Тема 5. Волевая сфера личности.
Общее представление о воле и произвольности. Сознательный характер произвольного управления. Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные. Волевая сфера личности. Структура волевого акта: подготовительный и исполнительный этапы волевого действия.
Тема 6. Эмоции и чувства.
Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие, значение, различия. Функции эмоций. Внешнее выражение эмоций. Виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, страсть, стресс. Виды чувств: эстетические, моральные, интеллектуальные.
Тема 7. Восприятие.
Восприятие как процесс целостного отражения предметов и явлений. Виды восприятия, их использование в процессе занятий с детьми: произвольное, непроизвольное, одномоментное, развернутое, восприятие пространства, времени, движения. Свойства восприятия: предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.
Особенности восприятия младших школьников. Приемы развития восприятия младших школьников на уроках.
Тема 8. Память.
Память как мнемический процесс. Понятие о памяти. Классификация видов памяти (по модальности, по направленности, по длительности сохранения информации). Память как процесс отражения прошлого опыта человека. Основные процессы памяти: запоминание, забывание, сохранение, воспроизведение.
Особенности памяти младших школьников. Развитие памяти на уроках в начальной школе.
Тема 9. Внимание.
Внимание как процесс направленности и сосредоточенности сознания человека на определенных объектах. Виды: внешнее и внутреннее внимание, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Особенности использования различных видов внимания на занятиях. Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, их проявления на занятиях.
Тема 10. Мышление и речь.
Понятие о мышлении как процессе опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Классификация видов мышления по различным основаниям: по форме, по степени развернутости, по продуктивности. Понятие речи. Связь мышления и речи. Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, монологическая, диалогическая. Свойства речи: выразительность, действенность, понятность.
Особенности мышления и речи младших школьников.
Тема 11. Способности.
Способности как индивидуально-психологические особенности человека. Отличительные особенности способности. Способности и задатки. Роль врожденных факторов в развитии способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей: репродуктивный, продуктивный (творческий): одаренность, талант, гениальность. Условия развития способностей у детей.
Тема 12. Характер.
Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характеров. Акцентуация характера (К. Леонгард, А.И. Личко).
Черты характера: отношение к себе, отношение к деятельности, отношение к вещам, отношение к людям. Роль среды в формировании характера.
Тема 13. Понятие, условия и движущие силы развития. Законы психического развития.
Развитие как движение вперед, появление нового. Качественные изменения, появление новообразований, механизмов, структур. Поступательный характер развития. Преформированный и непреформированный типы развития. Роль Л.С.Выготского в выведении законов психического развития. Внешние и внутренние условия развития, социальная ситуация развития. Биологические и социальные факторы развития. Противоречия и их преодоление как движущие силы развития.
Тема 14. Обучение и развитие. Взгляды Л.С. Выготского на соотношение обучения и развития.
Роль взрослого как посредника между ребенком и идеалами культуры. Стихийный и целенаправленный процесс обучения. Соотношение обучения и развития. Подходы к проблемам обучения и развития в детской психологии: Пиаже, бихевиоризм, Л.С. Выготский «зона ближайшего развития». Взгляды Л. С. Выготского на развитие и обучение. Понятия: «сензитивный период развития», «зона актуального развития», «зона ближайшего развития». Опережающий характер обучения в развитии ребенка. Показатели уровней психического развития.