Менеджмент- вид деятельности и система управления.

Менеджмент- вид деятельности и система управления.

Менеджмент- по-русски «управление» (в упрощенном понимании) –это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, это область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию, это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент – это самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения. Это дисциплина, вернее междисциплинарная область, которую правильнее назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством.

Менеджмент-это комплексная наука, опирающаяся на эко­номику, философию, историю, общую и производственную психо­логию и социологию и т.д. В качестве основного объ­екта изучения менеджмента выступает человек, объединенный в различные организации. Менеджер - это специалист по принятию решений, несущих ответственность за происходящее в организации в условиях риска и неопределенности конкурентной борьбы, это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.

Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обще­стве группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в XX столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И ни­когда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой лег­костью, пересекая границы стран и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении жизни одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести эффективный менедж­мент, начиналось стремительное развитие.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Природа и состав функций менеджмента.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуется с помощью определенных функций.

Функции- виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив). В функциях проявляется сущ­ность, содержание управления. Функция — это объективная составляющая управления.

Методологические основы менеджмента

Предмет менеджмента — это изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорционально­сти, реальных условий, административной емкости, закономерно­сти ритмичности работ, фронта работ и т. д.

Методология менеджмента — это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для всех наук методы — исторического и логического, анализа и синте­за, материалистической диалектики, конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т. д.

Методы и принципы менеджмента—это правила и способы управления деятельностью организаций. К методам менеджмента относит организационные, административные, экономические и социально-психологические.

Методы менеджмента

Организационные   Административные   Экономические   Социально-психол-е  
проектирование   власть   выгода   моральный климат  
ориентация   принуждение   вознаграждение.   саморегулирование  
регламентация   ответственность ру­ководителя инициатива    
нормирование              

Принципы менеджмента:

Менеджмент- вид деятельности и система управления. - student2.ru

ДИНАМИКА ГРУПП

Группа- относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течении достаточно долгого промежутка времени.

Стиль менеджмента

В манере поведения руководителя всег­да можно выделить определенные стили руководства.

Под стилем руководства можно понимать обычный алгоритм поведения руко­водителя по достижению организацией своих целей, а также набор типичных для него методов мотивации работников.

Обычно в практике управления выделяют три основных стиля руководства: автократческий, демократический и попуститель­ствующий.

Автократический стильруководства исходит от того, что все люди-лодыри, не хотят добросовестно работать, боятся ответствен­ности и мечтают лишь о том, чтобы побольше заработать. Поэтому по отношению к работникам нужно применять жесткие меры воз­действия и контроля, а управленческие решения должны принимать­ся непосредственно самим менеджером.

Демократический стильруководства наоборот предполагает, что все люди являются добросовестными работниками, заинтересо­ванными в своем труде. Поэтому по отношению к персоналу лучше применять не методы наказания, а методы поощрения и вознаграж­дения. т.к. работники- это главная производительная сила любого коллектива.

Демократический стиль руководства делает, в отличие от автократического стиля упор на сознательное вовлечение тру­дящихся в принятие управленческих решений, самоконтроль и развитие у них социальных потребностей высшего уровня (творчество, самовыражение и т.д.).

Попустительствующий(либеральный, анархический) стиль управления характеризуется недооценкой функций единоначальни­ка, склонностью пускать дело на самотек. При этом руководитель может периодически принимать доминирующую в коллективе точку зрения и не вникает в смысл происходящих процессов.

Теория лидерства учитывает личность лидера и характерные черты поведения руководимой им группы. Практиче­ское значение этой теории состоит в том, что нужно учитывать стиль поведения руководителя и ставить его туда, где он будет ра­ботать более эффективно.

Лидер во многом зависит от уровня зрелости своего коллектива, он должен учитывать процес­сы, происходящие внутри его.

Имидж (образ) менеджера

Руководитель должен хорошо разобраться в деле, прежде чем принимать реше­ния и просить других что-то сделать, а также брать на себя всю ответственность за свое решение. Бесполезно ругать подчиненных и искать виноватых, когда возника­ют трудности. Руководитель должен воспитывать в себе такие черты характера, как терпение в чуткость. Нельзя вести себя эгоистично и нечестно по отношению к людям.

Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способнос­тью побуждать людей к полному проявлению их потенциальных возможностей, пре­доставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений.

Получение прибыли не должно занимать первое место в списке задач руководи­теля. На первом месте или одном из первых мест стоит сохранение занятости и улучшение условий труда и жизни работников.

Сегодня руководитель должен уметь создать новый бизнес раньше своих кон­курентов, а не добиваться более высокой эффективности в производстве старой про­дукции.

Руководитель должен быть предельно самостоятельным в принятии главных решений, энергичным, мобилизованным, он должен уметь увязать долгосрочный стратегический план пред­приятия с краткосрочным оперативным планом.

Способность руководителя заключается в предвидении событий и умении быс­тро реагировать на все препятствия. Умение предвидеть ход развития событий и способность выработать соответствующую стратегию являются одним из наиболее необходимых качеств хорошего руководителя. Руководительне должен довольствоваться достигнутым, потому что все меня­ется очень быстро, причем не только в области техники, меняются также восприя­тие мышление, моды, вкусы, интересы. Он должен постоянно искать пути, позво­ляющие ему не отставать от происходящих перемен, иначе эти перемены будут происходить постоянно и их нельзя повернуть назад, замедлить или свести на нет. Надо постоянно учить работников, занятых на производстве, службе маркетинга и сбыта и др. ибо они будут иметь дело с товаром, который имеет новые и неизвестные особенности.

В руководителе должны гармонично сочетаться умение вести финансовые дела с одной стороны, и абсолютное понимание технологических и производственных процессов - с другой. В то же время необходимо знать рынок и его законы. Руководитель должен замечать и внимательно анализи­ровать сильные и слабые стороны своих конкурентов, знать основы бухгалтерии, понимать принципы существования рынка.

Самые преуспевающие руководители нисколько не стесняются спрашивать со­вета у других, когда в этом возникает необходимость. Они не стремятся создать себе образ всезнающего и всемогущего начальника. Обращаться к людям за советом следует по многим причинам. И одна из важнейших состоит в том, что этим вы делаете людям самый большой комплимент.

Важнейшее дело руководителя - умение пробудить у работников энтузиазм. Для этого необходимо справедливо оценивать заслуги тех работников, которые способствуют повышению качества продукции, снижению ее стоимости, соблюдению срока поставки и т.д. Чтобы стимулировать людей, необходимо обра­щаться с ними как с уважаемыми членами предприятия. Должно существовать взаимное уважение.

При приеме на работу управляющий должен дать понять нанимающемуся, что он заинтересован в его успехе, выразить пожелание, чтобы он стал нужным пред­приятию и получал удовлетворение от работы.

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяс­нение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при кото­рых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Знания об управлении позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим раз­рабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука уп­равления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являют­ся законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и де­шевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.

В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития орга­низации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, систе­мы взаимоотношений внутри организации, а также позиции органи­зации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким спосо­бом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Стратегия, помогая продвигаться в сторону конеч­ного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся си­туации. Стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которо­му в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.

Существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства, т.е. компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распре­деления продукции, т.е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себесто­имостью продукции. Маркетинг при данной стратегии не должен быть высоко развит.

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией производства продукции, т.е. фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку даже если цена достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведе­ния НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систе­му маркетинга.

Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на этом рыночном сегменте,т.е.фирма работает на четко определенном сегмен­те, выясняя потребности рынка в определенного типа продукции, стремится к снижению издержек, проводит политику специализации в производст­ве продукта. Фирма должна строить свою деятельность на анализе потребностей клиентов.

Организационные структуры органов управления фирмы: общие понятия.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная со­вокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функциони­рование как единого целого.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участника­ми которого распределены функции и задачи управления. С этой пози­цииорганизационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают коорди­нацию по их выполнению.

Элементами структуры управления являются:

• работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;

• орган управления - группа работников, связанных определенными отно­шениями, состоящая из первичных групп;

• первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Структура управления характеризуется наличием связей между ее эле­ментами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные свя­зи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем воп­росам управления. Функциональные имеют место при подчинении по оп­ределенной группе проблем функциональному руководителю.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы,быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отра­жать функциональное разделение труда и объем полномочий работниковуправления; последние определяются политикой, процедурами, прави­лами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руково­дителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией иуровнем культуры - с другой.

Руководитель

Менеджмент- вид деятельности и система управления. - student2.ru

Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.

В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в наибольшей степени соблюдаетсяпринцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляю­щими несложное производство, при отсутствии широких кооперацион­ных связей между предприятиями.

Преимущества линейной структуры управления:

• единство и четкость распорядительства;

• согласованность действий исполнителей;

• четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;

• быстрота реакции в ответ на прямые указания;

• получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и за­даний, обеспеченных ресурсами;

• личная ответственность руководителя за конечные результаты деятель­ности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:

• высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает воз­можности руководителя по эффективному управлению;

• перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество инфор­мации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;

• тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;

• отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих ре­шений.

Понятие организации

2. формальные и неформальные организации

Жизненный цикл организации

1. Организация - социальная общность, состоящая из группы людей, де­ятельность которых сознательно координируется для достижения об­щей цели или системы целей. Отсюда вытекают требования к организа­ции:

• наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;

• наличие цели, которую принимают как общую все члены группы;

• наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.

2. Приведенное определение справедливо для формальной организации. Су­ществуют неформальные организации, группы, которые возникают спон­танно, и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточ­но регулярно. Образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых.

3. Согласно концепциижизненного цикла организации ее деятельность про­ходит пять основных стадий:

• рождение организации: главная цель заключается в выживании; руковод­ство осуществляется одним лицом; основная задача - выход на рынок;

• детство и юность: главная цель - получение прибыли в ближайшей пер­спективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная за­дача - укрепление позиций и захват рынка; задача в области организа­ции труда - планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

• зрелость: главная цель - систематический сбалансированный рост, фор­мирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области орга­низации труда - разделение и кооперация труда, премирование за ин­дивидуальные результаты;

. старение организации: главная цель - сохранение достигнутых результа­тов; эффект руководства достигается за счет координации действий;

основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим органи­зации труда, участие в прибылях;

• возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении ожив­ления по всем функциям; рост организации достигается за счет спло­ченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, вне­дрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.

Ресурсы

Структура организации

Необходимость управления

I. Любой организации для достижения намеченных целей необходимы ре­сурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной дея­тельности.Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), основной и оборотный капитал, технология и информация. Главная задача организации в области использования ре­сурсов - достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффек­тивности.

2. Организации полностью зависимы от окружающего мира как в отно­шении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Терминвне­шняя среда вбирает в себя экономические условия, потребителей, проф­союзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, технику и технологию.

4. Разделение всей работы на составляющие компоненты между участни­ками трудового процесса- горизонтальное разделение труда. 'Работа рас­пределяется по профессиональному признаку. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют со­бой основные виды деятельности, которые должны быть успешно вы­полнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

5. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы.Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущ­ность управления. Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

• общее руководство - выработка и реализация основных перспективных направлений деятельности организации;

• технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий; рационализация производственных процессов на основе вне­дрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;

• экономическое руководство - стратегическое и оперативное планирова­ние, анализ экономической деятельности организации, организация мар­кетинга, финансовой деятельности, стимулирования труда;

• оперативное управление - составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктаж работников, организа­ция систематического контроля за ходом производственного процесса и его результатами;

• управление персоналом - подбор, расстановка и развитие персонала (че­ловеческого капитала) организации.

5. Все организации независимо от сфер деятельности имеют структуру, которая придает им целостность, способность реализовать свою мис­сию (предназначение).Структура организации - совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Элементы организации получили названия департаментов, управлений, отделов. Структурные подразделения орга­низации представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

6.Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, деятельность всех структурных элементов должна быть скоординирова­на посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Управ­ленческий труд в ходе длительной эволюции выделился в особую кате­горию общественного труда.

Менеджмент как искусство

Менеджмент как наука

1.Менеджмент, рассматриваемый с точки зрения конкретных управленческих действий, - это форма общественной практики людей, посредством ко­торой обеспечивается функционирование и развитие предприятий, реа­лизация стоящих перед ними задач. Высокая степень овладения практи­кой управления предприятиями может оцениваться как искусство.

Пониманиеменеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования науч­ного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают, что управление является скорее искус­ством, которому можно научиться только через опыт и которым в со­вершенстве овладевают люди, имеющие талант. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, методы.

2. На базе практической деятельности по управлению организациями воз­никланаука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накоп­ленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, те­орий, принципов, способов и форм управления.

Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленчес­кого труда, установление связей между причиной и следствием, выяв­ление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказы­вается и более полезным, и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стра­тегию и политику организаций. В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце XIX века.

Межличностные роли

1.Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыс­кивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пре­делами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных про­ектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за рас­пределение всевозможных ресурсов организации. Представляет органи­зацию на всех значительных и важных переговорах.

2. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организа­ции, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных ус­тановок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организа­ции, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

3.Менеджер - символический глава, в обязанности которого входит вы­полнение обычных обязанностей правового или социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подго­товку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети вне­шних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Вопрос 5. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Требования, предъявляемые к профессиональным управляющим

1. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет рядспецифических особенностей:

• он представляет собой умственный труд, состоящийиз трех видов де­ятельности: организационно-административной и воспитательной, ана­литической и конструктивной, информационно-технической;

• участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредован­но, через труд других работников;

• предметом труда является информация;

• средством труда - организационная и вычислительная техника;

• результатом труда - управленческое решение.

2.Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специаль­ные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональ­ной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую со­ставляютзнания и умения выполнять профессиональную работу в управ­лении. Они включают:

• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

• информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конку­ренции, динамики спроса на продукцию;

• знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

• способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать рабо­ту предприятия, владение способами повышения эффективности уп­равления;

.умение использовать современную информационную технологию, сред­ства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана соспособностью менеджеров рабо­тать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со сторо­ны других. В данную группу входят:

• высокое чувство долга и преданность делу;

• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

• умение четко выражать свои мысли и убеждать;

• уважительное отношение к людям вне зависимостиот их положения в организационной иерархии;

• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

Производительность

Практическая реализация

1. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими намеченных целей. Однако для большинства выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого организациям приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатыва­ют новые виды продукции или услуг для своих потребителей.

2. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи", аэффективность является следствием того, что "пра­вильно создаются эти самые вещи".

3. Эф­фективность можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов (потребляемых ресур­сов) и выходов (выпускаемых продуктов). Относительная эффективность организации выражается производительностью, которая является важным фактором для того, чтобы орга­низация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

4. Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Ус­пешным решением считается такое, которое реализуется практически -превращается в действие - результативно и эффективно.

Вопрос 7. Основные функции менеджмента: планирование, подготовка и принятие управленческого решения

1. Сущность функции планирования

2. Классификация решений, принимаемых организациями

1. Данная функция означает выработку и принятие определенного постанов­ления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управлен­ческое решение.Планирование - это один из способов, с помощью которо­го руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов орга­низации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.

По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:

Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить силь­ные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация.

Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.

Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны де­лать члены организации для достижения поставленных целей.

2. Решение - важнейший компонент на данном этапе. Ввиду того, что решения многообразны, возникает необходимость ихклассификации по следующим критериям:

• длительность действия: долгосрочные, краткосрочные, разовые;

• степень обязательности: носят категорический характер, характер ре­комендаций;

• содержание: экономические, социальные, организационные, научные;

• лицо, принимающее решение: индивидуальные, групповые;

• направление решения: внутрь организации, за ее пределы;

• уровень принятия решения: организация в целом, структурные подразде­ления, функциональные службы, отдельные работники;

• глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые;

• количество целей: одноцелевые, многоцелевые.

Сущность функции мотивации

Сущность контроля

Аспекты контроля

Основные виды контроля

Технология контроля

1. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответ­ствия процесса функциониро

Наши рекомендации