Схемы отмены набора и исключения накопления маршрутов
При ошибочных действиях на пульте управления дежурный по станции (ДСП) имеет возможность привести схемы наборной группы в исходное состояние нажатием кнопки отмены набора ОН (см. рис. 4.4).
При этом выключается реле ОН, которое, отключает полюса питания ПН, ПГ, МГ и фронтовые шины направления Н, Ч, НМ, ЧМ. Это приводит к выключению всех реле маршрутного набора.
При отмене маршрута выключаются реле ОГ и ОГ1, а реле ВОГ1 включается, что также приводит к отключению реле ОН и выключению реле маршрутного набора. Кроме того, отключенные полюса ПГ и МГ позволяют при этом нажатием начальной кнопки закрыть светофор отменяемого маршрута.
Реле ОН совместно с реле ИЗ исключает возможность накопления маршрутов через занятую или замкнутую в других маршрутах секцию.
Этим исключается опасный отказ – перевод стрелок под движущимся поездом при потере шунта на рельсовой цепи (т.е., если по какой-либо причине не выполняется шунтовой режим рельсовой цепи).
Схема реле ИЗ состоит из последовательно соединенных фрагментов, соответствующих стрелочно-путевым секциям станции (горловины). Каждый такой фрагмент содержит три параллельные цепи, одна из которых образуется контактами управляющих стрелочных реле ПУ и МУ, вторая – контактами стрелочного путевого реле СП и замыкающего реле З, а третья – контактами контрольно-секционного реле КС.
При попытке накопления маршрута через замкнутую или занятую секцию в соответствующем фрагменте разрываются все три параллельных цепи, в результате чего выключается реле ИЗ, размыкается цепь реле ОН, происходит сброс накопленного задания. Так в случае накопления маршрута через замкнутую секцию (реле З выключено) включается управляющее стрелочное реле ПУ (МУ) и цепь реле ИЗ отключается контактами реле КС при вступлении поезда на ранее установленный маршрут.
При задании маршрута через занятую секцию (реле СП и КС выключены) реле ИЗ выключается контактами управляющих стрелочных реле ПУ и МУ.
Контакты реле КС необходимы для исключения выключения реле ИЗ при нормальной установке маршрута, так как реле МУ и ПУ выключаются контактами реле ВК, ВКМ и ВП, которые, в свою очередь, отключаются контактами замыкающих реле З.
В случае неисправности цепи реле ИЗ питание схем маршрутного набора можно восстановить нажатием специальной пломбируемой кнопки ВН – восстановления набора.
Вспомогательное управление
В случае неисправности маршрутного набора (чаще всего – схемы соответствия) ДСП имеет возможность установить маршрут, используя режим вспомогательного управления. Для этого ходовые и охранные стрелки по трассе маршрута переводят раздельно с помощью индивидуальных коммутаторов, а затем нажимают кнопку ВУ и, не отпуская ее, кнопки начала и конца маршрута.
При нажатии кнопки ВУ притягивает якорь реле ВУ и с замедлением – его повторитель ВУ1 (см. рис. 4.4). Замедление на срабатывание реле ВУ1 достигается благодаря встречному включению обмоток и заряду конденсатора в цепи обмотки 2-4 этого реле.
На промежуток времени от размыкания тылового контакта реле ВУ до замыкания фронтового контакта реле ВУ1 лишается питания реле отмены набора ОН, что обеспечивает выключение всех реле маршрутного набора с последующим восстановлением питания. При переключении контактов реле ВУ и ВУ1 на табло кратковременно загорается красная лампа.
Разомкнувшимися тыловыми контактами реле ВУ снимается питание полюса МИ, чем исключается работа автоматических кнопочных АКН и управляющих стрелочных ПУ, МУ реле в режиме вспомогательного управления. Фронтовыми контактами реле ВУ и ВУ1 к шинам направления Н и Ч подключаются вспомогательные реле НВВ и ЧВВ.
Нажатие начальной кнопки вызывает последовательное срабатывание кнопочного реле, реле направления и противоповторного реле. Кроме того, при задании поездных маршрутов от соответствующей шины направления срабатывает реле НВВ или ЧВВ.
При нажатии конечной кнопки в блоке направления НН включается вспомогательное реле направления ВОМ или ВПМ, что приводит к отключению реле КПН и полюса питания ПК (СПБ-К).
Через фронтовые контакты реле ВУ1 и реле направления П, О, ПМ или ОМ к одной из шин вспомогательного управления ИН, ИЧ, ИНМ или ИЧМ подключается полюс питания М. Это приводит к срабатыванию начального реле Н через контакт кнопочного реле начальной кнопки. В маневровых маршрутах через контакт ВКМ в исполнительных блоках включается конечное маневровое реле КМ. В результате происходит установка маршрута.
При отпускании кнопки ВУ выключается реле ВУ, а с замедлением – реле ВУ1. Замедление на отпускание якоря реле ВУ1 достигается за счет разряда конденсатора на обмотку 1-3 этого реле. Как следствие, вновь кратковременно выключается реле ОН, приводя схемы маршрутного набора в исходное состояние.
Работа маршрутного набора в режиме вспомогательного управления возможна лишь при исправном блоке направления, поэтому в системе БМРЦ блок НН, как
правило, резервируется. Для переключения блоков НН с основного на резервный и обратно предусматриваются специальная кнопка и комплект переключающих реле.
Пример установки основного маршрута приема по светофору Н на приемо-отправочный путь 2П
При нажатии начальной кнопки ННК в блоке НПМ-69 (светофоров Н и М1) включается кнопочное реле НКН по первой цепи межблочных соединений (см. рис. 4.5). Реле НКН включает в блоке направления НН реле направления П (см. рис. 4.4), в результате чего к шине направления Н подключается полюс питания П (СПБ). От этой шины в блоке НПМ-69 (Н, М1) срабатывают противоповторные реле ОП и ПП. Одновременно реле НКН включает в блоке НСС (стр. 3/5) реле УК. После отпускания кнопки реле НКН, ОП и ПП остаются во включенном состоянии по цепям самоблокировки.
С нажатием конечной кнопки Ч2НК в блоке НПМ-69 (Ч2) включается реле НКН, а через его контакт от шины Н – вспомогательное конечное реле ВК. После отпускания кнопки реле НКН получает цепь самоблокировки через контакт реле ВК.
Замкнувшиеся фронтовые контакты реле ОП и ВК образуют вторую цепь межблочных соединений – цепь АКН, в которую включено реле АКН блока НМIIАП (М9). Через контакты этого реле в блоках НМIIП (М5) и НМIIАП (М9) срабатывают кнопочные реле КН, включающие от шины направления Н, Ч вспомогательные промежуточные реле ВП.
Контакт реле ВП замыкает третью цепь межблочных соединений – цепь управляющих стрелочных реле ПУ и МУ, ранее подготовленную в начале и конце маршрута контактами реле ОП и ВК. Эта цепь замыкается по элементам, входящим в задаваемый маршрут. В первый элемент входят реле 2ПУ блока НСО (стр. 1) и ПУ2 блока НСС (стр. 3/5), а во второй – реле МУ блока НСО (стр. 7). После срабатывания этих реле происходит перевод стрелок, входящих в задаваемый маршрут. Кроме того, разомкнувшимися тыловыми контактами реле ПУ и МУ выключаются реле НКН, КН и УК. Реле ВП и ВК получают цепь самоблокировки через фронтовые контакты замыкающих реле.
После получения контроля переведенных стрелок замыкается четвертая цепь – схема соответствия, в которую включено начальное реле НН исполнительной группы. В начале маршрута схема соответствия замыкается контактами ОП и ПП, а в конце – контактом реле ВК. При этом проверяется правильное выполнение команды на перевод стрелок (контакты реле ПУ и МУ) и их фактическое положение (контакты реле ПК и МК).
Контактом реле НН совместно с контактами реле ОП и ПП замыкается цепь контрольно-секционных реле КС исполнительной группы, что приводит к выключению маршрутных (М) и замыкающих (З) реле, т. е. к замыканию маршрута. Разомкнувшимися фронтовыми контактами реле З выключаются реле ВП и ВК маршрутного набора. Далее срабатывает сигнальное реле НС, включая на светофоре Н разрешающее сигнальное показание. В маршрутном наборе тыловым контактом реле НС выключаются противоповторные реле ОП и ПП. Схемы приходят в исходное состояние и могут быть использованы для задания другого маршрута.
4.1.15. Пример установки вариантного маневрового маршрута светофору М1 до светофора М7
Для задания маршрута последовательно нажимаются кнопки М1К, М3К и М7К. При нажатии начальной кнопки М1К в блоке НПМ-69 (Н, М1) срабатывает кнопочное реле КН (рис. 4.5), которое включает в блоке направления НН вспомогательное реле направления ВПМ, замыкающее цепь реле направления ПМ (рис. 4.4). Фронтовым контактом реле ПМ к шине направления НМ подключается полюс питания П (СПБ). В блоке НПМ-69 (Н, М1) включается общее противоповторное реле ОП, а в блоке НСС (стр. 3/5) – реле УК.
При нажатии кнопки М3К в качестве вариантной в блоке НМIД (М3, М7) включается реле М3К, в результате чего в блоке НМI (М3) от шины ТЧМ срабатывает реле НКН, которое от шины Н,Ч,НМ включает кнопочное реле КН. От этой же шины через фронтовые контакты реле НКН и КН срабатывает вспомогательное промежуточное реле ВП. Одновременно в блоке направления НН через фронтовой контакт реле НКН блока НМI (М3) включается вспомогательное реле направления ВОМ. Это приводит к отключению шины ПК (СПБ-К) до тех пор, пока не сработает реле МУ блока НСО (стр. 1), тем самым обеспечивая задание вариантного маршрута.
Цепь реле 2МУ (первого элемента маршрута) замыкается в блоке НПМ-69 (Н, М1) контактом реле ОП, а в блоке НМI (М3) – контактом реле ВП. Стрелка 1 переводится в минусовое положение, а реле КН блока НПМ-69 (Н, М1) и реле НКН блока НМI (М3) выключаются. Поэтому выключается реле ВОМ блока НН, и в шине ПК (СПБ-К) вновь появляется питание, что дает возможность продолжить набор вариантного маршрута.
При нажатии кнопки М7К в качестве конечной в блоке НМIД (М3, М7) включается реле М7К, а в блоке НМI (М7) от шины НМ срабатывает реле КН и затем – вспомогательное конечное маневровое реле ВКМ. Это приводит к замыканию цепи реле ПУ1 блока НСС (стр. 3/5) – второго элемента маршрута. В результате стрелки съезда 3/5 переводятся в плюсовое положение, выключаются кнопочные реле КН блока НМI (М3), блока НМI (М7) и отключается питание шины НМ.
После получения контроля переведенных стрелок замыкается схема соответствия, в начало которой включено начальное реле НМ светофора М1. После замыкания маршрута выключаются реле ВП блока НМI (М3) и реле ВКМ блока НМI (М7), а в результате срабатывания сигнального реле МС выключается реле ОП блока НПМ-69 (Н, М1).
Исполнительная группа
Схемы исполнительной группы БМРЦ предназначены для установки, замыкания, размыкания, отмены и искусственной разделки маршрутов с проверкой условий безопасности движения поездов. Исполнительная группа БМРЦ, основу которой составляют реле 1-го класса надежности, заключена в стандартные функциональные блоки, из которых могут компоноваться схемы установки и размыкания маршрутов для станций с различным числом стрелок и конфигурацией путевого развития. Между собой блоки соединяются восемью электрическими цепями:
– цепь 1 – контрольно-секционных реле КС;
– цепь 2 – поездных сигнальных реле С и основная цепь питания маневровых сигнальных реле МС;
– цепь 3 – цепь дополнительного питания маневровых сигнальных реле МС и цепь проверки размыкания предыдущей секции в схеме включения первого по направлению движения маршрутного реле;
– цепь 4 – включения первого по направлению движения маршрутного реле;
– цепь 5 – включения второго по направлению движения маршрутного реле и цепь включения дополнительных сигнальных реле поездных светофоров;
– цепь 6 – включения реле разделки;
– цепи 7 и 8 – цепи индикации на табло состояния изолированных участков станции.