Вопрос 4. Основные роли, выполняемые современными менеджерами

Роли, связанные с принятием решений

2. Информационные роли

Межличностные роли

1.Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыс­кивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пре­делами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных про­ектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за рас­пределение всевозможных ресурсов организации. Представляет органи­зацию на всех значительных и важных переговорах.

2. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организа­ции, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных ус­тановок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организа­ции, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

3.Менеджер - символический глава, в обязанности которого входит вы­полнение обычных обязанностей правового или социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подго­товку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети вне­шних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Вопрос 5. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Специфические особенности управленческого труда

Требования, предъявляемые к профессиональным управляющим

1. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет рядспецифических особенностей:

• он представляет собой умственный труд, состоящийиз трех видов де­ятельности: организационно-административной и воспитательной, ана­литической и конструктивной, информационно-технической;

• участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредован­но, через труд других работников;

• предметом труда является информация;

• средством труда - организационная и вычислительная техника;

• результатом труда - управленческое решение.

2.Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специаль­ные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональ­ной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую со­ставляютзнания и умения выполнять профессиональную работу в управ­лении. Они включают:

• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

• информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конку­ренции, динамики спроса на продукцию;

• знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

• способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать рабо­ту предприятия, владение способами повышения эффективности уп­равления;

.умение использовать современную информационную технологию, сред­ства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана соспособностью менеджеров рабо­тать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со сторо­ны других. В данную группу входят:

• высокое чувство долга и преданность делу;

• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

• умение четко выражать свои мысли и убеждать;

• уважительное отношение к людям вне зависимостиот их положения в организационной иерархии;

• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Вопрос 6. Менеджмент - управление, ориентированное на успех (составляющие успеха организации)

  1. Выживание.
  2. Результативность и эффективность

Производительность

Практическая реализация

1. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими намеченных целей. Однако для большинства выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого организациям приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатыва­ют новые виды продукции или услуг для своих потребителей.

2. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи", аэффективность является следствием того, что "пра­вильно создаются эти самые вещи".

3. Эф­фективность можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов (потребляемых ресур­сов) и выходов (выпускаемых продуктов). Относительная эффективность организации выражается производительностью, которая является важным фактором для того, чтобы орга­низация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

4. Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Ус­пешным решением считается такое, которое реализуется практически -превращается в действие - результативно и эффективно.

Вопрос 7. Основные функции менеджмента: планирование, подготовка и принятие управленческого решения

1. Сущность функции планирования

2. Классификация решений, принимаемых организациями

1. Данная функция означает выработку и принятие определенного постанов­ления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управлен­ческое решение.Планирование - это один из способов, с помощью которо­го руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов орга­низации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.

По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:

Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить силь­ные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация.

Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.

Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны де­лать члены организации для достижения поставленных целей.

2. Решение - важнейший компонент на данном этапе. Ввиду того, что решения многообразны, возникает необходимость ихклассификации по следующим критериям:

• длительность действия: долгосрочные, краткосрочные, разовые;

• степень обязательности: носят категорический характер, характер ре­комендаций;

• содержание: экономические, социальные, организационные, научные;

• лицо, принимающее решение: индивидуальные, групповые;

• направление решения: внутрь организации, за ее пределы;

• уровень принятия решения: организация в целом, структурные подразде­ления, функциональные службы, отдельные работники;

• глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые;

• количество целей: одноцелевые, многоцелевые.

Наши рекомендации