Когда мы останавливаемся и просто смотрим — сколько бы времени это ни заняло, — препятствие ВСЕГДА открывает в себе проход.
Нахождение решения
ВЫ наверняка оказывались в ситуациях, когда на вас наваливались сразу несколько срочных и неотложных дел — вы буквально разрывались, не знали, что делать и с чего начинать. Мысли в такие моменты теснятся и путаются, а голова готова лопнуть от напряжения. Это потому, что выстараетесь решить проблемы. Стараясь, вы напрягаетесь, и это напряжение еще больше усиливает хаос в мыслях.
Если вы попали в похожую ситуацию, остановитесь и сядьте в медитацию. Это похоже на то, как если бы вы принялись изучать нагромождение камней на тропинке. Вы смотрите и смотрите, и, наконец, перед глазами начинает прорисовываться путь, появляются едва заметные выступы и расщелинки, закоторые можно зацепиться при подъеме.
Расслабьтесь и начинайте смотреть на свои мысли и проблемы. Позвольте мыслям роиться в хаосе, позвольте проблемам давить, тесниться, требовать немедленного решения. Позвольте внутренней панике быть. Позвольте! И смотрите! И переживайте чувства, которые поднимаются, отпуская их.
Если где-то возникает страх, что вы не успеете, что потерпите поражение, просто сидите и чувствуйте, переживайте его. Возможно, именно он и создал хаос внутри вас. Переживайте его, отпуская. Можете максимизировать его, задав себе вопрос: «А что будет, если я никогда не справлюсь с этим?» И переживайте страх, отпуская.
Если вы разрешите себе посидеть так некоторое время (на одни решения нужны минуты, на другие — часы, а есть и такие, на которые уходят годы, но чаще всего требуется примерно двадцать минут), то скоро увидите, как мыслеформы начинают расходиться и упорядочиваться, а проблемы выстраиваются в какой-то одним им известный порядок. Вы увидите, как в этом хаосе начинает брезжить решение. Наконец, в некий момент мыслеформы выстроятся в определенной последовательности и путь ясно встанет у вас перед глазами.
Хаос всегда приводит к порядку, а порядок всегда превращается в хаос.
Дзадзэн
Существует еще одна классическая позиция для медитации — когда вы сидите на собственных ногах (см. рис. 2).
По-японски она называетсядзадзэн. Очень удобная позиция, но единственный ее недостаток заключается в том, что в ней быстро затекают ноги. Если вы дадите себе труд сидеть в ней время от времени по несколько минут, ноги постепенно привыкнут и вы сможете оценить эту позицию по достоинству.
Вы можете разгрузить ноги, если подберете себе подушку или изготовите валик такой величины, чтобы можно было сесть на него верхом. Следите за тем, чтобы позвоночник был прямой и расслабленный.
В дзадзэн женщины держат колени вместе, а мужчины — на расстоянии примерно двадцати сантиметров. Обратите внимание, что большой палец правой ноги помещается поверх большого пальца левой ноги.
Рис. 2
Напряжение — расслабление
В человеке существует бесчисленное множество напряжений. Они создаются травмами, блоками и страхами, которые в нем присутствуют, и теми желаниями, которые в нем возникают. Эти напряжения тела посылают в мозг непрерывные импульсы, создавая там непрекращающийся гул. Добавьте сюда бесчисленные мысли, которые постоянно роятся в голове нормального человека, — и картину сумасшедшего дома, в котором вы живете, можно считать завершенной.
О том, как навести порядок в этом сумасшедшем доме, мы уже говорили — надо просто сидеть, ничего не делая и никуда не стремясь. Любое ваше усилие, любое старание достичь чего-то, получить результат порождает в теле дополнительные напряжения. Таким образом, проблема остается жить в вашем теле.
В начале работы над собой вы, конечно, избавитесь от кое-каких грубых блоков и соответствующих им напряжений в теле, но по мере вашего продвижения вперед избавляться от них будет все труднее — пока вы полностью не зайдете в тупик. Именно с этого момента и начнется настоящая работа над собой.
Каждое напряжение в теле, с которым вы будете встречаться — от простого до самого замысловатого и изощренного, — заставит вас искать соответствующее ему расслабление. Каждое напряжение в теле заставит вас искать путь его приятия и смирения перед ним.