Информационное обеспечение управленческих решений.
Под информацией в науке управления понимается совокупность сведений об объекте управления, явлениях внешней среды и их параметрах, свойствах на определенный момент времени. Информационное обеспечение – важнейший элемент успешного функционирования аппарата управления и процесса принятия решений.
Содержание информационных сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и сущностью вырабатываемых решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность поступления, точность и достоверность и т.д.
Управленческая информационная система состоит из следующих частей: компоненты обработки информации, внутренние и внешние каналы ее передачи, собственно информация. Она выполняет функции: определения объема требуемой для руководителя информации; определения потребности в технических средствах для ее сбора, переработки, хранения и организации этих процессов; разработки программных средств.
Новые информационные технологии оказывают следующее влияние на процесс разработки и реализации управленческих решений: информация постепенно переходит в категорию товара и приобретает потребительную стоимость; у руководителей высвобождается значительная часть времени; изменяется направленность функций специалиста и т.д.
Информационная поддержка принятия решений руководителем формируется по следующим направлениям:
· упрощенная схема отслеживания ключевых параметров деятельности организации;
· набор типовых процедур управления;
· база сведений о концепциях и парадигмах управления;
· описание современных информационных систем делопроизводства, документооборота, вопросов учета, планирования и т.д.;
· справочные данные о том, кто и чем может помочь руководителю по 10 – 20 практическим вопросам и где ему повышать свою квалификацию;
· сведения о том, как найти партнера по внешнеэкономической деятельности и т.д.
Оперативное и достоверное информационное обеспечение руководителя и специалиста, разрабатывающего решения, может быть успешно реализовано с помощью систем мультимедиа, т.е. современной сетевой компьютерной информационной технологии. Огромную роль для разработки решений играет система Интернета.
Информация – фактор, влияющий на неопределенность.
Понятие и характеристика информации в процессе принятия управленческих решений.
Концепции информации:
1) Концепция К. Шеннона, отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события. Информация – это снятая информация. Чем меньше информации, тем меньше неопределенность.
2) Рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Информацию можно накапливать, хранить, перерабатывать.
3) Основана на логико-семантическом (смысловом) подходе, при котором информация трактуется как знание. Информация – это действующая, полезная, «работающая» часть знаний.
Управленческая информация – набор фактов, которые могут быть полезны для менеджера при разработке и реализации УР.
Виды управленческой информации:
1) - Объективная (факты, документы)
- Субъективная (мнения, суждения)
2) По степени достоверности информация бывает:
- достоверной (полученной из официальных источников);
- относительной достоверности (полученной из случайных источников);
- с возможным умышленным искажением (дезинформация);
- недостоверной.
3) По степени ценности информация подразделяется:
- на полезную (в той или иной степени увеличивает вероятность выбора);
- бесполезную (не меняет вероятности выбора).
Причины информационной неопределенности:
-отсутствие полной, достоверной информации
-сложность обработки информации
-монополизация некоторых сведений внешними органами управления (открытость).
Характеристики информации:
Объем
-информационная избыточность
-субминимальный уровень
-информационная недостаточность
Достоверность
-абсолютный (100 %)
-доверительный (более 80 %)
-негативный (менее 80 %)
Ценность
-нулевой
-средний
-высокий
-сверхвысокий
Насыщенность
-высокий (100%)
-нормативный (50-80%)
-низкий (менее 50 %)
Способы выработки информации:
1) Самонаблюдение (собственные источники информации, образование, опыт, квалификация и др.)
2) Взаимодействие (взаимный обмен информацией)
3) Сообщение (письма, отчеты, специально организованные исследования)
4) Анализ (выработка информации путем количественных моделей и методов принятия решений)
5) Оценка собственного поведения (квалификация и опыт)
6) Образование и опыт (совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков)