Некоторые преимущества развития ЭИ
● Понимание эмоций повышает способность максимально развить свой IQ
● Освобождает от “диктата эмоций”
● Помогает определить и перенаправить деструктивные эмоциональные импульсы
● Позволяет осознать влияние наших собственных эмоций и настроений
● Увеличивает способность различать эмоции и настроения других
● Помогает сохранять спокойствие и не впадать в панику в стрессовых ситуациях
● Позволяет эффективно регулировать взаимоотношения и общение
● Повышает способность помогать другим проявлять себя с лучшей стороны, положительно влияя на их мотивацию, моральный дух и посвящение
● Помогает принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях или очень эмоционально напряженной обстановке
“От ЭИ зависит, насколько хорошо вы сможете применять свой IQ в жизни, взаимоотношениях с людьми, карьере. Понимание эмоций способствует росту интеллекта, так как позволяет делать точные наблюдения и выносить мудрые суждения относительно посвящения, мотивации и ценностей других людей”. 5
“Руководителей берут на работу за их интеллект и опыт в бизнесе, а увольняют за недостаточно развитый эмоциональный интеллект, если они не могут контролировать эмоции, справляться с раздражающими факторами и ладить с людьми. Слишком долгое время менеджеры относились к эмоциям на рабочем месте как к шуму, мешающему рациональной деятельности организации. Но время игнорирования эмоций, как не имеющих никакого отношения к бизнесу, прошло”. 6
Компетентности ЭИ
Самосознание | Самоуправление | Социальное Осознание | Социальные Навыки |
Эмоциональное Осознание | Самоконтроль | Эмпатия | Общение |
Самооценка | Прозрачность | Понимание других | Умение строить связи |
Уверенность в себе | Умение адаптироваться | Услужливость | Решение конфликтов |
Инициатива | Развитие других | Влияние | |
Оптимизм | Осознание в организации | Работа в команде | |
Руководство | |||
Агент по изменениям |
Приложение 1: ЭИ тест №1 7
Понимание своих эмоций
Оцените, насколько приведенные в тесте №1 утверждения подходят вам. Отвечайте как можно более честно. Только тогда результаты теста будут полезны для вас.
Перед каждым из утверждений поставьте:
1 = никогда
2 = редко
3 = иногда
4 = часто
5 = всегда
Тест №1: Понимание своих эмоций
____ 1. Я точно знаю, что я чувствую
____ 2. Я не могу точно описать свои эмоции другому человеку
____ 3. Я очень хорошо осознаю перемену в своих эмоциях или настроении
____ 4. Я ощущаю, что эмоционально напряженные ситуации влияют на меня физически
____ 5. Я понимаю, когда я начинаю ощущать раздражение или гнев
____ 6. Другие люди замечают перемену моего настроения раньше меня
____ 7. Я не уделяю внимания своим эмоциям и чувствам
____ 8. Я хорошо понимаю, какие именно эмоции и чувства я испытываю
____ 9. Меня удивляет моя эмоциональная реакция на людей и ситуации
____ 10. Мне трудно передать словами свои чувства
Сложите баллы из пунктов 1, 3, 4, 5 и 8. Сложите баллы из пунктов 2, 6, 7, 9 и 10. Затем от первой суммы отнимите вторую. Полученный результат будет в пределах от -20 до +20.
+15 и выше = превосходно
+10 до +14 = хорошо
+1 до +9 = средне
0 и ниже = требуются улучшения
Приложение 2: ЭИ тест №2 7
Понимание эмоций других людей
Оцените, насколько приведенные в тесте №2 утверждения подходят вам. Отвечайте как можно более честно. Только тогда результаты теста будут полезны для вас.
Перед каждым из утверждений поставьте:
1 = никогда
2 = редко
3 = иногда
4 = часто
5 = всегда
Тест №2: Понимание эмоций других людей
____ 1. Я вижу, когда кто-то начинает злиться
____ 2. Я вижу, когда мой друг или коллега печален или подавлен
____ 3. Я понятия не имею о том, что чувствуют другие люди
____ 4. В эмоционально напряженных ситуациях я неправильно понимаю, что происходит
____ 5. Я уделяю очень много внимания эмоциям и чувствам других людей
____ 6. Я хорошо понимаю, что чувствуют другие
____ 7. Когда мой друг испытывает стресс, я далеко не сразу понимаю это
____ 8. Мне трудно определить эмоциональное состояние другого человека
____ 9. Находясь в группе людей, я хорошо осознаю и чувствую эмоциональный климат группы
____ 10. Я далеко не сразу замечаю, что у кого-то хорошее настроение
Сложите баллы из пунктов 1, 2, 5, 6 и 9. Сложите баллы из пунктов 3, 4, 7, 8 и 10. Затем от первой суммы отнимите вторую. Полученный результат будет в пределах от -20 до +20.
+15 и выше = превосходно
+10 до +14 = хорошо
+1 до +9 = средне
0 и ниже = требуются улучшения
Приложение 3: Можно ли развить свой ЭИ
Есть люди, рожденные с более развитой интуицией в плане эмоций? Навыки ЭИ можно развить? Ответ на оба эти вопроса - "да". Для некоторых людей это врожденные навыки, которые они применяют почти неосознанно. Другим они даются не так легко. “Исследования и практика четко показывают, что ЭИ можно развить. Но важно подчеркнуть, что это невозможно сделать без искренней и упорной работы. Просто посетить семинар или прочитать книгу – этого далеко не достаточно”. 8
Полезные советы по развитию навыков ЭИ:
● Заручитесь поддержкой людей с высоко развитым ЭИ – попросите их быть вашими "наставниками"
● Попросите близких и надежных друзей говорить вам о ваших сильных и слабых сторонах в этой сфере… прислушивайтесь к ним!
● Уделяйте внимание своим эмоциям и эмоциям других людей, старайтесь правильно их понять
● Читайте об ЭИ, изучайте эту тему
● Практикуйте применение принципов ЭИ и просите других людей говорить вам, насколько хорошо у вас это получается, чтобы оценивать свой прогресс
======================
1 Dr, Daniel Goleman, “Emotional Intelligence”. Bantom Books. 2006
2 Dr. Steven J. Stein and Dr. Howard E. Book. “The EQ Edge”. Jossey-Bass Publishers. 2006
3 Professors Peter Salovey and John D Mayer. <Mindfulconstruct.com>
4 “Intelligence is Overrated: What You Really Need to Succeed”
Forbes Magazine. April 12, 2012 <Forbes.com/sites/keldjensen/2012/04/12>
5 Dr. Mark Davis, “Test Your EQ”. New American Library Publishers. 2004
6 Dr. Daniel Goleman, with Professors Richard Boyatzis and Annie McKee. “Primal Leadership”. Bantam Books. 2006
7 Dr. Mark Davis, “Test Your IQ”. New American Library Publishers. 2004
8 Dr. Daniel Goleman, “What Makes a Leader”. Harvard Business Review <Hbr.org>
Самопознание
A. “Эмоционально умный” человек знает:
Что он уникален
Каждый человек уникален
B. Золотое правило ЭИ
1. Золотое правило
“Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе”.
2. Золотое правило ЭИ:
“Относись к другим так, как они хотели бы, чтобы к ним относились”.
C. Понимание твоей личности. Типы личности.
o “Д” = Доминантный
o “В” = Влиятельный
o “У” = Уравновешенный
o “И” = Исполнительный
Типы личности
Ниже, определи степень, в которой следующие характеристики или типы поведения подходят тебе больше всего.
0 = совсем не подходит 1 = чуть-чуть 2 = в основном 3= очень сильно
A | B | C | D | ||||
любит контроль | энтузиаст | чувствительный | последовательный | ||||
уверенный, пользуется доверием | мечтатель | спокойный | сдержанный замкнутый | ||||
верный своим идеям | энергичный | не требующий | практичный | ||||
любит перемены | активатор | нравится рутина | основывается на фактах | ||||
решает проблемы | легко вращается в обществе | относительный | перфекционист | ||||
смелый | любитель повеселиться | адаптирующийся | доскональный | ||||
ведомый целью | спонтанный | задумчивый | любобытный пытливый | ||||
волевой | любит новые идеи | терпеливый | настойчивый | ||||
самоуверенный, полагается на свои силы | оптимистичный | хорошо слушает | чувствительный | ||||
направляющий, управляющий | идет на риск | лояльный | точный аккуратный | ||||
берущий на себя ответственность | мотивирует | уравновешенный | управляемый контролируемый | ||||
решительный, твердый | очень многословный | уступает | предсказуемый | ||||
предприимчивый, инициативный | дружелюбный | нерешительный | организованный | ||||
соревнующийся | популярный | не любит изменения | добросовестный | ||||
продуктивный | нравится разнообразие | говорит шутки повседневным тоном и не замечает что это шутка | проницательный | ||||
целеустремленный | ориентация на группу | сочувствующий | аналитичный | ||||
авантюрный, отважный | инициатор | заботливый | точный | ||||
независимый | вдохновляющий | толерантный | человек расписания | ||||
ориентированный на действие | любит перемены | миротворец | хорошо обдумывает | ||||
Всего A | Всего B | Всего C | Всего D |
D. Доминантный
Тенденции ▪ Мгновенный результат ▪ Призывающий к действию ▪ Принимающий вызов ▪ Быстро принимающий решения ▪ Оспаривающий статус кво, т.е. положение вещей ▪ Берет власть ▪ Решающий проблемы | Лучше всего подходит: ▪ Давать прямые ответы ▪ Усердно работать ▪ Акцент на логику ▪ Имеет давление |
Необходимые условия: ▪ Свобода ▪ Власть, авторитет ▪ Разнообразие действий ▪ Сложные задания ▪ Возможность развиваться | Необходимо знать: ▪ Тебе нужны люди ▪ Необходим отдых ▪ Необходимо немного контролировать ▪ Каждый имеет начальника ▪ Объяснения причин стоящих за принятием решений помогают Мотивация: Вызов |
E. Влиятельный
Тенденции ▪ Знакомится с людьми ▪ Создает благоприятное впечатление ▪ Четко выражает свои мысли ▪ Энтузиаст ▪ Развлекающий ▪ Оптимистичный ▪ Участие в группах | Лучше всего подходит: ▪ Демократичный руководитель ▪ Коммуникабельный вне работы ▪ Признание способностей ▪ Побуждает идти на риск |
Необходимые условия: ▪ Престиж ▪ Дружелюбные взаимоотношения ▪ Свобода от контроля & подробностей ▪ Помощь другим ▪ Мотивация других ▪ Высказывает идеи | Необходимо знать: ▪ Контроль над временем помогает ▪ Важность сроков ▪ Может быть слишком много оптимизма Мотивация: Признание |
F. Уравновешенный
Тенденции ▪ Последовательный & предсказуемый ▪ Терпеливый ▪ Специализированные навыки ▪ Помогает другим ▪ Умеет слушать ▪ Лояльный ▪ Успокаивает взволнованных людей | Лучше всего подходит: ▪ Мягкий и любезный ▪ Допускает, чтобы время подстраивалось под изменение в планах ▪ Служит как друг ▪ Допускает, чтобы работа шла в своем темпе ▪ Задает вопросы типа “как” ▪ Определенные цели & роли |
Необходимые условия: ▪ Специализация ▪ Принадлежность к группе ▪ Установленный образец работы ▪ Безопасность ▪ Знакомая окружающая среда | Необходимо знать: ▪ Перемены дают новые возможности ▪ Дружба это не все ▪ Дисциплина полезна Мотивация: Ценить |
G. Исполнительный
Тенденции ▪ Сторонник стандартов ▪ Концентрированность на деталях ▪ Аналитическое мышление ▪ Не прямой подход к конфликтам ▪ Проверяет аккуратность \ точность Систематический подход | Лучше всего подходит: ▪ Обеспечение спокойствия ▪ Атмосфера поддержки ▪ Доступность ▪ Доходчиво объясняет стандарты |
Необходимые условия : ▪ Четко поставленная задача ▪ Безопасность ▪ Участие в команде ▪ Стабильность ▪ Минимум риска ▪ Работа, которая требует точности & планирования | Необходимо знать: ▪ Тщательного объяснения не достаточно ▪ Полная поддержка не всегда возможна Мотивация: Качество |