Определение наивыгоднейшей высоты полета
Наивыгоднейшей высотой полета является такая высота, на которой при заданной путевой скорости (определяемой расписанием) будет наименьший километровый расход топлива.
Наивыгоднейшая высота полета определяется расчетом, исходя из скорости и направления ветра по высотам при безветрии или одинаковом по высоте ветре наивыгоднейшими будут следующие высоты в зависимости от дальности беспосадочного полета:
Дальность, км 300 600 900
Высота, м 1000 2000 3000
Эшелонирование при этом не исключает использования наивыгоднейшей высоты. Извсех возможных эшелонов для полета следует назначать высоту, ближайшую к наивыгоднейшей, если это позволяет метеообстановка.
Величину составляющей ветра на разных высотах полета (эквивалентный ветер) определять по табл. 7.
При пользовании таблицей направление и скорость ветра брать по данным прогноза ветра, а угол ветра определять обычным способом, принятым в штурманских расчетах
Если величина эквивалентного встречного ветра (W-V) увеличивается с высотой на каждую тысячу метров более чем на 15 км/час, то целесообразно выполнять полет на меньшей высоте.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ
Зная истинную воздушную скорость на найденной расчетом или заданной высоте полета, по таблице № 8 или по крейсерскому графику (рис. 3, см. в конце книги) находят скорость полета по прибору, обороты, наддув двигателей и часовой расход топлива, режим работы двигателей и скорость (полета по крейсерскому графику определяется для любого полетного веса и температуры наружного-воздуха. Данные же, приведенные в табл. 8, соответствуют стандартной температуры наружного воздуха и Определенному полетному веса самолета.
Пример пользования крейсерским графиком:
Задано: Высота (эшелон) 3600 м.
Температура воздуха на высоте 20°C.
Истинная воздушная скорость 355 км/час.
Полетный вес 17000 кг
Определить: Скорость полета по прибору, обороты и наддув двигателей, часовой расход топлива.
Решение: Из точки 1 на шкале «Высота по прибору» опускаем вертикаль вниз до (пересечения с линией температуры наружного воздуха —20°С (точка 2).
Таблица 7
Таблица для определения эквивалентного ветра (W—V)
Угол ветра | Скорость ветра, км/час | ||||||||||||||
Снос вправо | Снос влево | ||||||||||||||
Попутный ветер (+) | |||||||||||||||
I 22 | |||||||||||||||
Встречный ветер (-) | |||||||||||||||
Из точки 2 проводим горизонтальную прямую влево до точки 3, имеющей значение истинной воздушной скорости 355 км/час. (Точка 3 определена интерполированной между линией истинной скорости 360 км/час и 380 км/час).
Из точки 3 опускаем вертикаль вниз до пересечения с горизонтальной шкалой «Скорость по прибору (Vприб.)».Искомая точка 4 дает значение скорости по прибору 306 км/час.
Далее из точки 4 по направлению наклонных линий, учитывающих влияние полетного веса, идем до пересечения с горизонталью полетного веса 16+1 = 17 тонн (точка 5).
Наконец из точки 5 проводим вертикаль вверх до точки 6, которая определяет расход топлива 550 л/час, наддув 690 мм рт. ст. и обороты двигателей 2060 об/мин.
Ha графике приведены схемы решений и других типовых задач на определение режимов горизонтального полета.
В табл. 8 приведены крейсерские скорости, часовые расходы топлива и режимы работы двигателей в горизонтальном полете для пяти групп режимов полета в пределах от наименьшей до наибольшей крейсерской скорости.
В левой стороне таблицы дан режим наибольшей дальности полета, наименьшего километрового расхода топлива. Этот режим рекомендуется для полетов на предельную дальность, при восстановлении ориентировки, для полетов в зоне ожидания и для маршрутных полетов с ограниченным запасом топлива.
В средней части таблицы помещены три группы режимов горизонтального полета, заданные истинными воздушными скоростями 320, 350 и 380 км/час. Режимы 320 и 350 км/час рекомендуются для систематического использования в рейсовых полетах по расписанию, а режим 380 км/час — для экстренных случаев срочного прибытия.
В правой стороне таблицы дан наибольший крейсерский режим работы двигателей. Этот режим рекомендуется к использованию только в тех случаях, когда срок прибытия в аэропорт строго определен и топлива достаточно. Километровый расход топлива на наибольшем крейсерском режиме приблизительно вдвое больше, чем на режиме наибольшей дальности полета.
Крейсерские режимы
Полетный вес, т | Наименьший километровый расход горючего | Высота, км пристандартной т-ре | Истинные воздушные | ||||||||
320 км /час | |||||||||||
V приб. км/ч | Vкм/ч | n, об./мин | Рк, мм рт.ст. | Q, л/час | q, л/км | V приб. км/ч | n, об./мин | Рк, мм рт.ст. | Q, л/час | ||
1,37 | |||||||||||
1,33 | |||||||||||
1,31 | |||||||||||
1 31 | |||||||||||
1,32 | |||||||||||
1,28 | |||||||||||
1,27 | |||||||||||
1,26 | |||||||||||
1,28 | |||||||||||
1,24 | |||||||||||
1,22 | |||||||||||
1,22 | |||||||||||
1,24 | |||||||||||
1,21 | |||||||||||
1,20 | |||||||||||
1,20 | |||||||||||
1,20 | |||||||||||
1,18 | |||||||||||
1,17 | |||||||||||
1,17 | |||||||||||
Для полетов на предельную дальность или в зоне ожидания | Для полетов по |
Примечание. Все данные в таблице приведены к стандартной температуре
часовой расход топлива на 1% при том же режиме работы двигателей. Повышение
Таблица 8
Горизонтального полета
скорости полета | Высота, км пристандартной т-ре | Наибольший крейсерский режим работы двигателей | ||||||||||||
350 км /час | 380 км /час | |||||||||||||
V приб. км/ч | n, об./мин | Рк, мм рт.ст. | Q, л/час | V приб. км/ч | n, об./мин | Рк, мм рт.ст. | Q, л/час | V приб. км/ч | Vкм/ч | n, об./мин | Рк, мм рт.ст. | Q, л/час | q, л/км | |
2l35 | — | — | — | — | 2,13 | |||||||||
— | — | — | — | 2,18 | ||||||||||
2,13 | ||||||||||||||
1,63 | ||||||||||||||
— | — | — | — | 2,11 | ||||||||||
— | — | — | — | 2,17 | ||||||||||
2,11 | ||||||||||||||
1,62 | ||||||||||||||
— | — | — | — | 2,10 | ||||||||||
2,16 | ||||||||||||||
2,10 | ||||||||||||||
1,61 | ||||||||||||||
— | — | — | — | 2,09 | ||||||||||
2,15 | ||||||||||||||
2,09 | ||||||||||||||
1,60 | ||||||||||||||
— | — | — | — | 2,08 | ||||||||||
2,13 | ||||||||||||||
2,08 | ||||||||||||||
1,59 | ||||||||||||||
расписанию | Для экстренных случаев срочного прибытия |
наружного воздуха. Понижение температуры на 5°С против стандартной увеличивает
температуры соответственно вызывает уменьшение часового расхода топлива.
Все другие режимы горизонтального полета в пределах от наименьшей до наибольшей крейсерской скорости и не помещенные в табл. 8 можно находить интерполированием или определять по крейсерскому графику (рис. 3).