Аварийный выпуск шасси ручным насосом
Аварийный выпуск шасси ручным насосом применяется в случае выхода из строя насосов или повреждения (отказа) основной гидравлической системы самолета.
Для выпуска шасси этим способом необходимо:
1) перевести ручку крана шасси вниз в положение шасси «Выпущено»;
2) установить ручку крана переключения ручного насоса в положение «Аварийная сеть»;
3) вставить в гнездо рукоятку ручного насоса и перевести ее в крайнее заднее положение для открытия верхних замков, удерживающих шасси в поднятом положении;
4) спустя 1—2 сек. после открытия верхних замков и частичного опускания шасси под действием собственного веса, что определяется по указателям положения шасси, начать работать ручным насосом до момента полного выпуска шасси и закрытия замков выпущенного положения.
Контроль за правильным положением шасси при выпуске и закрытии замков осуществляется по сигнальным лампочкам, указателям УШ-48 и механическому указателю передней ноги, как и в случае выпуска шасси нормальным способом от основной гидросистемы самолета.
ВНИМАНИЕ!Учитывая, что скоростной напор способствует лишь выпуску главных ног шасси и препятствует выпуску передней ноги, выпуск шасси при помощи ручного насоса для ускорения и облегчения процесса полного выпуска передней ноги рекомендуется производить на скорости 200—230 кмIчас и не более, как на скорости 250 км/час по прибору.
Если приходится выпускать аварийным способом только основное шасси, рекомендуется увеличить скорость полета до 270—290 км/час. На этой скорости основное шасси под действием встречного потока и собственного веса фиксируется в выпущенном положении (запирается на замки) даже без применения ручного насоса.
Выпуск передней ноги при помощи азотной аварийной системы*
Применение азотной аварийной системы для выпуска (передней ноги ограничивается отдельными частными случаями. Практически эта система может быть использована в нижеследующих аварийных случаях:
— полный отказ гидросистемы и невозможность использования ручного гидронасоса;
*Выпуск главных ног шасси осуществляется ручным насосом или под действием собственного веса.
— неэффективность ручного гидронасоса при выпуске передней ноги шасси (стойка не доходит до крайнего выпущенного положения).
Для выпуска передней ноги азотной аварийной системой необходимо:
1) Проверить по манометру МВ-250 на пульте агрегатов аварийной системы давление азота в баллоне аварийного выпуска передней ноги и аварийного торможения (а на самолетах первых серий, где имеется два баллона азотной аварийной системы, проверить давление азота по манометру МВ-250 баллона аварийного выпуска передней ноги). Оно должно быть не менее 90 кг/см2.
2) Проверить, что кран стравливания закрыт (только на самолетах с одним общим азотным баллоном, на которых установлен этот кран).
3) Установить скорость полета 200—230 км/час по прибору.
4) Открыть полностью и быстро кран аварийного выпуска передней ноги шасси. Медленное и неполное открытие крана приводит к стравливанию азота из баллона в атмосферу, не попадая в цилиндр аварийного выпуска (особенно на самолетах с двумя азотными баллонами, на которых не имеется крана стравливания. На этих самолетах кран аварийного выпуска передней ноги установлен до редуктора и к нему подводится давление, равное давлению в азотном баллоне).
5) Убедиться по механическому указателю и указателю УШ-48, что передняя нота выпускается. При полном выпуске ноги и закрытии замка выпущенного положения должна загореться зеленая лампочка сигнализации, механический указатель занять верхнее положение, а указатель УШ-48 находиться в положении «Выпущено».
Во время выпуска передней ноги давление на манометре MB-100 азотной системы должно быть 30—50 кг/см2 и в конце выпуска 45—60 кг/см2.
6) На самолетах,, имеющих кран стравливания и один общий азотный баллон, в целях уменьшения потери давления азота в баллоне, необходимого как резерв для торможения колес при посадке самолета, после окончания выпуска передней ноги следует полностью закрыть аварийный кран выпуска (передней ноги.
Для стравливания давления в цилиндре аварийного выпуска передней ноги и подготовки таким образом условий для возможности последующего подъема передней ноги необходимо:
— на самолетах, имеющих кран стравливания, — открыть этот кран,
— на самолетах, не имеющих крана стравливания, — закрыть кран аварийного выпуска передней ноги шасси.
Однако эти операции необходимо выполнять не в полете, а на земле при выяснении причин отказа основной гидросистемы и устранении неисправностей.
Предупреждение. Впредь до выяснения причин отказа основной гидросистемы, устранения неисправностей с опробованием подъема и выпуска шасси в наземных условиях и приведения аварийной системы в исходное положение взлет самолета запрещается. Убедись, что после приведения аварийной системы выпуска передней ноги шасси в исходное положение цилиндр аварийного выпуска передней ноги законтрен, а кран стравливания азота (на самолетах, где имеется этот кран) закрыт и законтрен.