Характеристика организации как системы.
Система- это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Приверженцы систем подхода смотрят на организацию как на сложную систему.
Система организации состоит из двух частей:
- Внешнее окружение.
- Внутренняя структура.
1. Организация- базовое понятие менеджмента.
Организация- это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Организация- от латинского- организо- сообщаю, устраиваю.
Принцип формирования организации:
- Наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы.
- Наличие у этих человек единой цели.
- Эти люди работают вместе, чтобы достичь цели.
Черты организации:
1. Они используют ресурсы: человеческие ресурсы, капитал, информация.
( зависимы от внутренней и внешней среды )
2. Они функционируют во внешней среде
Они оказывают влияние на всё то, что происходит внутри организации.
3. Разделение труда: отделы, службы- выполняющие различные работы.
2.Элементы организации.
Организация, как система , состоит из множества элементов- подсистем:
(Подсистемы- это отдельные взаимосвязанные части, которые образуют систему в целом (подразделения, отделы))
- Социальная- объединения людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними.
Основа: работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, обеспечения качества жизни. (отдел кадров)
- информационная- комплекс организационно- технических средств, предоставляющих необходимую информацию для эффективных коммуникаций и управлений организацией.
- производственно- технологическая- комплекс машин , оборудования, сырья , материалов, используемых для получения конечного продукта или услуги.
- экономическая- совокупность экономических процессов, происходящих в организации.
- маркетинговая- направлена на удовлетворение потребностей клиента в Т и У путём изучения рынка, создание системы сбыта, ценообразование, реклама.
Вывод: По функциям , содержанию элементы различаются, в определённой степени самостоятельны, но одновременно совместимы- единством главной цели.
Виды организаций.
- Формальная организация.
- Неформальная организация.
Рассмотрим классификацию организаций, что предполагает их объединение по определённым критериям.
- Формализация.
- Отношение к прибыли.
- Вид деятельности.
- Размер.
- Форма собственности.
1- Формальная организация- это организация, намеренно созданная по воле руководства, которая имеет чётко поставленные цели, формализованные правила, структуры, связи.
Это: организации бизнеса, государственные и международные организации.
2- Неформальные организации- это спонтанно образованная группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определённой цели.
Они не связаны должностной иерархией и объединены не основе дружеских симпатий, интересов. Как правило, работники вступают в эти организации : потребность в общении, общие интересы, взаимопомощь. (Существует в рамках формальной организации), (семья, хобби, дружба)
Классификация формальных организаций:
(Г.К. РФ ст. 48)
- Прибыль:
1. Коммерческие (Прибыль основная цель)
2. Некоммерческие.
- Виды деятельности:
1. Промышленные.
2. Сельско- хозяйственные.
3. Торговые.
- Форма собственности:
1. Частные.
2. Муниципальные.
3. Государственные.
4. Иные (Г.К. РФ )
3.Внутренняя и внешняя среда организации.
Внешняя среда организации- это совокупность факторов, окружающих организацию:
1. Макросреда (национальное хозяйство в целом), (Город, страна, регион.). Демография, экономические факторы, природные, научно- технические, политико- правовые, культурные.
2. Микросреда (ситуация на отдельном рынке), (факторы, которые могут влиять на её способы обслуживания клиентов). Поставщики, покупатели, конкуренты, СМИ, общественность, финансовые организации (банки), посредники.
Внутренняя среда организации- ситуационные факторы внутри организаций;
Ресурсы организации, на которые можно влиять, предвидеть- переменные:
- Цели.
- Структура.
- Задачи
- Технология.
- Люди.
Лекция №5
Организационная структура управления.