.Методика изучения долей и дробей в начальном курсе математики.
1. Условия подготовки и процедура проведения -
преподаватели, отвечающие за подготовку выпускников к государственным экзаменам Е.Р. Стеценко (педагогика), Валюх М.Н. (психология),
В.М. Алимов, Т.Л. Дубровина, Л.М. Лескова, И.Захарова
ГОС СПО по специальности 050709 Преподавание в начальных классах. Примерные программы МО РФ.
Разрабатывается программа (точный перечень всех тем, необходимых для подготовки студентов, в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников).
Перечень вопросов и практических задач (превышает количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов).
Экзаменационные билеты (содержание до студентов не доводится).
Форма экзаменов - устная. Консультации проходят соответственно Положению (расписание консультаций прилагается).