Методика развития количественных представлений у дошкольников в период счетной деятельности
(С 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ)
ПЛАН
1.Анализ программных задач.
2.Методика решения каждой задачи:
а)предварительная работа;
б)особенности наглядного материала;
в)методика обучения;
г) этапы усложнения;
д)дидактические игры и упражнения.
Анализ программных задач
1.Познакомить с приемами счета предметов.
2.Познакомить с приемами счета с помощью различных
анализаторов:
а) счет по образцу;
б) счет по названному числу;
в) счет по цифровому изображению;
г) счет на слух;
д) счет на ощупь;
е) счет движений.
3. Показать принцип построения натурального ряда (л±1):
а) образование соседних чисел;
б) сравнение соседних чисел («больше», «меньше»).
4. Научить сравнивать множества на основе счета.
5. Показать абстрактность числа (независимость от качественных признаков предметов и пространственного расположения множества):
а) независимость числа от размеров предметов;
б) Независимость числа от расстояния между предметами;
в) независимость числа от формы расположения предметов;
г) независимость числа от направления количественного счета.
6.Познакомить с порядковым счетом.
7.Познакомить с обратным счетом.
8.Познакомить с цифрами.
Методика обучения счету предметов (задача 1)
Предварительная работа
Работа с множествами, их сравнение способами наложения и приложения подготавливает детей к счетной деятельности, так как им легче сначала научиться устанавливать взаимно однозначные соответствия между предметными множествами, которые видимы и ощутимы (мышление — наглядно-действенное).
Счет — это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами — абстрактным математическим понятием).
Особенности наглядного материала
В начале обучения необходимо использовать множества из объемных одинаковых предметов (до которых легко дотрагиваться), расположенных в ряд (линейно, горизонтально, «слева направо»).
Затем можно использовать множества из разных элементов, картинки, геометрические фигуры и др. и раскладывать их по-разному.
Методика обучения
Счетная деятельность — это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.
Цель счетной деятельности — найти итоговое число, ответить на вопрос «сколько?».
Обучаем ребенка приемам счета предметов по образцу («делай, как я»), сначала отрабатывая выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведется на большом разнообразии наглядного материала. Вне занятий закрепляются и применяются счетные навыки.
Правила счета | Ошибки детей |
1. Называть числительные по порядку, начиная со слова «один» | Называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз» |
2. Дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой (обычно правой) слева направо (ведущее направление в нашем обществе) | Пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды, справа налево и др. |
3. Одному предмету соотносить только одно число | Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением |
4. В конце сделать обобщающий жест и еще раз назвать последнее число («всего пять предметов») | Не выделяют итогового числа («безытоговый счет»),, не могут ответить на вопрос «сколько?» |
Задание студентам:
Укажите возможные ошибки детей.
Замечание:
Эти правила необходимы, чтобы ребенок понял сущность счета, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в чете, а не в правилах).
Этапы усложнения
По мере усвоения ребенком счетной деятельности надо счетные движения «сворачивать». Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу):
• счет без обобщающего жеста;
• дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет;
• счет на расстоянии (движение глаз);
• счет про себя.
После усвоения счета предметов переходим к счету других объектов (изображений, символов, движений, звуков, явлений и др.).
Активизация словаря:
«считай» — назови числительные по порядку;
«посчитай» — ответь на вопрос «сколько всего?»;
«отсчитай» — выдели часть;
«пересчитай» — проверь;
«сосчитай» — вычисли.
Методика обучения счету с помощью различных анализаторов (задача 2)
Предварительная работа
После выработки навыков счета предметов показываем детям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к пониманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.
Задание студентам:
Укажите, при каком счете, какой анализатор преимущественно задействуется.
Анализаторы
Зрительный Тактильный Слуховой Двигательный
Счет по образцу (задача 2-а)
Наглядный материал
• Наборы одинаковых предметов.
• Демонстрационный материал для фланелеграфа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фигуры).
• Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры).
Рис.3 |
• Наборы «Учись считать».
• Карточки с числовыми фигурами сюжетными (рис. 3) и
бессюжетными (например, карточки Лая) (рис. 4).
Методика обучения
I этап
Инструкция дается небольшими порциями, по мере выполнения задания. Результат проговаривается с помощью воспитателя.
Схема:
—Что это?
—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько □?
—Посчитай,
—Сколько …?
—Отсчитай столько …, сколько….
—Сколько отсчитал □?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
II этап
Инструкция дается целиком, в последовательности выполнения задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя.
Схема:
— Посчитай, сколько …, и отсчитай столько же ….
—Сколько отсчитал □?
—Почему столько?
—По скольку □ и □?
III этап
Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о выполнении (анализирует).
Схема:
—Отсчитай столько О, сколько у меня П.
—Расскажи, что у тебя получилось и почему так.
Усложнения
1.Увеличиваем количество от 1 до 10.
2.От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).
3. Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)
4. Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами ---- образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)
5. Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов)
6. Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше.
Дидактические игры
«Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вращается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей.);
флажков».); |
«Поручения». («Принеси столько
«Магазин». (Числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет.)