Цель и задачи курсового проектирования.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Кафедра “Управление и информатика в технических системах“

В.Б. ДАВЫДЮК

Утверждено

редакционно-издательским

советом университета

Методические указания к курсовому проектированию

по дисциплине

«ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ»

для студентов 3 курса специальности

«УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА В ТЕХНИЧЕСКИХ

СИСТЕМАХ»

МОСКВА – 2005

УДК 378:62-52

Д-13

ДАВЫДЮК В.Б. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Технические средства автоматизации и управления». - М.: МИИТ. 2005, - с.

В методических указаниях приведены краткие сведения по проектированию логико-командных регуляторов управления электродвигателями, используемых в качестве исполнительных механизмов в системах автоматизации и управления техническими объектами и технологическими процессами. В приложении приводятся типы и технические характеристики пуско-регулирующей аппаратуры.

© Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2005

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

В системах автоматизации и управления техническими объектами и техническими процессами находят применение различные датчики, измерительные и преобразующие устройства, усилители, исполнительные механизмы, контролирующие приборы и т.п.

Излагаемые в дисциплине «Технические средства автоматизации и управления» принципы построения, конструктивные особенности, параметры, характеристики перечисленных технических средств позволят студентам обоснованно использовать их при проведении инженерных расчетов при проектировании отдельных комплексов и систем управления технологическими процессами.

В проекте поставлена задача разработки схемы логико-командных регуляторов управления электроприводами постоянного и переменного тока.

В результате выполнения курсового проекта студент должен приобрести знания по основам теории и методам расчета электропривода, принципам автоматического регулирования координат (скорости, тока, момента, положения), построения принципиальных схем логико-командных регуляторов.

ТЕМЫ И РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

3.1. При построении механических и регулированных характеристик двигателя независимого возбуждения следует использовать уравнение «вход-выход» двигателя:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , (1)

где цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru (в системе единиц СИ)

р, N, 2а – соответственно число пар полюсов, общее число проводников обмотки якоря, число параллельных ветвей обмотки;

Uя - напряжение якоря, Мд – вращающий электромагнитный момент, Rяц - активное сопротивление якорной цепи, которое следует рассчитывать с учетом нагрева обмотки по формуле:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru (2)

где Rд.п. – сопротивление дополнительных полюсов

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru =1,32 температурный коэффициент приведения сопротивления к расчетной температуре: цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru .

3.2. Для построения пусковой механической характеристики двигателя независимого возбуждения определяют максимальное значение пускового момента, исходя из перегрузочной способности по току ( цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ):

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru (3)

Минимальное значение пускового момента Мп min , подбирают так, чтобы пуск двигателя происходил в (3÷4) ступени (рис.1). Рассчитывают сопротивление ступеней пускового реостата графо-аналитическим методом (рис.1) Определяют номинальное сопротивление двигателя

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru . (4)

Этому сопротивлению соответствует отрезок адна рис. 1. Сопротивление ступеней реостата определяют из соотношений:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru . Полное сопротивление пускового реостата: цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru .

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Рис. 1. Пусковые характеристики двигателя независимого возбуждения.

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Рис. 2. Зависимость момента цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru и скоростицель и задачи курсового проектирования. - student2.ruот тока i якоря двигателя последовательного возбуждения в относительных единицах: цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru .

3.3. Для линеаризованной зависимости между потоком и током якоря и неучете насыщения магнитной системы уравнения «вход-выход» двигателя последовательного возбуждения имеет вид:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru (5)

По уравнению (5) следует построить естественную механическую (ЕМ) и регулировочную характеристику двигателя последовательного возбуждения, которые дают лишь общее представление взаимосвязи между скоростью, моментом и напряжением.

Реальные естественную (ЕМ) и реостатную механические характеристики можно построить с помощью универсальных характеристик в относительных единицах, приведенных на рис. 1 для заданных в табл. 2 типов двигателей, используя уравнение «вход-выход» в относительных единицах:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , (6)

где цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru (см. (2) и (4)); цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ;

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - значение скорости на естественной характеристике ЕМ;

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - сопротивление обмотки возбуждения;

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - сопротивление реостата.

Механические характеристики в режиме динамического торможения построить для схемы с независимым возбуждением, включив обмотку возбуждения через добавочное сопротивление, величину которого следует рассчитать, при номинальном напряжении питания.

3.4. Пусковую механическую характеристику двигателя последовательного возбуждения следует строить – графо-аналитическим способом (рис.3). Число ступеней пускового реостата должно быть равно (3÷4). Максимальное значение пускового момента выбирают, исходя из допустимой перегрузочной способности двигателя:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru (7)

где цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - коэффициент перегрузки по току.

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Рис. 3. Пусковые характеристики двигателя последовательного возбуждения.

Минимальное значение пускового момента цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru подбирают графически. В начале строят естественную механическую характеристику ЕМ (рис.3). Для момента цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru по ЕМ характеристике находят скорость цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru и откладывают тg влево от оси ординат на расстоянии, равном в соответствии с выбранным масштабом внутреннему сопротивлению двигателя: цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru По оси абсцисс влево откладывают отрезок цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , соответствующий в том же масштабе сопротивлению цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru и проводят линию аg.

Задаваясь несколькими значениями минимального пускового момента

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , строят линию mh. Отрезок 0m в масштабе равен сопротивлению цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru . Построив ломанную линию a b c d e f g ( пунктир), получают пусковую характеристику двигателя. Отрезки bc, de, fg в масштабе соответствуют сопротивлениям реостата цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru .

3.5. Для выполнения задания по п.п. 2.3.1., 2.3.2. следует использовать известные соотношения [1,2] для 3-х фазных асинхронных двигателей:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - формула Клосса; (8)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - скорость вращения ротора; (9)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - номинальное скольжение; (10)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - скорость вращения магнитного поля; (11)

p – число пар полюсов обмотки статора; (12)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - максимальный (критический) момент; (13)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - критическое скольжение; (14)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - реактивное сопротивление короткого замыкания;

(15)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - номинальное сопротивление ротора; (16)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - активное сопротивление обмотки статора; (17)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - приведенные активное и реактивное сопротивление обмотки ротора; (18)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - коэффициент трансформации; (19)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - номинальный момент двигателя. (20)

Построение механических характеристик двигателя цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru провести по точкам скольжение S изменять в пределах от 0 до 1 с дискретностью 0,1. Результаты вычислений по соотношению (8) свести в таблицу. При пониженном напряжении питания следует пересчитать значение момента в нескольких точках: цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , где цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - значение момента на ЕМ характеристике при номинальном напряжении. По полученным данным в тех же осях построить механическую характеристику двигателя.

3.6. Построение пусковой механической характеристики двигателя и расчет сопротивлений пускового реостата следует выполнить графоаналитическим способом (рис.4)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Рис. 4 Пусковая механическая характеристика асинхронного двигателя

Максимальный пусковой момент цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru принять равным (0,8 ÷ 0,9) цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru . Построив естественную механическую характеристику (ЕМ), через точки цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru и цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru провести перпендикуляры соответственно к оси абсцисс и ординат. Задаваясь несколькими значениями цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , построить линию переключения bд и kg, параллельно оси ординат. Через точки а и b провести прямую at. Т. t является центром, из которого исходят прямые tc, te, tд. Отрезки gh, ef, cd являются участками реостатных механических характеристик двигателя. Сопротивления пускового реостата определяют из следующих соотношений: цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ; цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru - полное сопротивление пускового реостата. Для найденных сопротивлений в тех же осях построить искусственные механические характеристики в диапазоне скольжений от 0 до 1. Расчетные данные привести в таблице.

3.7. Расчет и построение разгонной пусковой характеристики (п.п. 2.1.5 и 2.2.4) проводится с помощью уравнений динамики для двигателей постоянного тока:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

где цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , - суммарные значения индуктивности и активного сопротивления контура якоря при пуске двигателя.

При этом предполагается при пуске двигателя неизменными напряжение U, момент сопротивления цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru и магнитный поток цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru .

При расчете разгонной пусковой характеристики 3-х фазного асинхронного двигателя инерционностью электромагнитных процессов в обмотках статора и ротора пренебречь. В этом случае динамика асинхронного привода описывается уравнением (2.2), где зависимость момента от скорости в зоне пуска (рис. 4) считается линейной функцией вида:

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru (23)

Зависимости (21)÷(23) позволяют определить полное время разгона до установившейся скорости ( цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru ) и время торможения до полной остановки при динамическом торможении двигателей независимого и последовательного возбуждения, а также торможение противовключением асинхронного двигателя.

3.8. Принципиальная схема ЛКР должна обеспечивать следующие режимы работы двигателей:

- автоматический пуск и торможение;

- изменение направления вращения;

- задание постоянства скорости при номинальном моменте: цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru , цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru .

Следует также предусмотреть защиту схемы от короткого замыкания и перегрузок по току (моменту).

В схеме должны быть обозначены все элементы, приведена спецификация и дано описание ее работы.

В приложении приведены различные типы и характеристики пуско-регулирующей аппаратуры [3]: командоаппараты, командоконтроллеры, кнопки, выключатели, переключатели, трехполюсные рубильники, плавкие вставки предохранителей, контакторы, магнитные пускатели, автоматические выключатели, реле тока и напряжения, реле – контакторы, реле автоматики, реле времени, герконы.

ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Пояснительная записка оформляется на листах формата А4. Материал разделяется на разделы и подразделы, имеющие порядковые номера. Все страницы записки, включая рисунки и таблицы нумеруются. Номер страницы проставляется вверху посередине. Формулы и расчетные соотношения нумеруют, проставляя номер с правой стороны в круглых скобках. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулы и расчетные соотношения, расшифровывают, начиная с новой строки после слова «где».

Все расчеты выполняются в международной системе единиц измерения (СИ). Условные графические и буквенные обозначения в схеме должны соответствовать требованиям ГОСТ.

На титульном листе пояснительной записки указывается:

- наименование университета и кафедры;

- тема курсового проекта;

- номер варианта;

- фамилия и инициалы студента;

- внизу – дата выполнения работы.

Следующая после титульного листа страница должна содержать исходные данные и задание на курсовой проект.

В конце пояснительной записки приводится список использованной литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Серии ПМЕ и ПАЕ

Тип пускателя Тип теплового реле для защиты от перегрузок Наибольшая мощность управляемого электродвигателя, кВт, при напряжении, В
открытого исполнения защищенного исполнения
ПМЕ-112 ПМЕ-122 ТРН-10 1,2
ПМЕ-212 ПМЕ-222 ТРН-25 5,5
ПМЕ-312 ПМЕ-322 ТРН-40
ПАЕ-412 ПАЕ-422 ТРП-60
ПАЕ-512 ПАЕ-522 ТРП-150
ПАЕ-612 ПАЕ-622 ТРП-60

Таблица П.8

Серии ПМА

Тип пускателя Тип теплового реле Среднее значение тока теплового элемента, А Номиналь- ный ток, А, при 380 В Предельная мощность электродвигателя, кВт, при напряжении, В
ПМА-3000 РТТ-2П 12,5;16;20;25;32;40 18,5 -
ПМА-4000 РТТ-2П 40;50;63; 80 18,5
ПМА-5000 РТТ-3П 50;63;80; 100
ПМА-6000 РТТ-2П 80;100; 125;160

Таблица П.9

Переменного тока

Тип Наименование Число полюсов Допусти-мая частота включе-ний, 1/ч Напряже-ние втягиваю-щей катушки, В
Ток, А Напряже-ние, В
КТ6000 100,160,250,400, 630, 1000 380 и 660 2,3,4,5 127-380
КТ7000 100, 160 380 и 660 2,3,4,5 127,220, 380
КДТ121 <500 -
КТВ 75,150,300, 600 220 и 380 2,3,4,5 - -

П2. Реле автоматики обеспечивают измерение, контроль электрических и неэлектрических величин, сигнализацию о состоянии системы, счет числа дискретных электрических и неэлектрических величин.

В некоторых случаях реле выполняют двойную функцию – коммутации сильноточных цепей и управление (защита) этими цепями. Такие реле называют реле-контакторы. Данные о реле-контакторах приведены в таблице П.10

Таблица П.10

Реле-контактакторы

Тип Число кон-такторов Номинальное напряжение, В Длительный ток контак-тов, А Допустимая частота срабатываний ч-1
постоян-ное переменное
ПЭ-20 4р+4з - 12-240 -
ПЭ-21 4-8 12-220 12-380
ПЭ-23 3з-3р 12-110 12-240
РП-23 12-220 - - -
РП-41, РП-42 8, 4 12-220 - -
ЭП-41В 3-6 - 36-500
РП-8, РП-9 РП-11,РП-12 7,7. 1,3 24-220 24-220 - -
РПМ-0 4-12 - 12-500
МКУ-48с 2-6 12-220 24-380
МКУ-48г 2-8 12-220 24-380

Примечание: р – размыкающие, з – замыкающие контакты.

Таблица П.11

Реле тока и напряжения

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Реле автоматики объединяют широкий класс электромагнитных и электромеханических реле, включая шаговые искатели, реле угловой скорости, счетно-шаговые реле и т.д. Данные о некоторых типах реле автоматики приведены в таблице П.12.

В таблице П.13. приведены данные о некоторых реле времени.

Таблица П.12.

Реле автоматики

Наименование Тип реле Номинальное напряжение или ток срабатывания
Реле импульсной сигнализации РИС-ЭЗМ РИС-Э2М-02 220 В =18; 60; 220В
Реле сигнальные РУ-21 =0,01-4 А (токовые) =12;48;220В (напряжение)
Сигнальные устройства ЭС-41 От 0,01 до 0,5 В
Блоки сигнальных реле СЭ-2 От 0,01 до 1А
Реле счетно-импульсное Е-531 220 и 380 В
Реле счетно-шаговое Е-526 127; 220 и 380 В
Реле обрыва фаз Е-511 380 В
Реле счета импульса РСИ-1 РСИ-2 380 В =220 В
Шаговые искатели ШИ-25 ШИ-50 =24; 48; 60 В
Реверсивные шаговые искатели РШИ-25 =90 В; 127; 220; 380 В
Реле угловой скорости РС-2М 220 В

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Данные о выпускаемых промышленностью герконах и реле, на основе их использования приведены в таблицах П.14, П.15.

Таблица П.14

Технические данные герконов

Тип Размер баллона, мм Максима-льная комму-тируемая мощность, ВТ Максимальная комму-тируемый ток, А Максималь-ное комму-тируемое напряжение, В Время срабатыва-ния, мс Время отпускания мс
КЭМ-1 54х50 0,5 3.0 0,8
КЭМ-2 3х20 7,5 0,25 1.0 0,3
КЭМ-3 4х18 7,5 1,0 1.5 2,3
КЭМ-6 4,1х36 0,2 2.0 0,5
МК-10-3 2,3х10,5 0,6 0,03 0.8 0,3
МК-16-3 2,8х16 0,3 0,01 1.0 0,5
МК-27-3 3,8х16 0,3 1.5 2,3
МК-27-М 4х28 1,0 0,01 2.0 1,5
МУК-1А-1 3х21,5 0,05 2.0 0,3
МК-52-3В 5,4х53 - 3.0 2,0
МК-27-П 5х53 10-12 0,2 2.0 3,5
КЭМ-4 - 10.0 8,0

Таблица П.15

Реле на герконах

Параметры РЭС42 на одном КЭМ-2 РЭС43 на двух КЭМ-2 РЭС на трех КЭМ-3
Рабочее напряжение, В
Напряжение срабатывания, В 6,5 5,5 5,5 11,5 14,0 6.0 6.0 15,0 13,5
Напряжение отпускания, В 1,2 3,0 1,0 1,0 2,0 2,5 1.0 1.0 2,5 2,0
Время срабатывания/время отпускания (при работе одной обмотки),мс 1/0,3 1/0,3 1/0,3 1/0,3 1/0,3 1/0,3
Сопротивление обмотки, Ом
Число витков обмотки

Рекомендуемая литература

1. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода М.: Энергоиздат, 1981

2. Подлипенский В.С., Сабинин Ю.А., Юрчук Л.Ю. Элементы устройства автоматики. С-П.: Политехника, 1995

3. Алиев Н.Н. Справочник по электротехнике и электрооборудованию. М.: Высшая школа, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи курсового проектирования............................... 3

2. Темы и рабочее задание для курсового проектирования.... 3

3. Рекомендации для выполнения отдельных разделов курсового проектирования............................................................................................................... 12

4. Оформление пояснительной записки......................................... 21

5. Приложение....................................................................................... 22

6. Рекомендуемая литература.......................................................... 35

Учебно-методическое издание

Давыдюк Вячеслав Борисович

Методические указания к курсовому проекту «Технические средства автоматизации и управления»

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Подписано в печать Формат Тираж 100 экз.

Усл. печ. л. Заказ изд.№ Цена -

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

127994, Москва, ул. Образцова, 15

Типография МИИТа

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

цель и задачи курсового проектирования. - student2.ru

Кафедра “Управление и информатика в технических системах“

В.Б. ДАВЫДЮК

Утверждено

редакционно-издательским

советом университета

Методические указания к курсовому проектированию

по дисциплине

«ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ»

для студентов 3 курса специальности

«УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА В ТЕХНИЧЕСКИХ

СИСТЕМАХ»

МОСКВА – 2005

УДК 378:62-52

Д-13

ДАВЫДЮК В.Б. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Технические средства автоматизации и управления». - М.: МИИТ. 2005, - с.

В методических указаниях приведены краткие сведения по проектированию логико-командных регуляторов управления электродвигателями, используемых в качестве исполнительных механизмов в системах автоматизации и управления техническими объектами и технологическими процессами. В приложении приводятся типы и технические характеристики пуско-регулирующей аппаратуры.

© Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2005

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

В системах автоматизации и управления техническими объектами и техническими процессами находят применение различные датчики, измерительные и преобразующие устройства, усилители, исполнительные механизмы, контролирующие приборы и т.п.

Излагаемые в дисциплине «Технические средства автоматизации и управления» принципы построения, конструктивные особенности, параметры, характеристики перечисленных технических средств позволят студентам обоснованно использовать их при проведении инженерных расчетов при проектировании отдельных комплексов и систем управления технологическими процессами.

В проекте поставлена задача разработки схемы логико-командных регуляторов управления электроприводами постоянного и переменного тока.

В результате выполнения курсового проекта студент должен приобрести знания по основам теории и методам расчета электропривода, принципам автоматического регулирования координат (скорости, тока, момента, положения), построения принципиальных схем логико-командных регуляторов.

ТЕМЫ И РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Наши рекомендации