Вопрос 4. Основные роли, выполняемые современными менеджерами
Роли, связанные с принятием решений
2. Информационные роли
Межличностные роли
1.Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
2. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
3.Менеджер - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.
Вопрос 5. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
Специфические особенности управленческого труда
Требования, предъявляемые к профессиональным управляющим
1. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет рядспецифических особенностей:
• он представляет собой умственный труд, состоящийиз трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
• участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
• предметом труда является информация;
• средством труда - организационная и вычислительная техника;
• результатом труда - управленческое решение.
2.Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляютзнания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:
• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;
• знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
• способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
.умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований связана соспособностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:
• высокое чувство долга и преданность делу;
• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
• умение четко выражать свои мысли и убеждать;
• уважительное отношение к людям вне зависимостиот их положения в организационной иерархии;
• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
Вопрос 6. Менеджмент - управление, ориентированное на успех (составляющие успеха организации)
- Выживание.
- Результативность и эффективность
Производительность
Практическая реализация
1. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими намеченных целей. Однако для большинства выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого организациям приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.
2. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи", аэффективность является следствием того, что "правильно создаются эти самые вещи".
3. Эффективность можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов (потребляемых ресурсов) и выходов (выпускаемых продуктов). Относительная эффективность организации выражается производительностью, которая является важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.
4. Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически -превращается в действие - результативно и эффективно.
Вопрос 7. Основные функции менеджмента: планирование, подготовка и принятие управленческого решения
1. Сущность функции планирования
2. Классификация решений, принимаемых организациями
1. Данная функция означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение.Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.
По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:
Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация.
Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.
Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.
2. Решение - важнейший компонент на данном этапе. Ввиду того, что решения многообразны, возникает необходимость ихклассификации по следующим критериям:
• длительность действия: долгосрочные, краткосрочные, разовые;
• степень обязательности: носят категорический характер, характер рекомендаций;
• содержание: экономические, социальные, организационные, научные;
• лицо, принимающее решение: индивидуальные, групповые;
• направление решения: внутрь организации, за ее пределы;
• уровень принятия решения: организация в целом, структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники;
• глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые;
• количество целей: одноцелевые, многоцелевые.