Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления.
Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 528 с.
ISBN 5-89123-528-5 (НОРМА)
ISBN 5-16-000608-7 (ИНФРА • М)
В книге действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессора В. И. Кнорринга впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории, но и искусства воздействия на любой социум: общество, производственный коллектив, семью, личность. Сформулированы принципы управления как теоретической основы государственного и производственного управления, методы искусства управления личностью и коллективом.
На фоне многих переведенных за последние годы книг иностранных авторов по проблемам управления, безусловно полезных и интересных, но отражающих далекий от нашей российской действительности зарубежный опыт, учебник В. И. Кнорринга посвящен формированию русской модели управления, отвечающей специфике экономического развития нашей страны.
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей академий и системы повышения квалификации по специальностям "Теоретические основы управления", "Управление персоналом", "Менеджмент", "Маркетинг" и по другим смежным дисциплинам.
ISBN 5-89123-528-5 (НОРМА) © В. И. Кнорринг, 2001
ISBN 5-16-000608-7 (ИНФРА • М) © Издательство НОРМА, 2001
Оглавление
Вступительная статья
Вместо предисловия
Часть I Методологические основы управления
Глава 1. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России
1.1. Развал системы управления — основная причина политического и экономического кризиса в России
1.2. Новые требования к управлению
1.3. Порочность дилетантских методов в управлении
1.4. Некоторые терминологические тонкости
Вопросы для самопроверки
Глава 2. Характерные особенности теории и практики управления
2.1. Управление — наука и искусство
2.2. Особая сложность и актуальность теории и практики управления
2.3. Управление как система
2.4. Кибернетика
2.5. Государственное и региональное управление
Вопросы для самопроверки
Глава 3. Функции управления производством
3.1. Основные функции управления
3.2. Организация управления
3.3. Планирование
3.4. Мотивация и стимулирование труда
3.5. Контроль и учет
3.6. Маркетинг как функция управления
Вопросы для самопроверки
Глава 4. Организация и технология маркетинга
4.1. Сущность и цели маркетинговой деятельности
4.2. Товар и рынок
4.3. Рыночное ценообразование
4.4. Организация и каналы сбыта продукции
4.5. Реклама и стимулирование сбыта
4.6. Международный маркетинг
Вопросы для самопроверки
Часть II Технология, технические средства и структура управления
Глава 5. Технология управления
5.1. Стратегия и тактика управления
5.2. Информационное обеспечение управления
5.3. Технические средства управления, обработки и передачи информации
Вопросы для самопроверки
Глава 6. Организационные структуры управления производством
6.1. Роль организационных структур в управлении
6.2. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления
Вопросы для самопроверки
Часть III Эволюция и достижения мировой управленческой мысли
Глава 7. Современные теории управления
7.1.Эволюция управления как науки
7.2.Этапы развития теории и практики управления в XX веке
7.3.Школа человеческих отношений
7.4.Теория X и теория Y
7.5.Метод исследования операций
7.6. Теория систем
7.7. Метод анализа ситуаций
7.8. Теория и практика управления в СССР
Вопросы для самопроверки
Глава 8. Теоретические основы управления — принципы управления
8.1. Объективность и универсальность принципов управления
8.2. Принцип цели
8.3. Принцип правовой защищенности управленческого решения
8.4. Принцип оптимизации управления
8.5.Принцип делегирования полномочий
8.6. Принцип соответствия
8.7. Принцип автоматического замещения отсутствующего
8.8. Принцип первого руководителя
8.9. Принцип одноразового ввода информации
8.10.Принцип новых задач
8.11.Принцип повышения квалификации
8.12.Принцип "монтера Мечникова"
Вопросы для самопроверки
Часть IV Социально-психологические аспекты управления