Образцы технологических карт
Образцы технологических карт
Самара 2015
Приложение 1.
Технологическая карта урока
Разработчик: учитель русского языка МБОУ СОШ № 63 г. Самары Салимгареева Гузеля Миниагзамовна.
Учебный предмет: литература.
Класс:7.
Тема урока: Жизненные ценности в произведениях А. И. Солженицына и Н. А. Заболоцкого.
Тип урока: Изучение нового материала (анализ художественного произведения).
Цель урока: Развитие УУД ориентации в системе источников ценностных приоритетов человека (в формулировке для учащихся: понять истоки настоящих и ложных приоритетов в жизни людей и научиться их различать) на примере содержания произведений А. И. Солженицына и Н. А. Заболоцкого).
Задачи урока:
образовательные:
• развитие УУД поискового чтения (на уровне умения пользоваться соответствующей «Моделью работы читателя с текстом»);
• развитие УУД выработки и координации мнений при совместной работе в группе (на уровне умения пользоваться соответствующей «Моделью совместной работы в группе»);
• развитие УУД постановки новой цели урока (на уровне умения пользоваться соответствующей «Моделью содержания цели»).
развивающие:
• развитие УУД обобщения смыслового содержания текста (в рамках умения пользоваться соответствующим «Планом действия обобщения»);
воспитательные:
• развитие УУД ориентации в системе жизненных ценностей (в рамках особенностей настоящих и мнимых ценностных приоритетов, реализуемых героями изучаемого литературного произведения).
Раздаточный материал:
Приложение 1. Текст рассказа «Дыхание» (из цикла рассказов А.И. Солженицина «Крохотки»).
Приложение 2. Текст стихотворения Н. Заболоцкого «НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ».
Приложение 3. Памятка 1. «Модель работы читателя с текстом».
Приложение 4. Из истории создания цикла рассказов А.И. Солженицина «Крохотки».
Приложение 5. Памятка 2. План обобщения смыслового содержания текста.
№ п/п | Этап урока | Методы, реализуемые на этапе | Действия учителя | Действия учащихся | УУД:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные с указанием содержания ориентировочной основы действия(ООД) |
1. | Оргмоментурока | Метод стимулирования отношений долга и ответственности | Актуализируетпроявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняютнеобходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности | УУД оцениванияситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. В основе ООД – привычный образ действий на рабочем месте. (Коммуникативный вид используемогоУУД) |
2. | Мотивация учебной деятельности | Метод создания проблемной ситуациив сфере значимых для учащихся ориентиров | Обращаетсяк учащимсясо словами: Ребята, прежде чем сформулировать тему и цель нашего урока скажите, есть ли в ваших жизненных ориентирах и приоритетах, другими словами – жизненных ценностях – что-то такое, что позволило нам всем здесь и сейчас собраться вместе? | Отмечают в качестве причинысвоего пребывания на уроке: - следование расписанию занятий в школе; - собственный интерес к урокам литературы. | УУД ориентации в системе моральных норм и ценностей. В основе ООД – осознание ценности (установка) традиционных норм организации учебного труда. (Личностный вид используемогоУУД) |
Предлагаетуточнить сказанное, т.к. учащихся никто не ведет за руку, следовательно, была возможность не пойти на уроки, а тем, кто любит литературу, можно было удовлетворить свой интерес, используя возможности интернет-образования. Развиваетмысль учащихся: если ценностями называть жизненные ориентиры, определяющие наши действия, стремления и выборы, то можно ли порядок считать ценностью? Спрашивает: можно ли тогда назвать ценностью приоритетность других названных вами действий, не свойственных вам, но возможных для других учащихся, в частности: способность уйти с уроков или предпочесть систематическому обучению общение в социальных (компьютерных) сетях? | Дают уточнения: - Идя на урок, мы руководствовались расписанием. В нашем классе как-то принято его не нарушать. За расписанием порядок в организации обучения и, по большому счету, в повседневной жизни; - Мы здесь, потому что таков порядок, а он важен всем гражданам, не только нам; Подтверждают то, что соблюдение всеми порядка характеризует его, как ценность для пришедших на урок. Также признают эти действия ценностями. | УУД реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. В основе ООД – осознание ценности традиционных норм организации учебного труда. (Личностный вид используемогоУУД) УУД формулирования собственного мнения и позиции. В основе ООД – правила построения простых и сложных предложений. (Коммуникативный вид используемогоУУД) | |||
Обращаетсяк учащимся: формально вы правы, по существу же нет и вот почему. Вы уже взрослые и понимаете, что ценностное отношение к порядку помогает человеку совершенствоваться, а ценностное отношение к проявлениям праздного времяпровождения лишает его такой возможности. То есть одни из стремлений человека в жизни являются ценностями, а другие из его стремлений такими считать нельзя. Это ложные ценности. Тогда как отличить ценности настоящие от ложных ценностей, при их формальном сходстве? | Высказывают предположения: - опираясь на настоящие ценности, мы становимся успешнее в чем-то важном для себя, а подчиняясь ложным ценностям – наоборот, создаём себе проблемы; - отличить сложно, на это может уходить много времени и изменить уже совершённое бывает не возможно; - наверно, если бы заранее можно было отличить настоящее от ложного люди и общество были бы другими. | УУД аргументирования своей точки зрения и отстаивания своей позиции. В основе ООД – правило сравнения содержания обсуждаемого высказывания с имеющимся жизненным опытом и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид используемогоУУД) | |||
тот же | тот же | Соглашается с высказыванием учащихся о важности и, вместе с тем, трудности различения ложных и настоящих ценностей. Подчёркивает то, что умение различать ложные и настоящие ценности носит судьбоносный характер для каждого из нас: не только для учащихся, но и взрослых. Предлагает внести в свои записи сделанные выводы. | Записываютсделанные выводы. | ||
тот же | тот же | Спрашивает,как в таком случае лучше поступить? Соглашается с учащимися, предлагает познакомиться с двумя произведениями, в которых эта проблема получила яркое отражение: - с миниатюрой «Дыхание» из цикла «Крохотки» Александра Исаевича Солженицына (приложение 1), - со стихотворением «Не позволяй душе лениться…» Николая Алексеевича Заболоцкого (приложение 2). | Предлагают, как это обычно делается, воспользоваться возможностями художественной литературы, указывают на то, что: - на уроках литературы мы уже знакомились с разными ситуациями, где авторы делятся собственным опытом, возможными и реальными последствиями того или иного выбора, анализировали поступки и давали оценку выбору героя. - примером могут служить произведения: А. Платонова «Юшка», «В прекрасном и яростном мире», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади», Л. Андреева «Кусака». | УУД осознания недостаточностиимеющейсяинформации и необходимости осуществления её расширенного поиска. В основе ООД – традиционный образ (способ) действий в проблемной ситуации. (Познавательный вид используемогоУУД) | |
3. | Целеполагание | Метод самоопределения в целях на основе выявленного противоречия в понимании установленных фактов. | Формулирует тему урока: «Жизненные ценности в произведениях А.И. Солженицына и Н.А. Заболоцкого». Предлагаетучащимся самим, опираясь на сделанные совместно выводы и известную им МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕЛИ: «что, как и с помощью чего» самостоятельно сформулировать цель урока: - разрешает для обмена мнениями объединиться в группы по четыре человека; - напоминает знакомую учащимся Модель работы в группе: 1) уточнение задачи, 2) выдвижение и дополнение идей решения, 3) совместное формулирование на их основе искомого решения; - ограничиваетвремя обсуждения двумя минутами. Делает подсказки (напоминает учащимся формулировки ранее сделанных выводов). Делает уточнение по поводу «запомнить» и «научиться»: - будем сегодня осторожно относиться к этим традиционным для нас целям, но об этом по ходу дальнейшей работы. | Работают в группах, опираясь на Модель содержания цели урока УточняютМодель содержания цели: «что, как и с помощью чего». Рассуждают: - «что» – это качества человека или умение ценить настоящее и отвергать ложное (исходя из сделанных выводов о полезности одного и разрушительности другого); - «как» – это способ достижения или путь к этому качеству (учитывая вывод о том, что не всем удаётся научиться отличать настоящее от ложного), - «с помощью чего» – это источники информации, материал исследования, в данном случае –содержание литературных произведений (исходя из предложного учителем состава). Предлагают сформулировать ЗАДАЧИ УРОКА: - ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ИСТОКИ (путь, основные составляющие) СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЦЕНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ И ОТВЕРГАТЬ ЛОЖНОЕ В ЖИЗНЕННЫХ ПРИОРИТЕТАХ, используя произведения А.И. Солженицына и Н.А. Заболоцкого. - запомнить выявленные характеристики, - научиться пользоваться ими на практике. | УУД постановки новой цели урока. В основе ООД – известная учащимся Модель содержания цели. (Регулятивный вид используемогоУУД) УУД выработки и координации мнений при совместной работе в группе. В основе ООД – знакомая учащимся модель работы в группе. (Коммуникативный вид используемогоУУД). УУД дедуктивного умозаключения. В основе ООД – имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие. (Регулятивный вид используемогоУУД). |
4. | Актуализация и повторение опорных знаний | Беседа с учащимися | Предлагаетвспомнить знакомую учащимся «Модель работы с текстом», разрешает, при необходимости, использовать Памятку 1. (Приложение 3) | Вспоминают основные этапы работы с текстом. | УУД самооценки и контроля. В основе ООД – освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов. (Регулятивный вид используемогоУУД) |
5. | Формирование новых знаний (изучение нового) | Исследовательскийметод | Кратко характеризует жанр и смысл произведения «Крохотки», знакомитучащихся с предысторией его появления (Приложение 4), обращает внимание на миниатюру, названную автором «Дыхание», предлагает перейти к I этапу работы с текстом? | Объясняют, что зная название текста, в данном случае – название рассказа – можно предположить, о чем этот текст /.../. Высказываютпредположения типа: - литературный текст не может раскрывать физиологический процесс дыхания, следовательно, речь может идти о метафорическом (символическом) значении названия рассказа; - учитывая тему урока, речь в рассказе может идти о каком-то дыхании, – дыхании, как настоящей ценности, которой не придаётся значения в жизни. Формулируют проблемные вопросы, типа: - Почему, название рассказа кажется не значительным для творчества такого великого писателя? - Почему автор именно дыхание рассматривает, как ценность? Уточняют, каким образом после предварительного обсуждения они познакомятся с текстом рассказа. | УУД поискового (рефлексивного) чтения В основе ООД – известная учащимся модель (представлена памяткой) работы читателя с текстом. (Познавательный вид используемогоУУД) УУД работы с метафорами – использования переносного смысла выражений и речевых оборотов. В основе ООД – освоенный учащимися навык работы со словарём метафор. (Познавательный вид используемогоУУД) |
тот же | тот же | Знакомитс содержанием текста (включает аудиозапись миниатюры, обращает внимание на её распечатки, лежащие у них на столах). Побуждаетучащихся перейти к работе с текстом (II этапу), для этого: - в соответствии с целью урока, обсудить впечатления от прослушивания текста рассказа, - уложиться в отведённое на обсуждение время (10 мин) Помогает (при необходимости)учащимся вопросами типа: - Какие образы противопоставляет автор в своём рассказе? Каково их лексическое значение? - Почему он их противопоставляет? - Какой прием использует автор в тексте для выражения своего отношения? - Что побудило его к такому отношению? Найдите предложение, в котором заключена главная мысль автора. - Какую проблему поднимает автор в этой миниатюре? Соглашается с мнением учащихся, отмечает, при этом, необходимость осмыслить поднимаемую автором проблему чуть позже. | Слушают аудиозапись рассказа, анализируюттекст, обсуждаютполученные впечатления, используя возможность свободного обмена мнениями и работы в группах, заносят полученныерезультаты в тетрадь (вики-странички), Результаты обсуждения сообщают представители групп, другие участники обсуждения дополняют: - в своём рассказе автор рисует два мира: один – мир неестественных для проживания человека пятиэтажек, другой – мир крохотного отцветающего яблоневого садика зажатого этими пятиэтажками; - эти миры разные: один – мир неволи, который создают «клетки пятиэтажных домов», «стрельба мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей», другой мир– единственная, но самая дорогая воля, которой лишает тюрьма: стоя под отцветающей яблоней, втягивать всеми лёгкими сладкий дух цветения, сырости, свежести, который напаивает воздух в саду после прошедшего дождя. - для выражения своего отношения к миру пятиэтажек и миру яблоневого садика автор использует антитезу, резко противопоставляя их образы, (изображает одно – используя словосочетания типа: «стрельба мотоциклов», «завывание радиол», изображая другое – использует словосочетания типа: «сладкий дух», «напоённый цветением»). - автор ценит, как самую дорогую волю, возможность «ощущать всеми лёгкими, сладкий дух воздуха после дождя»; - к такому отношению его побудила тюрьма, ранее лишавшая его такой воли. - предложение, в котором заключена главная мысль автора, в этой связи, видимо следующее: «Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!» - своей короткой миниатюрой Солженицын поднимает проблему ограждения, может быть, очищения простых чувств человека от разрушительной силы города (лишь испытав тяготы тюрьмы, он вроде бы очевидным удобствам городской жизни предпочитает «как самую дорогую волю» – возможность просто «вдыхать аромат свежего воздуха»). | УУД осознания недостаточностиимеющейсяинформации и необходимости осуществления её расширенного поиска. В основе ООД – традиционный образ (способ) действий в проблемной ситуации. (Познавательный вид используемогоУУД) УУД поиска и выделения необходимой информации в тексте. В основе ООД – имеющийся у учащихся навык выведения следствий из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие. (Познавательный вид используемогоУУД). | |
6. | Обеспечение осознанности формируемых знаний и умений (обобщение и закрепление). | Логические методы организации познания и обучения | Предлагает поразмышлять далее вместе (III этап), обращается к учащимся с вопросами типа: - А для нас это актуально? Мы готовы с благодарностью ценить возможность просто вдыхать аромат свежего воздуха? Развивает свою мысль вопросами, типа: - можно ли рассматривать возможность «дышать после дождя под яблоней» метафорой, обнажающей более важную для Солженицына, как писателя и как гражданина проблему? Даёт подсказки,обращаясь к Памятке 2 (Приложение 5): - обратите внимание на символический смысл слов и оборотов типа: единственная воля, вдыхать воздух, дышать, тюрьма, ощущать всею грудью /.../, - воспользуйтесь словарём (на столах учащихся); - попробуйте на основе символических значений слов текста СДЕЛАТЬ ОБОБЩЕНИЯ, ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО: 1) от привычных (частных) значений слов и оборотов текста перейти к символическим значениям; 2) выделить части текста, обретающие вместе с новыми значениями слов и новый смысл; 3) прочитать заново текст, с учётом обновлённого смысла выделенных частей; - что же нам всем, в этой связи, сказал Солженицын, противопоставляя крохотный садик звериным (как он пишет) клеткам пятиэтажных домов? Отмечает важность сделанных учащимися выводов, прежде всего то, что во многих случаях отличить настоящее от ложного в наших ценностных приоритетах помогает именно попадание в критические ситуации (потеря друга, тяжёлая жизненная ситуация, нездоровье близких людей и т.п.), обращает внимание на то, что при всей известности данного рецепта, проблема различения настоящего и ложного (действительного и мнимого) всегда волновала и писателей и поэтов и музыкантов, ссылаетсядля подтверждения на творчество хорошо известного родителям учащихся поэта и музыканта Владимира Высоцкого, отразившего отношение к этой проблеме, в своей песне к к-му «Вертикаль» такими строками: «... Парня в горы тяни, не гони. Не бросай одного его. Пусть он в связке с тобой одной. Там поймёшь кто такой». | Выражают своё отношение к проблеме высказываниями: - «вдыхать всеми лёгкими аромат свежего воздуха» для Солженицына, – «единственная, но самая дорогая воля», однако для всех остальных (в том числе – для нас) такая возможность воспринимается обыденно, как само собой разумеющееся, не имеющее ценности. - /.../ (затрудняютсядать обоснованный ответ) Обсуждают в группах найденное, предлагают комментарии типа: - воля – это не только свобода, это также способность и действие, реализующее что-то для человека; - вдыхать воздух, дышать – помимо физиологического процесса, значит жить чем-либо крайне важным; /.../. Выполняютпредложенные обобщения, частично опираясь на помощь учителя: - скорее всего, автор своей миниатюрой поднимает более острую, чем возможность дышать, проблему, на которую мы вышли в начале урока – проблему настоящего и ложного (подлинного и мнимого) выбора ценностных приоритетов в жизни человека; Дополняют и конкретизируют свои выводы: - Солженицын нам всем даёт понять, что истинный смысл вещей в жизни, их ценность, чаще всего, человек начинает осознавать тогда, когда лишается их, находясь в экстремальной, критической для себя ситуации, иногда на грани жизни и смерти; - такой критической ситуацией для писателя явилась тюрьма, в которой он находился ранее и тяжёлая болезнь, пережитая накануне; - позиция Солженицына созвучна народной пословице: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». | УУД работы с метафорами – использования переносного смысла выражений и речевых оборотов. В основе ООД – освоенный учащимися навык работы со словарём метафор. (Познавательный вид используемогоУУД) УУД обобщения смыслового содержания текста. В основе ООД – предложенный учащимся План соответствующих действий. (Познавательный вид формируемогоУУД) |
тот же | те же | Предлагает для продолжения диалога о жизненных ценностях, их приоритетах, послушать аудиозапись стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого «НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ…», написанного также в 1958 году (включает аудиозапись стихотворения, обращает внимание на его распечатки, лежащие на столах). Предлагает определить, что связываетэто стихотворение с миниатюрой «Дыхание» Солженицына? Напоминаето необходимости не забывать при обобщении про Памятку 2. Одобряетвыводы учащихся. | Слушают аудиозапись стихотворения Заболоцкого. Обсуждаютвпечатления в группах. Отвечают размышляя: - внешне (формально) Солженицын и Заболоцкий говорят о разном: один – о способности человека наслаждаться возможностью вдыхать свежий воздух, а другой – о необходимости учить душу «жить по-человечьи»; - по смыслу (по сути) они говорят об одном и том же: о непростом пути человека к способности «жить по-человечьи», то есть жить настоящими ценностями. | УУД обобщения смыслового содержания текста. В основе ООД – предложенное учащимся правило (план) соответствующих действий. (Познавательный вид формируемогоУУД) | |
7. | Подведение итога урока. Рефлексия. | Логические методы познания и обучения | Предлагает подвести итог обсуждению, обращается к учащимся с вопросами: - что характеризует «путь» к способности «жить по-человечьи» (настоящими ценностями) по Николаю Заболоцкому? - чем отличается «путь» человека к способности «жить по-человечьи», по Заболоцкому и по Солженицыну? Предлагает внести в свои записи выделенные выводы. Обращается к учащимся: мне нравится то, как вы прочли гениальные произведения. Вы молодцы! Добавлю только одно: Видимо не многие из вас знакомы с Библией, но, скорее всего, слышали такую из её заповедей:«Не создавай себе кумиров». Нередко мне приходилось слышать от окружающих возражения относительно её смысла, мол, как можно не создавать себе идеалы. Так вот эта заповедь совсем о другом – она о созвучном вашим выводам: - «НЕ СОЗДАВАТЬ СЕБЕ КУМИРОВ», ЗНАЧИТ НЕ ИДЕАЛЫ ОТВЕРГАТЬ, А НЕ ЗАИМСТВОВАТЬ ИЗВНЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, НЕ НАТРУЖЕННЫЕ СВОЕЙ ПРАКТИКОЙ. - Я не предлагаю вам, как обычно, запомнить и научиться использовать познанное на уроке. К этому вы будете идти ещё долго и каждый своим путём. Но я вижу ваши глаза и уверена, что важные шаги на этом пути вы сегодня сделали. | - у Заболоцкого лексическое значение слов «жить по-человечьи» аналогично значению слов у Солженицына «единственная, но самая дорогая воля»: и то, и другое – есть суть желания и способности человека жить настоящими а не ложными (мнимыми) ценностями; - по Заболоцкому чтобы «жить по-человечьи» душа человека обязана неустанно трудиться (путь к осознанию настоящего открывает неустанный труд над собой, но не для себя: труд души, труд-созидание, но не труд-потребление) - по Солженицыну «пожить» «единственной, но самой дорогой волей» удаётся, когда этой воли «лишает нас тюрьма» (путь к осознанию настоящего открывается через его лишение, попаданием в экстремальные, критические для человека ситуации) ДЕЛАЮТ ОБЩИЙ ВЫВОД: - НАСТОЯЩИЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕК ОБРЕТАЕТ СВОЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (ПРАКТИКОЙ); - МНИМЫЕ ЦЕННОСТИ ЗАИМСТВУЮТСЯ ИЗВНЕ. | УУД обобщения смыслового содержания текста. В основе ООД – предложенное учащимся правило (план) соответствующих действий. (Познавательный вид формируемогоУУД) УУД ориентации в системе жизненных ценностей. В основе ООД – последовательность индуктивных умозаключения, сделанных учащимися совместно с учителем. (Личностный вид используемогоУУД) |
Благодарит ещё раз учащихся за работу, Даёт указания по Д/р | Благодарят учителя за интересный урок |
Приложение 1 к уроку
Дыхание
(из цикла рассказов А.И. Солженицина «Крохотки»).
Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.
Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше.
Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.
Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!
Приложение 2 к уроку.
Николай Заболоцкий
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Приложение 3 к уроку.
Памятка 1
Модель работы читателя с текстом
I. До чтения
Автор. Название. Эпиграф. Прогноз.
II. По ходу чтения
Установка. Внимание к слову. Скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль.
III. После чтения
Понимание. Переработка информации.
Приложение 4 к уроку.
Приложение 5 к уроку.
Памятка 2
План обобщения смыслового содержания текста
- Обратите внимание на возможный символический смысл слов и речевых оборотов текста: единственная воля, вдыхать воздух, дышать, тюрьма, ощущать всею грудью /.../,
- воспользуйтесь словарём (на столах);
- попробуйте на основе символических значений слов текста сделать обобщения, для этого нужно:
1) перейти от привычных (частных) значений слов и оборотов текста перейти к символическим значениям;
2) выделить части текста, обретающие вместе с новыми значениями слов и новый смысл;
3) прочитать заново текст, с учётом обновлённого смысла выделенных частей.
Приложение 2.
Технологическая карта урока
Разработчик:учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 г.о. Самары Жиркова Анастасия Александровна.
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 8.
Тема урока: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Тип урока: Урок закрепления знаний и умений учащихся.
Цель урока:Развитие у школьников УУД самоконтроля в учебной деятельности (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).
Задачи урока:
образовательные:
· завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью (познавательные и регулятивные УУД);
Развивающие:
· обеспечить усвоение учащимися учебных действий поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в расстановке знаков препинания и возможные пунктуационные ошибки в предложениях с прямой речью (в контексте развития соответствующих познавательных УУД);
· обеспечить усвоение учащимися учебных действий (навыков) публичного представления учебного продукта (в контексте развития соответствующих коммуникативных УУД);
воспитательные:
· закрепить навыки нравственно-этического оценивания учащимися ситуаций межличностного взаимодействия при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
· способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).
№ п/п | Этап урока | Методы, реализуемые на этапе | Действия учителя | Действия учащихся | УУД (с указанием вида:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
Оргмоментурока | Метод стимулированияотношений долга и ответственности | Актуализируетпроявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняютнеобходимые действия. Демонстрируютготовность к учебной деятельности. | Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные, личностные). | |
Мотивацияучебной деятельности | Метод стимулированияположительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность | Обращаетсяк учащимся со словами: «Вы знаете о том, что ваши успехи в учёбе обычно связывают с вашими способностями. На самом же деле способности определяют лишь меньшую часть успеха, большую же его часть определяет ваше умение правильно организовать свой труд. Люди, организующие свою работу, владеют специальными приёмами, один из которых – самоконтроль. В учёбе это контроль усвоения знаний по какой-либо области. Сегодня вам предстоит применить этот приём при рассмотрении темы «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Запишите тему в рабочую тетрадь». | Слушают и оцениваютпредложение учителя,определяют смыслпредстоящей работы. | Осознаниеосваиваемого на уроке приёма учебной деятельности как ценности (личностные). | |
Целеполагание | Метод самоопределенияв целях (по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися). | Помогаетсформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы | Определяют, что предстоит: · запомнить алгоритм самоконтроля по изучаемой теме; · уметь осуществлять самоконтроль по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» путём составления тренировочных упражнений (тестов). | Самоопределениев целях учебной деятельности (регулятивные) | |
Повторение опорных знаний | Беседа с учащимися | Предлагает: -вспомнить алгоритм самоконтроля по изучаемой теме любого учебного предмета (см. Приложение 1) - уточнить, при каком условии можно установить трудности употребления каких-либо норм языка. | Описываютпоследовательность действийпри самоконтроле и объясняют особенности их выполнения на выделенных этапах. Определяют в качестве условия выявления трудностей употребления языковых норм – наличие эмпирического материала, охватывающего возможные случаи их проявления | Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям (регулятивные) | |
Углубление и обобщениеимеющихся знаний, умений и навыков по изучаемой теме | Проектный метод | Даёт задание: - рассмотреть лежащие на столах учащихся листочки с предложениями на прямую речь (содержащие возможные случаи её употребления); - установить имеющиеся закономерности проявления сходства и различия в употреблении прямой речи. Предлагает учащимся определить оптимальную форму работы при выполнении задания: индивидуальную или групповую. Сопровождает и контролируетработу каждой группы. При возникновении у учеников затруднений или окончании отведенного на работу лимита времени, даёт подсказку с указанием нужных действий. | Анализируютпредложенныетексты с предложениями на прямую речь. Определяют типичные случаи (типологию) возникновения трудностей употребления прямой речи. Принимаютобоснованное решение-объединитьсяв 4 группы. Составляют в течение 10 минут по 3 тестовых задания на типичные случаи функционирования прямой речи, используя форму Gooogle на диске почтового сервера gmail.com. 1-я группа готовит задания с предложениями, в которых прямая речь предшествует словам автора; 2-я группа – с предложениями, в которых прямая речь после слов автора; 3-я группа – с предложениями, в которых слова автора внутри прямой речи; 4-я группа – предложения без прямой речи. Отправляют готовые тестовые задания на электронную почту учителя ([email protected]) | Поиски выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные, регулятивные). Осознание опыта работы в группе, как ценности. (личностные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных пунктуационных ошибок при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью (регулятивные). Оцениваниеситуаций совместной работы в группе в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные). | |
Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений). | Проблемно-дискуссионный (учащиеся формулируют выделенный ими тип трудности употребления прямой речи и защищают свою версию тестового задания и способа его выполнения) | Предлагаеткомандам: - выбратьдокладчика и в рамках полученного задания, - изложить содержание своего теста, - защитить свою позицию, используя логику доказательства или опровержения исходного тезиса. | Защищаютсвою версию выделенного ими типа трудности употребления прямой речи, содержания тестового задания и способа его выполнения. | Публичное выступлениес презентацией учебного продукта и взаимодействие с аудиторией (коммуникативные). Самоконтроль в форме распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью (регулятивные). | |
Завершающий контроль | Взаимоконтроль | Контролирует ход и время презентации каждого учебного продукта – тестов учащихся, задаёт наводящие вопросы, если учащиеся испытывают затруднения. | Представитель из каждой группы предлагает одноклассникам ответить на 1 вопрос из составленного ими теста. Учащиесяотвечают на вопросы теста, записывая в тетрадь правильные ответы, объясняютрасстановку знаков препинания в предложениях с помощью схем. Составители теста комментируютсвои задания, указывая на возможные ошибки при его выполнении. | Оцениваниеситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правиламилогики,поведения и этики. (коммуникативные, регулятивные) | |
Рефлексия | Беседас учащимися | Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли в ходе составления тестов | Отвечают на вопросы учителя | Оцениваниеситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правиламилогики,поведения и этики. (коммуникативные, регулятивные) |
Приложение 1 к уроку
Алгоритм самоконтроля по изучаемой теме.
1. Выбор объекта контроля.
2. Определение круга понятий, характеризующих объект (явление).
3. Типичные ситуации функционирования явления.
4. Трудные вопросы в использовании этого явления.
5. Выбор готовых тренировочных упражнений по теме или их создание.
Приложение 2 к уроку
Сокращённый вариант коллективного теста «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
Выберите правильный вариант ответа.
1. Какой знак препинания пропущен в предложении? "Лесть и трусость – самые большие пороки" – громко промолвил