Аварийный выпуск шасси ручным насосом

Аварийный выпуск шасси ручным насосом применяет­ся в случае выхода из строя насосов или повреждения (отказа) основной гидравлической системы самолета.

Для выпуска шасси этим способом необходимо:

1) перевести ручку крана шасси вниз в положение шасси «Выпущено»;

2) установить ручку крана переключения ручного на­соса в положение «Аварийная сеть»;

3) вставить в гнездо рукоятку ручного насоса и пере­вести ее в крайнее заднее положение для открытия верх­них замков, удерживающих шасси в поднятом положе­нии;

4) спустя 1—2 сек. после открытия верхних замков и частичного опускания шасси под действием собственно­го веса, что определяется по указателям положения шас­си, начать работать ручным насосом до момента полного выпуска шасси и закрытия замков выпущенного поло­жения.

Контроль за правильным положением шасси при вы­пуске и закрытии замков осуществляется по сигнальным лампочкам, указателям УШ-48 и механическому указа­телю передней ноги, как и в случае выпуска шасси нор­мальным способом от основной гидросистемы само­лета.

ВНИМАНИЕ!Учитывая, что скоростной напор спо­собствует лишь выпуску главных ног шасси и препятст­вует выпуску передней ноги, выпуск шасси при помощи ручного насоса для ускорения и облегчения процесса полного выпуска передней ноги рекомендуется произво­дить на скорости 200—230 кмIчас и не более, как на ско­рости 250 км/час по прибору.

Если приходится выпускать аварийным способом только основное шасси, рекомендуется увеличить ско­рость полета до 270—290 км/час. На этой скорости основ­ное шасси под действием встречного потока и собствен­ного веса фиксируется в выпущенном положении (запи­рается на замки) даже без применения ручного насоса.

Выпуск передней ноги при помощи азотной аварийной системы*

Применение азотной аварийной системы для выпуска (передней ноги ограничивается отдельными частными случаями. Практически эта система может быть использована в нижеследующих аварийных случаях:

— полный отказ гидросистемы и невозможность использования ручного гидронасоса;

*Выпуск главных ног шасси осуществляется ручным насосом или под действием собственного веса.

— неэффективность ручного гидронасоса при выпуске передней ноги шасси (стойка не доходит до крайнего выпущенного положения).

Для выпуска передней ноги азотной аварийной системой необходимо:

1) Проверить по манометру МВ-250 на пульте агрегатов аварийной системы давление азота в баллоне ава­рийного выпуска передней ноги и аварийного торможе­ния (а на самолетах первых серий, где имеется два бал­лона азотной аварийной системы, проверить давление азота по манометру МВ-250 баллона аварийного выпус­ка передней ноги). Оно должно быть не менее 90 кг/см2.

2) Проверить, что кран стравливания закрыт (только на самолетах с одним общим азотным баллоном, на которых установлен этот кран).

3) Установить скорость полета 200—230 км/час по прибору.

4) Открыть полностью и быстро кран аварийного вы­пуска передней ноги шасси. Медленное и неполное от­крытие крана приводит к стравливанию азота из балло­на в атмосферу, не попадая в цилиндр аварийного вы­пуска (особенно на самолетах с двумя азотными балло­нами, на которых не имеется крана стравливания. На этих самолетах кран аварийного выпуска передней ноги установлен до редуктора и к нему подводится давление, равное давлению в азотном баллоне).

5) Убедиться по механическому указателю и указате­лю УШ-48, что передняя нота выпускается. При полном выпуске ноги и закрытии замка выпущенного положения должна загореться зеленая лампочка сигнализации, ме­ханический указатель занять верхнее положение, а ука­затель УШ-48 находиться в положении «Выпущено».

Во время выпуска передней ноги давление на манометре MB-100 азотной системы должно быть 30—50 кг/см2 и в конце выпуска 45—60 кг/см2.

6) На самолетах,, имеющих кран стравливания и один общий азотный баллон, в целях уменьшения потери дав­ления азота в баллоне, необходимого как резерв для тор­можения колес при посадке самолета, после окончания выпуска передней ноги следует полностью закрыть ава­рийный кран выпуска (передней ноги.

Для стравливания давления в цилиндре аварийного выпуска передней ноги и подготовки таким образом ус­ловий для возможности последующего подъема передней ноги необходимо:

— на самолетах, имеющих кран стравливания, — от­крыть этот кран,

— на самолетах, не имеющих крана стравливания, — закрыть кран аварийного выпуска передней ноги шасси.

Однако эти операции необходимо выполнять не в полете, а на земле при выяснении причин отказа основной гидросистемы и устранении неисправностей.

Предупреждение. Впредь до выяснения причин отказа основной гидросистемы, устранения неисправностей с опробованием подъема и выпуска шасси в наземных условиях и приведения ава­рийной системы в исходное положение взлет самолета запрещается. Убедись, что после приведения аварийной системы выпуска передней ноги шасси в исходное положение цилиндр аварийного выпуска передней ноги законтрен, а кран стравливания азота (на самолетах, где имеется этот кран) закрыт и законтрен.

Наши рекомендации