Логические и логико-математические методы принятия решений
Экспертные методы
Методы экспертных оценок - методы орг-ции работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов (обычно выражены частично в количественной/ в качественной форме). Э. исследования я проводят с целью подготовки инф-ции для ЛПР. Для проведения работы по методу ЭО создают Рабочую группу (РГ), которая организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).
Виды: - индивидуальные; - коллективные.
Методы экспертных оценок:
1) М-д ассоциаций (изучение схожего по свойствам объекта с другим О).
2) М-д парных (бинарных) сравнений (сопоставление экспертом альтерн. вар-тов, из которых надо выбрать наиболее предпочтительные).
3) М-д векторов предпочтений(анализ всего набора альтернативных вар-тов; выбор наиболее предпочтительных).
4) М-д фокальных объектов (перенесение признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект).
5) Индивидуальный экспертный опрос(в форме интервью или анализа ЭО; означает беседу заказчика с экспертом, в ходе которой заказчик ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей). Анализ ЭО предполагает инд. заполнение экспертом разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится всесторонний анализ проблемной ситуации и выявляются возможные пути ее решения. Свои соображения эксперт выносит в виде отдельного документа.
6) М-д средней точки (формулируются 2 альтерн. вар-та реш-ия, один из которых менее предпочтителен => эксперту необходимо подобрать 3-ий альтерн. вариант, оценка которого расположена м/ду значений 1-й и 2-й альтернативы).
ЭО часто используются при выборе набора проектов н.-исслед. работ для финансирования из массы заявок и т.д.
Один из наиболее известных – м-д "Дельфи". (США, в 1960-х гг. - назвали экспертную процедуру прогнозирования н.-технич. развития. I тур - эксперты называли вероятные даты тех или иных будущих свершений. II тур - каждый эксперт знакомился с прогнозами всех остальных. Если его прогноз сильно отличался от прогнозов основной массы=> пояснить свою позицию => часто он изменял свои оценки, приближаясь к ср. знач, которые выдавались заказчику как групповое мнение).
~ м-д сценариев. М-д декомпозиции задачи прогнозирования (выделение набора отд. вар-тов развития событий, в сов-сти охватывающих все возможные варианты развития; каждый отд. сценарий д. допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо). 2 этапа исследования: 1) построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев; 2) прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы. + при стабильных условиях могут быть применены статист. м-ды прогнозирования временных рядов (но - предшествует анализ с помощью экспертов).
~см. мозговой штурм~
Основные стадии экспертного опроса
1) ПР о необх. проведения эксперт. опроса, Формулировка ЛПР цели.
2) Подбор и назначение ЛПР осн. состава раб. гр.
3) Разработка РГ (осн. составом), утверждение у ЛПР тех. задания на проведение эксперт. опроса. (решение о проведении ЭО приобр. четкость во времени, фин., кадр., мат. и орг. обесп-ии).
Виды ЭО по признакам:
- по форме участия экспертов (очное – позвол. сосред. вн-е экспертов на решаемой проблеме, что повышает качество результата, заочное – м.б. дешевле).
- по кол-ву итераций (повторов процедуры для повышения точности) — одношаговые и итерационные.
- по решаемым задачам: генерирующие решения, оценивающие варианты.
- по типу ответа: идейные, ранжирующие, оценивающие объект в относительной или абсолютной (численной) шкале.
- по способу обработки мнений экспертов: непосредственные и аналитические.
- по кол-ву привлекаемых экспертов: без ограничения, ограниченные. Обычно - 5 — 12 чел.
4) Разработка аналит. группой РГ подробн. сценария (регламента) проведения сбора и анализа экспертных мнений. Сценарий вкл.: конкр. вид инф., которая будет получена от экспертов (условные градации, числа, ранжировки и т.д.); конкр. м-ды анализа собранной инф-ции (н/р, вычисление медианы Кемени и т.д.).
5) Подбор экспертов в соответствии с их компетентностью.
6) Формирование экспертной комиссии.
7) Проведение сбора экспертной информации.
8) Компьютерный анализ экспертной информации с помощью вкл. в сценарий м-в.
9) При применении согласно сценарию экспертной процедуры из нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов.
10) Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных результатов и подготовка заключительного документа ЭК для ЛПР. (м. оценить согласованность мнений экспертов/выявить причины несогласованности (наличие групп); оценить ошибку исследования; построить модель свойств О на основе ответов экспертов (для аналит. экспертизы).
11) Официальное окончание деятельности РГ (утв-ие ЛПР заключ. док-та ЭК, подготовка и утверждение научн. и фин. отчетов РГ о проведении исследования, оплата труда экспертов…).
Метод мозговой атаки
Организуется как собрание экспертов. Высказываются все более экстравагантные соображения. II этап - анализ высказанных идей. Обычно из 100 идей 2-3 оказываются в итоге приносящими полезный эффект - прибыль, повышение экологической безопасности и т.п.
3 этапа (отличаются организацией и правилами их проведения):
I. Постановка проблемы. (Отбор участников штурма, опр-ние ведущего, распр-ие пр. ролей участников в зав-сти от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма).
II. Генерация идей. Правила: отсутствие ограничений для кол-ва идей; полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей.
III. Группировка, отбор и оценка идей. (позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат МШ; оценка приветствуется. М-ды анализа и оценки идей разные. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей).
Группы:
- участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
- члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
/ коллектив из нескольких специалистов; ведущий (производит четкую постановку задачи, подлежащей решению).
МШ: инд., коллект.
Мозговая атака применяется, когда необходимо:
- Собрать воедино все возможности для улучшения и /или проблемные области (предмет).
- Определить возможные причины, при составлении диаграммы Ишикава (причинно-следственный анализ).
- Предложить возможные контрмеры.
- Определить помехи и вспомогательные средства и методы.
Содержание моделирования и типы применяемых моделей
Модель - условный образ объекта исследования, отображающий его характеристики: свойства, взаимосвязи, структурные и f-ые параметры, значимые для цели исследования .
Типы:
Физическая (материальная) (сохраняет физ. природу объекта: испытательные стенды для проверки качеств. характеристик материалов и конструкций; макеты сооружений; специф. вид - имитационные (деловые управленческие игры, тренинги).
«+»: наглядность, надежность результатов наблюдения, возможности корректирования. «-»: сложность орг-ции осуществления модели, потребность в одновременном использовании значительного числа испытаний, значительные затраты на создание уникальных моделей с опр. производственными ситуациями.
Абстрактные (позволяют описать объект на каком - либо формальном языке в виде чисел, графиков, диаграмм, рисунков).
- графические, текстовые, логические (в виде текста, матриц графических схем, сетей, в которых указываются логические операции в определенной последовательности), математические, электронные или машинные (в виде алгоритма).
Моделирование - конструирование модели на основе предв. изучения хар-ик объекта.
Управляемые переменные - факторы, на которые может оказывать влияние руководитель предприятия (численность работников и т.д.). Неуправляемые - факторы, на которые невозможно воздействовать (поведение поставщиков и др.).
Содержание процесса разработки решения сводится к поиску оптимального решения, в наибольшей степени соответствующего заданному критерию. Достигается это составлением альтернатив решений, рассчитанных для конкретных состояний переменных факторов (условий внешней среды).
Этапы построения модели:
1) постановка задачи,
2) построение,
3) проверка на достоверность, применение и обновление модели (все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель).
Анализ внешней среды
АВС предполагает опр-ие возможностей и угроз для орг-ции по всем факторам внешней среды. Баланс между средой и организацией устанавливается таким образом, чтобы конкурентные преимущества организации, ее сильные стороны были направлены на реализацию возможностей и устранение угроз внешней среды, а также слабых сторон организации. SWOT применяется для оценки отн. значимости для орг-ции отдельных факторов среды. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому фактору экспертным путем дается:
1) оценка его важности для отрасли по шкале: 3 – высокое значение; 2 – умеренное значение; 1 – низкое значение;
2) оценка его влияния на организацию по шкале: 3 – сильное влияние; 2 – умеренное влияние; 1 – слабое влияние; 0 – отсутствие влияния;
3) оценка направленности влияния по шкале: + 1 – позитивная направленность; – 1 – негативная направленность.
Перемножаются, получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.
По этой оценке руководство может заключить, какие факторы среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания.
Группы факторов:
1) факторы прямого воздействия (непосредственно влияющие на деятельность фирмы: поставщики, потребители, посредники, конкуренты, контактные аудитории: фин. учреждения, СМИ, местные органы власти и ГУ, общественность и т.д.).
2) факторы косвенного воздействия (не могут показать прямого непосредственного воздействия на деятельность фирмы, но тем не менее влияют на нее в более общем плане).
• политические (государственный строй, государственное устройство, партии и их влияние, государственное законодательство и право и др.);
• экономические (экономическая система, состояние экономики и конъюнктура рынка, экономическое и налоговое законодательства, государственная политика во внешней торговле и др.);
• демографические (численность, состав и структура населения, тенденции изменения демографической структуры населения, социальный состав населения, средний уровень доходов и доходы отдельных социальных групп);
• научно-технические (научно-технические открытия, изменения в технологии производства, внедрение новых видов продукции и материалов и т.д.);
• национально-культурные (установки, жизненные ценности и традиции, религиозные уложения, наличие малых культурных и национальных групп и т.д.);
• природно-экологические (климат, обеспеченность природными ресурсами, экологическая безопасность, экологические нормы и правила).
АВС проводится посредством рассмотрения указанных факторов и оценки степени их влияния на деятельность фирмы. При этом по факторам макросреды осуществляется мониторинг, т.е. отслеживание их состояния и тенденций изменения.
Для систематизирования полученной в ходе анализа информации помимо SWOT используется метод сценариев, который дает описание тенденций изменения внешней среды. При этом приводятся три варианта сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.
Управление риском
Управление рисками - процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и min-цию возможных потерь, вызванных его реализацией.
Цель риск-менеджмента в сфере экономики — повышение конкурентоспособности хоз. Субъектов с помощью защиты от реализации чистых рисков.
Этапы риск-менеджмента
- выявление риска и оценка вероятности его реализации и масштаба последствий, определение максимально-возможного убытка;
- выбор методов и инструментов управления выявленным риском;
- разработка риск-стратегии с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий;
- реализация риск-стратегии;
- оценка достигнутых результатов и корректировка риск-стратегии.
Методы и инструментарий риск-менеджмента
Базовые: отказ от риска, снижение, передача и принятие.
Риск-инструментарий включает политические, организационные, правовые, экономические, социальные инструменты, причем риск-менеджмент как система допускает возможность одновременного применения нескольких методов и инструментов риск-управления. Наиболее часто применяемый – страхование - предполагает передачу ответственности за возмещение предполагаемого ущерба сторонней организации (страховой компании). + отказ от чрезмерно рисковой деятельности (метод отказа); профилактика или диверсификация (метод снижения); аутсорсинг затратных рисковых f-ий (метод передачи); формирование резервов или запасов (метод принятия).
Наиболее распространенные инструменты и методики (техники) менеджмента риска вкл.: мозговой штурм, анализ "Что если...", FMEA, HAZOP, HACCP, анализ дерева отказов, Байесовы сети, FN-кривые и др.
РМ - система управления риском и экономическими (финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включая в себя стратегию и тактику управления риском.
Экспертные методы
Методы экспертных оценок - методы орг-ции работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов (обычно выражены частично в количественной/ в качественной форме). Э. исследования я проводят с целью подготовки инф-ции для ЛПР. Для проведения работы по методу ЭО создают Рабочую группу (РГ), которая организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).
Виды: - индивидуальные; - коллективные.
Методы экспертных оценок:
1) М-д ассоциаций (изучение схожего по свойствам объекта с другим О).
2) М-д парных (бинарных) сравнений (сопоставление экспертом альтерн. вар-тов, из которых надо выбрать наиболее предпочтительные).
3) М-д векторов предпочтений(анализ всего набора альтернативных вар-тов; выбор наиболее предпочтительных).
4) М-д фокальных объектов (перенесение признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект).
5) Индивидуальный экспертный опрос(в форме интервью или анализа ЭО; означает беседу заказчика с экспертом, в ходе которой заказчик ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей). Анализ ЭО предполагает инд. заполнение экспертом разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится всесторонний анализ проблемной ситуации и выявляются возможные пути ее решения. Свои соображения эксперт выносит в виде отдельного документа.
6) М-д средней точки (формулируются 2 альтерн. вар-та реш-ия, один из которых менее предпочтителен => эксперту необходимо подобрать 3-ий альтерн. вариант, оценка которого расположена м/ду значений 1-й и 2-й альтернативы).
ЭО часто используются при выборе набора проектов н.-исслед. работ для финансирования из массы заявок и т.д.
Один из наиболее известных – м-д "Дельфи". (США, в 1960-х гг. - назвали экспертную процедуру прогнозирования н.-технич. развития. I тур - эксперты называли вероятные даты тех или иных будущих свершений. II тур - каждый эксперт знакомился с прогнозами всех остальных. Если его прогноз сильно отличался от прогнозов основной массы=> пояснить свою позицию => часто он изменял свои оценки, приближаясь к ср. знач, которые выдавались заказчику как групповое мнение).
~ м-д сценариев. М-д декомпозиции задачи прогнозирования (выделение набора отд. вар-тов развития событий, в сов-сти охватывающих все возможные варианты развития; каждый отд. сценарий д. допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо). 2 этапа исследования: 1) построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев; 2) прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы. + при стабильных условиях могут быть применены статист. м-ды прогнозирования временных рядов (но - предшествует анализ с помощью экспертов).
~см. мозговой штурм~
Основные стадии экспертного опроса
1) ПР о необх. проведения эксперт. опроса, Формулировка ЛПР цели.
2) Подбор и назначение ЛПР осн. состава раб. гр.
3) Разработка РГ (осн. составом), утверждение у ЛПР тех. задания на проведение эксперт. опроса. (решение о проведении ЭО приобр. четкость во времени, фин., кадр., мат. и орг. обесп-ии).
Виды ЭО по признакам:
- по форме участия экспертов (очное – позвол. сосред. вн-е экспертов на решаемой проблеме, что повышает качество результата, заочное – м.б. дешевле).
- по кол-ву итераций (повторов процедуры для повышения точности) — одношаговые и итерационные.
- по решаемым задачам: генерирующие решения, оценивающие варианты.
- по типу ответа: идейные, ранжирующие, оценивающие объект в относительной или абсолютной (численной) шкале.
- по способу обработки мнений экспертов: непосредственные и аналитические.
- по кол-ву привлекаемых экспертов: без ограничения, ограниченные. Обычно - 5 — 12 чел.
4) Разработка аналит. группой РГ подробн. сценария (регламента) проведения сбора и анализа экспертных мнений. Сценарий вкл.: конкр. вид инф., которая будет получена от экспертов (условные градации, числа, ранжировки и т.д.); конкр. м-ды анализа собранной инф-ции (н/р, вычисление медианы Кемени и т.д.).
5) Подбор экспертов в соответствии с их компетентностью.
6) Формирование экспертной комиссии.
7) Проведение сбора экспертной информации.
8) Компьютерный анализ экспертной информации с помощью вкл. в сценарий м-в.
9) При применении согласно сценарию экспертной процедуры из нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов.
10) Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных результатов и подготовка заключительного документа ЭК для ЛПР. (м. оценить согласованность мнений экспертов/выявить причины несогласованности (наличие групп); оценить ошибку исследования; построить модель свойств О на основе ответов экспертов (для аналит. экспертизы).
11) Официальное окончание деятельности РГ (утв-ие ЛПР заключ. док-та ЭК, подготовка и утверждение научн. и фин. отчетов РГ о проведении исследования, оплата труда экспертов…).
Метод мозговой атаки
Организуется как собрание экспертов. Высказываются все более экстравагантные соображения. II этап - анализ высказанных идей. Обычно из 100 идей 2-3 оказываются в итоге приносящими полезный эффект - прибыль, повышение экологической безопасности и т.п.
3 этапа (отличаются организацией и правилами их проведения):
I. Постановка проблемы. (Отбор участников штурма, опр-ние ведущего, распр-ие пр. ролей участников в зав-сти от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма).
II. Генерация идей. Правила: отсутствие ограничений для кол-ва идей; полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей.
III. Группировка, отбор и оценка идей. (позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат МШ; оценка приветствуется. М-ды анализа и оценки идей разные. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей).
Группы:
- участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
- члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
/ коллектив из нескольких специалистов; ведущий (производит четкую постановку задачи, подлежащей решению).
МШ: инд., коллект.
Мозговая атака применяется, когда необходимо:
- Собрать воедино все возможности для улучшения и /или проблемные области (предмет).
- Определить возможные причины, при составлении диаграммы Ишикава (причинно-следственный анализ).
- Предложить возможные контрмеры.
- Определить помехи и вспомогательные средства и методы.
Логические и логико-математические методы принятия решений
ПР м. б. осн. па логическом анализе ситуаций, на осн. объективно сущ. зак-тей, с помощью которых можно получить колич. рез-ты от реализации различных вариантов решений, на опросе мнений специалистов.
ЛМ ПР:
- формально-логические (осн. на предшеств. знаниях без непосредственного обращения к опыту);
- логико-математические (примен-е лог. моделей, при исп. которых осуществляют матем. обработку рез-тов).
При формализованном методе ПР исп. мат. модели - формулы, зависимости которых могут иметь f-й или вероятностный характер.
ПР с исп. формализ-х моделей осуществ. в несколько этапов: 1) составляют содержательное описание задачи;
2) формируют исходные данные, определяют количественные характеристики зависимостей, формализуют задачу;
3) разрабатывают алгоритм решения, находят оптим. решение задачи, которое доводят до О управления.
Для выбора оптимального решения в некоторых случаях используют имитационное моделирование (построение для исследуемой проблемы соответств. алгоритма, имитирующего при помощи вычислительной машины поведение подсистем, элементов сложной системы, а также вз-е между ними с учетом случайных, возмущающих факторов при f-ии системы).