Формирование конкретной системы данных
Задачи линейного программирования
Конкретная система представляет собой таблицу числовых данных. В табл. 3.2 приведена транспортная таблица для задачи линейного программирования на примере конкретного описания системы данных Jk.
Таблица 3.2
Система данных
Инвестиционные проекты | Запасы | ||||||||||||||||||||||
B1 | B2 | B3 | B4 | B5 | B6 | Ai | |||||||||||||||||
Активы | A1 | ||||||||||||||||||||||
A2 | |||||||||||||||||||||||
A3 | 31 | ||||||||||||||||||||||
A4 | 34 | ||||||||||||||||||||||
Заявки | bj | ||||||||||||||||||||||
Остановимся на процедуре формирования конкретной матрицы чисел IK в учебной системе, реализуемой, например, в виде алгоритма адресного наложения маски на таблицу случайных чисел [4, с.122]:
1 2 | 3 4 | 5 6 | S | |||||||||||||||||
A1 | A2 | A3 | 1 | |||||||||||||||||
IK = | Б1 | Б2 | Б3 | Þ 2 | ||||||||||||||||
В1 | В2 | В3 | 3 | |||||||||||||||||
Г1 | Г2 | Г3 | 4 | | + 1 | |||||||||||||||
| Маска М | |||||||||||||||||||
aij | + 1 | S S | ||||||||||||||||||
Вместо «0» в ячейку (46) добавляется значащая цифра оценки эффективности, например, 1.
Получим выборку по маске (при замене нуля на единицу) путем адресного наложения маски на поле случайных чисел. Представим результат в виде системы блочных матриц:
Aj | |||||||||||||||||||||||||||
A=[aij] | |||||||||||||||||||||||||||
+ 1 | |||||||||||||||||||||||||||
Ai | |||||||||||||||||||||||||||
+ 1 | S S | ||||||||||||||||||||||||||
Рассмотрев пример, можно приступить к описанию учебной системы объекта IC , свойства которого позволят конструировать множество непересекающихся или частично непересекающихся наборов вариантов выборок для индивидуальных заданий по таблице случайных чисел, что важно для потока обучаемых в условиях ВУЗа. Маска выборок для IK представляет собой часть адресной системы фрагмента таблицы двухразрядных случайных чисел размерности 20х20 с общим числом чисел 400:
n | n + 1 | n + 2 | |||
m | r1 | r2 | r3 | ||
Маска | m + 1 | r4 | r5 | r6 | = M . |
m + 2 | r7 | r8 | r9 | ||
m + 3 | r10 | r11 | r12 |
Алгоритм выборки. Маска М, описанная в системе собственных координат упорядоченным числом {rij}, своей ячейкой r1 накладывается на ячейку таблицы случайных чисел. Для преодоления краевого эффекта используется правило вычетов по модулю m = 20, причем m Î N20 = { А, Б, В, …, Ф}, т.е. от А и до Ф, где |{А;…Ф}|=20.
Например, для строки номер 21: 21 = 21 mod 20 = 1;
для строки номер 22: 22 = 22 mod 20 = 2.
т.е. n = n mod 20; m = m mod 20.
.
Здесь m Î N20 = {1, 2, …, 20} — числа перенумерованного алфавита по полной системе соответствий:
А | Е | Л | Р | ||||
Б | Ж | М | С | ||||
В | З | Н | Т | ||||
Г | И | О | У | ||||
Д | К | П | Ф |
Система вычетов по модулю 20 позволяет замкнуть таблицу из 20 ´ 20 = 400 случайных чисел и сформировать 400 вариантов заданий при первом проходе таблицы случайных чисел, отличающихся адресно хотя бы в одном столбце своих наборов чисел в выборках по маскам. При этом наложение маски базируется по адресу числа r1, т.е. задается начало выборки с любого адреса (m, n):
| { (m, n) } | = | { (A, 1); … ; (A, 20); (Б, 1); … ; (Б, 20); … … ; (Ф, 1); … ; (Ф, 20) } | = 400.
Другими словами, один проход таблицы с выборкой по маске М позволяет получить порядка 400 вариантов индивидуальных заданий, отличающихся в одном столбцовом наборе чисел.