Оценка индивидуального вклада
Оценка индивидуального вклада применима для рабочих и служащих, работающих на предприятии достаточное время (не менее 1 года), результатом труда которых могут быть готовая продукция, работы и услуги, имеющие количественные, сопоставимые во времени измерители. Проблема соизмерения труда в сфере производства и управления, определения конкретного вклада рабочего или служащего в конечные результаты достаточно сложна.
Известно более 15 методик, применявшихся в 70-90-х гг.: саратовская система бездефектного труда (СБТ), львовская методика оценки качества инженерного труда "Пульсар", методики балльной оценки конечных результатов (БОЭРО, КС УТ, СУКРЭ), коэффициенты трудового участия (КТУ) и др.
Рассмотрим принципиальные положения метода оценки индивидуального вклада:
1) Трудовой вклад работника должен иметь количественный и сопоставимый во времени измеритель в натуральной или денежной форме (выручка, выработка, доход, прибыль);
2) трудовой вклад вносится работником персонально (для рабочего, коммерческого агента) или обеспечивается под его непосредственным руководством (начальник подразделения);
3) оценка вклада в пределах одной категории персонала (рабочие или служащие) осуществляется с помощью одного метода.
Исходными данными для оценки являются: модели рабочих мест; результаты работы за отчетный период; методика оценки индивидуального вклада; кадровые данные об оцениваемых работниках.
Наибольшее распространение в 80-х гг. получил КТУ. Положение о порядке применения КТУ обычно рассматривается в трудовых коллективах и утверждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Разнообразие существующих методик основывается на следующих особенностях:
1) показатели, оценивающие конечные результаты производства. Так, для рабочих используются показатели напряженности выполнения производственных заданий, уровня трудовой и исполнительской дисциплины, качества выполнения месячного плана, графиков выпуска продукции, улучшения условий труда, организации труда, социального развития и др.;
2) глубина влияния КТУ на оплату труда работников. В одних методиках распределение оплаты труда производится полностью по КТУ, что существенно повышает роль и объективность оценки. В других методиках по КТУ распределяется только премиальный фонд, а гарантированная оплата труда остается неизменной.
3) величина базового КТУ и шкалы надбавок и снижений. Чаще всего величина базового КТУ равна единице, а диапазон изменения КТУ находится в пределах от 0 до 2. КТУ в тресте "Мособлсельстрой" №18 имел 5 градаций: КТУ=2 получали передовики и новаторы производства; КТУ = 1,5 получали добросовестные работники при перевыполнении месячных заданий с высоким качеством труда; КТУ = 1 получает большая часть коллектива при выполнении месячных заданий с нормальным качеством труда; КТУ=0,5 устанавливается работником за недовыполнение месячных заданий, низкое качество труда; КТУ = 0 получают нарушители трудовой дисциплины при срыве месячных задании. Минимальный заработок за отработанное время при этом выплачивается.
Метод оценки индивидуального вклада по КТУ имеет ряд преимуществ: нацеленность на конечные результаты производства, оплати по труду, дифференциация вклада работников, сочетание материального и морального поощрения, выделение творческих личностей и новаторов производства. Однако метод КТУ имеет определенные недостатки: субъективность показателей шкалы надбавок и снижений; субъективность размера КТУ, определенного руководителем или советом трудового коллектива; трудоемкость расчета зарплаты по КТУ в отличие от фиксированных окладов; психологический дискомфорт в коллективе из-за дифференциации оплаты труда.
Для предприятий и организаций, использующих небольшое число показателей конечных результатов производства, может быть рекомендован метод оценки труда в зависимости от динамики выполнения экономических показателей. В этих целях отбирается ограниченная совокупность экономических показателей предприятия, по которым идет оценка индивидуального вклада персонала. Например, валовая прибыль, товарная продукция, объем продаж, выпуск продукции и др. Затем определяются структурные подразделения и должности работников, для которых один из перечисленных показателей является оценочным.
Результаты оценки индивидуального вклада работников целесообразно представлять в табличной пли графической форме, чтобы в динамике можно было бы судить о результатах труда.
Нельзя абсолютизировать оценку индивидуального вклада, т.к. на динамику показателей значительное влияние оказывают внешние факторы, часто не зависящие от человека. Существует порочная практика, когда хорошего руководителя переводят в плохое подразделение с высоким уровнем организации труда, выпускающее бракованную продукцию для улучшения результатов.
Аттестация кадров
Аттестация кадров является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени, как правило, от 3 до 5 лет. Аттестация - это форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника.
Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, социальных гарантий работника и, наоборот, снижается, когда государственные гарантии прав человека слабеют или они фактически игнорируются, как в современном российском малом бизнесе. Рыночная экономика в слабом демократическом обществе за счет механизмов биржи труда, конкуренции, ценообразования и монополии всегда направлена против наемного работника, т.к. чем меньше средств идет на оплату и охрану труда, тем выше прибыль.
Исходными данными для аттестации кадров являются:
1) модели рабочих мест;
2) личные дела сотрудников;
3) результаты социологической оценки персонала;
4) анкета "Вакансия";
5) анкета "Аттестация";
6) философия организации;
7) правила внутреннего трудового распорядка;
8) контракты сотрудников;
9) штатное расписание;
10) положение об оплате труда;
11) должностные инструкции;
12) результаты работы предприятия (подразделения).
Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа:
1) подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации;
2) формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: директор по персоналу (председатель); начальник отдела кадров (зам. председателя); руководитель подразделения, где проходит аттестация (член); юрисконсульт (член); социальный психолог (член);
3) основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет "Аттестация", компьютерная обработка результатов;
4) заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.
Ход выполнения работы
1) Используя образец (табл. 1.5), заполнить опросный лист аттестуемого;
2) проработать и заполнить анкету «Аттестация» (см. приложение 3);
3) сделать вывод о соответствии занимаемой должности.
Таблица 1.5
Опросный лист аттестуемого
Опросный лист аттестуемого
1 Фамилия, имя, отчество -
2 Подразделение -
3 Должность -
4 Год рождения -
5 Национальность -
6 Семейное положение -
7 Учебное заведение (год окончания) -
8 Специальность -
9 Вид обучения (очное, вечернее, заочное) -
10 Общий стаж работы -
11 Стаж работы в данной должности -
12 Состоит ли в резерве (на какую должность)? -
13 Основные функции должности -
14 Какой общественной работой занимается? -
15 Учился (учится) на курсах повышения квалификации (когда,где)? -
16 Имеет ли публикации, методические разработки, изобретения за период с последней аттестации? -
17 Какие награды (поощрения) имеет за период аттестации? -
18 Имеет ли высказывания за период аттестации? -
19 Какие знания и в какой области Вы хотели бы углубить и расширить? -
20 Какую специализацию по профессии, и какие методы Вы хотели бы изучить? -
21 Где хотели бы пройти стажировку? У кого из передовых
руководителей пройти практику? -
22 Где бы Вы соответственно Вашим способностям и интересам хотели поработать? -
23 Кого предлагаете на свое место в резерв? -
24 Удовлетворены ли Вы своей работой и что Вам мешает? -
25 Ваши замечания и предложения по кадровой, организационной и технико-экономической жизни организации (можно предлагать даже идеальный вариант) -
«___» _________ 200_ г. Аттестуемый __________________
13.3. Контрольные вопросы
1) Методы оценки работы персонала;
2) оценка потенциала работника;
3) методы оценки индивидуального вклада;
4) сроки и этапы проведения аттестации;
5) рейтинговая оценка.