Менеджмент- вид деятельности и система управления.
Менеджмент- вид деятельности и система управления.
Менеджмент- по-русски «управление» (в упрощенном понимании) –это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, это область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию, это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент – это самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения. Это дисциплина, вернее междисциплинарная область, которую правильнее назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством.
Менеджмент-это комплексная наука, опирающаяся на экономику, философию, историю, общую и производственную психологию и социологию и т.д. В качестве основного объекта изучения менеджмента выступает человек, объединенный в различные организации. Менеджер - это специалист по принятию решений, несущих ответственность за происходящее в организации в условиях риска и неопределенности конкурентной борьбы, это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.
Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в XX столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы стран и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении жизни одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести эффективный менеджмент, начиналось стремительное развитие.
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Природа и состав функций менеджмента.
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуется с помощью определенных функций.
Функции- виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив). В функциях проявляется сущность, содержание управления. Функция — это объективная составляющая управления.
Методологические основы менеджмента
Предмет менеджмента — это изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной емкости, закономерности ритмичности работ, фронта работ и т. д.
Методология менеджмента — это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для всех наук методы — исторического и логического, анализа и синтеза, материалистической диалектики, конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т. д.
Методы и принципы менеджмента—это правила и способы управления деятельностью организаций. К методам менеджмента относит организационные, административные, экономические и социально-психологические.
Методы менеджмента
Организационные | Административные | Экономические | Социально-психол-е |
проектирование | власть | выгода | моральный климат |
ориентация | принуждение | вознаграждение. | саморегулирование |
регламентация | ответственность руководителя | инициатива | |
нормирование |
Принципы менеджмента:
ДИНАМИКА ГРУПП
Группа- относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течении достаточно долгого промежутка времени.
Стиль менеджмента
В манере поведения руководителя всегда можно выделить определенные стили руководства.
Под стилем руководства можно понимать обычный алгоритм поведения руководителя по достижению организацией своих целей, а также набор типичных для него методов мотивации работников.
Обычно в практике управления выделяют три основных стиля руководства: автократческий, демократический и попустительствующий.
Автократический стильруководства исходит от того, что все люди-лодыри, не хотят добросовестно работать, боятся ответственности и мечтают лишь о том, чтобы побольше заработать. Поэтому по отношению к работникам нужно применять жесткие меры воздействия и контроля, а управленческие решения должны приниматься непосредственно самим менеджером.
Демократический стильруководства наоборот предполагает, что все люди являются добросовестными работниками, заинтересованными в своем труде. Поэтому по отношению к персоналу лучше применять не методы наказания, а методы поощрения и вознаграждения. т.к. работники- это главная производительная сила любого коллектива.
Демократический стиль руководства делает, в отличие от автократического стиля упор на сознательное вовлечение трудящихся в принятие управленческих решений, самоконтроль и развитие у них социальных потребностей высшего уровня (творчество, самовыражение и т.д.).
Попустительствующий(либеральный, анархический) стиль управления характеризуется недооценкой функций единоначальника, склонностью пускать дело на самотек. При этом руководитель может периодически принимать доминирующую в коллективе точку зрения и не вникает в смысл происходящих процессов.
Теория лидерства учитывает личность лидера и характерные черты поведения руководимой им группы. Практическое значение этой теории состоит в том, что нужно учитывать стиль поведения руководителя и ставить его туда, где он будет работать более эффективно.
Лидер во многом зависит от уровня зрелости своего коллектива, он должен учитывать процессы, происходящие внутри его.
Имидж (образ) менеджера
Руководитель должен хорошо разобраться в деле, прежде чем принимать решения и просить других что-то сделать, а также брать на себя всю ответственность за свое решение. Бесполезно ругать подчиненных и искать виноватых, когда возникают трудности. Руководитель должен воспитывать в себе такие черты характера, как терпение в чуткость. Нельзя вести себя эгоистично и нечестно по отношению к людям.
Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей к полному проявлению их потенциальных возможностей, предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений.
Получение прибыли не должно занимать первое место в списке задач руководителя. На первом месте или одном из первых мест стоит сохранение занятости и улучшение условий труда и жизни работников.
Сегодня руководитель должен уметь создать новый бизнес раньше своих конкурентов, а не добиваться более высокой эффективности в производстве старой продукции.
Руководитель должен быть предельно самостоятельным в принятии главных решений, энергичным, мобилизованным, он должен уметь увязать долгосрочный стратегический план предприятия с краткосрочным оперативным планом.
Способность руководителя заключается в предвидении событий и умении быстро реагировать на все препятствия. Умение предвидеть ход развития событий и способность выработать соответствующую стратегию являются одним из наиболее необходимых качеств хорошего руководителя. Руководительне должен довольствоваться достигнутым, потому что все меняется очень быстро, причем не только в области техники, меняются также восприятие мышление, моды, вкусы, интересы. Он должен постоянно искать пути, позволяющие ему не отставать от происходящих перемен, иначе эти перемены будут происходить постоянно и их нельзя повернуть назад, замедлить или свести на нет. Надо постоянно учить работников, занятых на производстве, службе маркетинга и сбыта и др. ибо они будут иметь дело с товаром, который имеет новые и неизвестные особенности.
В руководителе должны гармонично сочетаться умение вести финансовые дела с одной стороны, и абсолютное понимание технологических и производственных процессов - с другой. В то же время необходимо знать рынок и его законы. Руководитель должен замечать и внимательно анализировать сильные и слабые стороны своих конкурентов, знать основы бухгалтерии, понимать принципы существования рынка.
Самые преуспевающие руководители нисколько не стесняются спрашивать совета у других, когда в этом возникает необходимость. Они не стремятся создать себе образ всезнающего и всемогущего начальника. Обращаться к людям за советом следует по многим причинам. И одна из важнейших состоит в том, что этим вы делаете людям самый большой комплимент.
Важнейшее дело руководителя - умение пробудить у работников энтузиазм. Для этого необходимо справедливо оценивать заслуги тех работников, которые способствуют повышению качества продукции, снижению ее стоимости, соблюдению срока поставки и т.д. Чтобы стимулировать людей, необходимо обращаться с ними как с уважаемыми членами предприятия. Должно существовать взаимное уважение.
При приеме на работу управляющий должен дать понять нанимающемуся, что он заинтересован в его успехе, выразить пожелание, чтобы он стал нужным предприятию и получал удовлетворение от работы.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Знания об управлении позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.
Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.
В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации. Стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.
Существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства, т.е. компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т.е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг при данной стратегии не должен быть высоко развит.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией производства продукции, т.е. фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку даже если цена достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на этом рыночном сегменте,т.е.фирма работает на четко определенном сегменте, выясняя потребности рынка в определенного типа продукции, стремится к снижению издержек, проводит политику специализации в производстве продукта. Фирма должна строить свою деятельность на анализе потребностей клиентов.
Организационные структуры органов управления фирмы: общие понятия.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позицииорганизационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.
Элементами структуры управления являются:
• работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;
• орган управления - группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп;
• первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.
Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем вопросам управления. Функциональные имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю.
Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы,быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работниковуправления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией иуровнем культуры - с другой.
Руководитель
Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.
В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в наибольшей степени соблюдаетсяпринцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Преимущества линейной структуры управления:
• единство и четкость распорядительства;
• согласованность действий исполнителей;
• четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
• быстрота реакции в ответ на прямые указания;
• получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
• личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:
• высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;
• перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
• тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;
• отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.
Понятие организации
2. формальные и неформальные организации
Жизненный цикл организации
1. Организация - социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей. Отсюда вытекают требования к организации:
• наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;
• наличие цели, которую принимают как общую все члены группы;
• наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.
2. Приведенное определение справедливо для формальной организации. Существуют неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых.
3. Согласно концепциижизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:
• рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача - выход на рынок;
• детство и юность: главная цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача - укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда - планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;
• зрелость: главная цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, премирование за индивидуальные результаты;
. старение организации: главная цель - сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий;
основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях;
• возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.
Ресурсы
Структура организации
Необходимость управления
I. Любой организации для достижения намеченных целей необходимы ресурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной деятельности.Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), основной и оборотный капитал, технология и информация. Главная задача организации в области использования ресурсов - достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.
2. Организации полностью зависимы от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Терминвнешняя среда вбирает в себя экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, технику и технологию.
4. Разделение всей работы на составляющие компоненты между участниками трудового процесса- горизонтальное разделение труда. 'Работа распределяется по профессиональному признаку. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.
5. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы.Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:
• общее руководство - выработка и реализация основных перспективных направлений деятельности организации;
• технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий; рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;
• экономическое руководство - стратегическое и оперативное планирование, анализ экономической деятельности организации, организация маркетинга, финансовой деятельности, стимулирования труда;
• оперативное управление - составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктаж работников, организация систематического контроля за ходом производственного процесса и его результатами;
• управление персоналом - подбор, расстановка и развитие персонала (человеческого капитала) организации.
5. Все организации независимо от сфер деятельности имеют структуру, которая придает им целостность, способность реализовать свою миссию (предназначение).Структура организации - совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Элементы организации получили названия департаментов, управлений, отделов. Структурные подразделения организации представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.
6.Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, деятельность всех структурных элементов должна быть скоординирована посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Управленческий труд в ходе длительной эволюции выделился в особую категорию общественного труда.
Менеджмент как искусство
Менеджмент как наука
1.Менеджмент, рассматриваемый с точки зрения конкретных управленческих действий, - это форма общественной практики людей, посредством которой обеспечивается функционирование и развитие предприятий, реализация стоящих перед ними задач. Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство.
Пониманиеменеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, методы.
2. На базе практической деятельности по управлению организациями возникланаука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику организаций. В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце XIX века.
Межличностные роли
1.Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
2. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
3.Менеджер - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.
Вопрос 5. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
Требования, предъявляемые к профессиональным управляющим
1. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет рядспецифических особенностей:
• он представляет собой умственный труд, состоящийиз трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
• участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
• предметом труда является информация;
• средством труда - организационная и вычислительная техника;
• результатом труда - управленческое решение.
2.Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляютзнания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:
• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;
• знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
• способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
.умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований связана соспособностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:
• высокое чувство долга и преданность делу;
• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
• умение четко выражать свои мысли и убеждать;
• уважительное отношение к людям вне зависимостиот их положения в организационной иерархии;
• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
Производительность
Практическая реализация
1. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими намеченных целей. Однако для большинства выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого организациям приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.
2. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи", аэффективность является следствием того, что "правильно создаются эти самые вещи".
3. Эффективность можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов (потребляемых ресурсов) и выходов (выпускаемых продуктов). Относительная эффективность организации выражается производительностью, которая является важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.
4. Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически -превращается в действие - результативно и эффективно.
Вопрос 7. Основные функции менеджмента: планирование, подготовка и принятие управленческого решения
1. Сущность функции планирования
2. Классификация решений, принимаемых организациями
1. Данная функция означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение.Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.
По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:
Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация.
Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.
Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.
2. Решение - важнейший компонент на данном этапе. Ввиду того, что решения многообразны, возникает необходимость ихклассификации по следующим критериям:
• длительность действия: долгосрочные, краткосрочные, разовые;
• степень обязательности: носят категорический характер, характер рекомендаций;
• содержание: экономические, социальные, организационные, научные;
• лицо, принимающее решение: индивидуальные, групповые;
• направление решения: внутрь организации, за ее пределы;
• уровень принятия решения: организация в целом, структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники;
• глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые;
• количество целей: одноцелевые, многоцелевые.
Сущность функции мотивации
Сущность контроля
Аспекты контроля
Основные виды контроля
Технология контроля
1. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функциониро