Неисправности карданного вала.
1. Ослабление крепления фланца к валу двигателя или редуктора, из-за выработки отверстий под болты крепления более чем на 0,5 мм.
2. Окружной люфт карданного шарнира и радиальный зазор шлицевого соединения превышают установленные нормы.
3. При обрыве карданного вала трамвай может сойти с рельс, если он упал по ходу движения, при этом может, выбить АВ и будут разные показания на амперметрах.
РЕДУКТОР.
Служит для передачи вращения от двигателя, через карданный вал на колёсную пару, при этом направление вращения меняется на 90 градусов.
Состоит из двух шестерен: одна ведущая, другая ведомая. Ведущая получает вращение от двигателя, а ведомая через зацепление зубьев от ведущей.
Вращения бывают:
- цилиндрические (валы расположены параллельно друг к другу).
- конические (валы расположены перпендикулярно друг к другу).
- червячные (валы скрещиваются в пространстве).
Редуктор находится на колёсной паре. На трамвае марки КТМ 5 – одноступенчатый, конический редуктор. Ведущая шестерня сделана за одно целое с валом и вращается в трёх роликовых подшипниках, они установлены в стакане, один конец стакана крепится к малому кожуху, а другой закрывается крышкой. Через отверстие в крышке выходит конец вала и уплотняется сальником. На конец вала одет фланец, который закрепляется ступичной гайкой и шплинтуется. К фланцу крепится тормозной барабан (БКТ) и фланцевая вилка карданного вала.
Ведомая шестерня состоит из ступицы, напрессованной на ось колёсной пары, к ней с помощью болтов крепится зубчатый венец, который своими зубьями образует зацепление с ведущей шестерней.
Все эти детали закрыты двумя кожухами, которые образуют корпус редуктора. В нём есть заливное и смотровое отверстия. Через заливное отверстие во внутрь заливается смазка.
Принцип действия.
Вращение от двигателя, через карданный вал передаётся на фланец ведущей шестерни. Она начинает вращаться и через зацепление зубьев вращает ведомую шестерню. Вместе с ней вращается ось колёсной пары и трамвай начинает двигаться, при этом смазка разбрызгивается, попадает на шариковые и роликовые подшипники, тем самым один передний смазывается смазкой редуктора, а два дальних нужно смазывать только через маслёнку.
Неисправности редуктора.
1. Просачивание смазки с каплепадением.
2. Наличие посторонних шумов в работе редуктора.
3. Незатянуты и незафиксированны болты и гайки крепления элементов реактивного устройства.
Если произошло заклинивание редуктора, водитель должен попытаться, с помощью переключения реверсивной рукоятки КВ (вперёд и назад) вернуть редуктор в работу. Если не получается, то сообщает центральному диспетчеру и следует его указаниям.
ТОРМОЗА.
Безопасность движения, обеспечивается за счёт быстро действующих тормозов:
Электро-динамический тормоз.
Торможения за счёт двигателя, используется для гашения скорости.
Аварийный электро-динамический тормоз.
Используют для гашения скорости если пропало напряжение в контактной сети.
Барабанно-колодочный тормоз (БКТ).
Используется для остановки вагона и как стояночный тормоз.
БКТ состоит из барабана и колодок. Барабан крепится к фланцу ведущей шестерни, а всё остальное к двум кронштейнам стакана редуктора.
Устройство БКТ.
В нижнем кронштейне есть два отверстия, через них продеты оси с тормозными колодками и закреплены гайками. С внутренней стороны колодок прикреплены тормозные накладки. В верхней части есть выступы, на которые одевается растормаживающая пружина.
В отверстие в верхнем кронштейне продевается ось, на одном конце одевается рычаг и закрепляется гайкой, рычаг через тягу соединён с соленоидом, а на другом конце оси одевается кулачок. По обе стороны от него, на осях одеты две пары рычагов – наружный и внутренний. Наружный роликом упирается в кулачок, а винтом во внутренний рычаг, который через выступ давит на колодки.