Цель и задачи курсового проектирования.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
Кафедра “Управление и информатика в технических системах“
В.Б. ДАВЫДЮК
Утверждено
редакционно-издательским
советом университета
Методические указания к курсовому проектированию
по дисциплине
«ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ»
для студентов 3 курса специальности
«УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА В ТЕХНИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ»
МОСКВА – 2005
УДК 378:62-52
Д-13
ДАВЫДЮК В.Б. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Технические средства автоматизации и управления». - М.: МИИТ. 2005, - с.
В методических указаниях приведены краткие сведения по проектированию логико-командных регуляторов управления электродвигателями, используемых в качестве исполнительных механизмов в системах автоматизации и управления техническими объектами и технологическими процессами. В приложении приводятся типы и технические характеристики пуско-регулирующей аппаратуры.
© Московский государственный
университет путей сообщения
(МИИТ), 2005
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
В системах автоматизации и управления техническими объектами и техническими процессами находят применение различные датчики, измерительные и преобразующие устройства, усилители, исполнительные механизмы, контролирующие приборы и т.п.
Излагаемые в дисциплине «Технические средства автоматизации и управления» принципы построения, конструктивные особенности, параметры, характеристики перечисленных технических средств позволят студентам обоснованно использовать их при проведении инженерных расчетов при проектировании отдельных комплексов и систем управления технологическими процессами.
В проекте поставлена задача разработки схемы логико-командных регуляторов управления электроприводами постоянного и переменного тока.
В результате выполнения курсового проекта студент должен приобрести знания по основам теории и методам расчета электропривода, принципам автоматического регулирования координат (скорости, тока, момента, положения), построения принципиальных схем логико-командных регуляторов.
ТЕМЫ И РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
3.1. При построении механических и регулированных характеристик двигателя независимого возбуждения следует использовать уравнение «вход-выход» двигателя:
, (1)
где (в системе единиц СИ)
р, N, 2а – соответственно число пар полюсов, общее число проводников обмотки якоря, число параллельных ветвей обмотки;
Uя - напряжение якоря, Мд – вращающий электромагнитный момент, Rяц - активное сопротивление якорной цепи, которое следует рассчитывать с учетом нагрева обмотки по формуле:
(2)
где Rд.п. – сопротивление дополнительных полюсов
=1,32 температурный коэффициент приведения сопротивления к расчетной температуре: .
3.2. Для построения пусковой механической характеристики двигателя независимого возбуждения определяют максимальное значение пускового момента, исходя из перегрузочной способности по току ( ):
(3)
Минимальное значение пускового момента Мп min , подбирают так, чтобы пуск двигателя происходил в (3÷4) ступени (рис.1). Рассчитывают сопротивление ступеней пускового реостата графо-аналитическим методом (рис.1) Определяют номинальное сопротивление двигателя
. (4)
Этому сопротивлению соответствует отрезок адна рис. 1. Сопротивление ступеней реостата определяют из соотношений:
; ; ; . Полное сопротивление пускового реостата: .
Рис. 1. Пусковые характеристики двигателя независимого возбуждения.
Рис. 2. Зависимость момента и скоростиот тока i якоря двигателя последовательного возбуждения в относительных единицах: ; ; ; .
3.3. Для линеаризованной зависимости между потоком и током якоря и неучете насыщения магнитной системы уравнения «вход-выход» двигателя последовательного возбуждения имеет вид:
(5)
По уравнению (5) следует построить естественную механическую (ЕМ) и регулировочную характеристику двигателя последовательного возбуждения, которые дают лишь общее представление взаимосвязи между скоростью, моментом и напряжением.
Реальные естественную (ЕМ) и реостатную механические характеристики можно построить с помощью универсальных характеристик в относительных единицах, приведенных на рис. 1 для заданных в табл. 2 типов двигателей, используя уравнение «вход-выход» в относительных единицах:
, (6)
где (см. (2) и (4)); ; ; ; ;
- значение скорости на естественной характеристике ЕМ;
- сопротивление обмотки возбуждения;
- сопротивление реостата.
Механические характеристики в режиме динамического торможения построить для схемы с независимым возбуждением, включив обмотку возбуждения через добавочное сопротивление, величину которого следует рассчитать, при номинальном напряжении питания.
3.4. Пусковую механическую характеристику двигателя последовательного возбуждения следует строить – графо-аналитическим способом (рис.3). Число ступеней пускового реостата должно быть равно (3÷4). Максимальное значение пускового момента выбирают, исходя из допустимой перегрузочной способности двигателя:
(7)
где - коэффициент перегрузки по току.
Рис. 3. Пусковые характеристики двигателя последовательного возбуждения.
Минимальное значение пускового момента подбирают графически. В начале строят естественную механическую характеристику ЕМ (рис.3). Для момента по ЕМ характеристике находят скорость и откладывают тg влево от оси ординат на расстоянии, равном в соответствии с выбранным масштабом внутреннему сопротивлению двигателя: По оси абсцисс влево откладывают отрезок , соответствующий в том же масштабе сопротивлению и проводят линию аg.
Задаваясь несколькими значениями минимального пускового момента
, строят линию mh. Отрезок 0m в масштабе равен сопротивлению . Построив ломанную линию a b c d e f g ( пунктир), получают пусковую характеристику двигателя. Отрезки bc, de, fg в масштабе соответствуют сопротивлениям реостата , , .
3.5. Для выполнения задания по п.п. 2.3.1., 2.3.2. следует использовать известные соотношения [1,2] для 3-х фазных асинхронных двигателей:
- формула Клосса; (8)
- скорость вращения ротора; (9)
- номинальное скольжение; (10)
- скорость вращения магнитного поля; (11)
p – число пар полюсов обмотки статора; (12)
- максимальный (критический) момент; (13)
- критическое скольжение; (14)
- реактивное сопротивление короткого замыкания;
(15)
- номинальное сопротивление ротора; (16)
- активное сопротивление обмотки статора; (17)
- приведенные активное и реактивное сопротивление обмотки ротора; (18)
- коэффициент трансформации; (19)
- номинальный момент двигателя. (20)
Построение механических характеристик двигателя провести по точкам скольжение S изменять в пределах от 0 до 1 с дискретностью 0,1. Результаты вычислений по соотношению (8) свести в таблицу. При пониженном напряжении питания следует пересчитать значение момента в нескольких точках: , где - значение момента на ЕМ характеристике при номинальном напряжении. По полученным данным в тех же осях построить механическую характеристику двигателя.
3.6. Построение пусковой механической характеристики двигателя и расчет сопротивлений пускового реостата следует выполнить графоаналитическим способом (рис.4)
Рис. 4 Пусковая механическая характеристика асинхронного двигателя
Максимальный пусковой момент принять равным (0,8 ÷ 0,9) . Построив естественную механическую характеристику (ЕМ), через точки и провести перпендикуляры соответственно к оси абсцисс и ординат. Задаваясь несколькими значениями , построить линию переключения bд и kg, параллельно оси ординат. Через точки а и b провести прямую at. Т. t является центром, из которого исходят прямые tc, te, tд. Отрезки gh, ef, cd являются участками реостатных механических характеристик двигателя. Сопротивления пускового реостата определяют из следующих соотношений: ; ; ; - полное сопротивление пускового реостата. Для найденных сопротивлений в тех же осях построить искусственные механические характеристики в диапазоне скольжений от 0 до 1. Расчетные данные привести в таблице.
3.7. Расчет и построение разгонной пусковой характеристики (п.п. 2.1.5 и 2.2.4) проводится с помощью уравнений динамики для двигателей постоянного тока:
где , - суммарные значения индуктивности и активного сопротивления контура якоря при пуске двигателя.
При этом предполагается при пуске двигателя неизменными напряжение U, момент сопротивления и магнитный поток .
При расчете разгонной пусковой характеристики 3-х фазного асинхронного двигателя инерционностью электромагнитных процессов в обмотках статора и ротора пренебречь. В этом случае динамика асинхронного привода описывается уравнением (2.2), где зависимость момента от скорости в зоне пуска (рис. 4) считается линейной функцией вида:
(23)
Зависимости (21)÷(23) позволяют определить полное время разгона до установившейся скорости ( ) и время торможения до полной остановки при динамическом торможении двигателей независимого и последовательного возбуждения, а также торможение противовключением асинхронного двигателя.
3.8. Принципиальная схема ЛКР должна обеспечивать следующие режимы работы двигателей:
- автоматический пуск и торможение;
- изменение направления вращения;
- задание постоянства скорости при номинальном моменте: , , , .
Следует также предусмотреть защиту схемы от короткого замыкания и перегрузок по току (моменту).
В схеме должны быть обозначены все элементы, приведена спецификация и дано описание ее работы.
В приложении приведены различные типы и характеристики пуско-регулирующей аппаратуры [3]: командоаппараты, командоконтроллеры, кнопки, выключатели, переключатели, трехполюсные рубильники, плавкие вставки предохранителей, контакторы, магнитные пускатели, автоматические выключатели, реле тока и напряжения, реле – контакторы, реле автоматики, реле времени, герконы.
ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Пояснительная записка оформляется на листах формата А4. Материал разделяется на разделы и подразделы, имеющие порядковые номера. Все страницы записки, включая рисунки и таблицы нумеруются. Номер страницы проставляется вверху посередине. Формулы и расчетные соотношения нумеруют, проставляя номер с правой стороны в круглых скобках. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулы и расчетные соотношения, расшифровывают, начиная с новой строки после слова «где».
Все расчеты выполняются в международной системе единиц измерения (СИ). Условные графические и буквенные обозначения в схеме должны соответствовать требованиям ГОСТ.
На титульном листе пояснительной записки указывается:
- наименование университета и кафедры;
- тема курсового проекта;
- номер варианта;
- фамилия и инициалы студента;
- внизу – дата выполнения работы.
Следующая после титульного листа страница должна содержать исходные данные и задание на курсовой проект.
В конце пояснительной записки приводится список использованной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Серии ПМЕ и ПАЕ
Тип пускателя | Тип теплового реле для защиты от перегрузок | Наибольшая мощность управляемого электродвигателя, кВт, при напряжении, В | ||
открытого исполнения | защищенного исполнения | |||
ПМЕ-112 | ПМЕ-122 | ТРН-10 | 1,2 | |
ПМЕ-212 | ПМЕ-222 | ТРН-25 | 5,5 | |
ПМЕ-312 | ПМЕ-322 | ТРН-40 | ||
ПАЕ-412 | ПАЕ-422 | ТРП-60 | ||
ПАЕ-512 | ПАЕ-522 | ТРП-150 | ||
ПАЕ-612 | ПАЕ-622 | ТРП-60 |
Таблица П.8
Серии ПМА
Тип пускателя | Тип теплового реле | Среднее значение тока теплового элемента, А | Номиналь- ный ток, А, при 380 В | Предельная мощность электродвигателя, кВт, при напряжении, В | |||
ПМА-3000 | РТТ-2П | 12,5;16;20;25;32;40 | 18,5 | - | |||
ПМА-4000 | РТТ-2П | 40;50;63; 80 | 18,5 | ||||
ПМА-5000 | РТТ-3П | 50;63;80; 100 | |||||
ПМА-6000 | РТТ-2П | 80;100; 125;160 |
Таблица П.9
Переменного тока
Тип | Наименование | Число полюсов | Допусти-мая частота включе-ний, 1/ч | Напряже-ние втягиваю-щей катушки, В | |
Ток, А | Напряже-ние, В | ||||
КТ6000 | 100,160,250,400, 630, 1000 | 380 и 660 | 2,3,4,5 | 127-380 | |
КТ7000 | 100, 160 | 380 и 660 | 2,3,4,5 | 127,220, 380 | |
КДТ121 | <500 | - | |||
КТВ | 75,150,300, 600 | 220 и 380 | 2,3,4,5 | - | - |
П2. Реле автоматики обеспечивают измерение, контроль электрических и неэлектрических величин, сигнализацию о состоянии системы, счет числа дискретных электрических и неэлектрических величин.
В некоторых случаях реле выполняют двойную функцию – коммутации сильноточных цепей и управление (защита) этими цепями. Такие реле называют реле-контакторы. Данные о реле-контакторах приведены в таблице П.10
Таблица П.10
Реле-контактакторы
Тип | Число кон-такторов | Номинальное напряжение, В | Длительный ток контак-тов, А | Допустимая частота срабатываний ч-1 | |
постоян-ное | переменное | ||||
ПЭ-20 | 4р+4з | - | 12-240 | - | |
ПЭ-21 | 4-8 | 12-220 | 12-380 | ||
ПЭ-23 | 3з-3р | 12-110 | 12-240 | ||
РП-23 | 12-220 | - | - | - | |
РП-41, РП-42 | 8, 4 | 12-220 | - | - | |
ЭП-41В | 3-6 | - | 36-500 | ||
РП-8, РП-9 РП-11,РП-12 | 7,7. 1,3 | 24-220 | 24-220 | - | - |
РПМ-0 | 4-12 | - | 12-500 | ||
МКУ-48с | 2-6 | 12-220 | 24-380 | ||
МКУ-48г | 2-8 | 12-220 | 24-380 |
Примечание: р – размыкающие, з – замыкающие контакты.
Таблица П.11
Реле тока и напряжения
Реле автоматики объединяют широкий класс электромагнитных и электромеханических реле, включая шаговые искатели, реле угловой скорости, счетно-шаговые реле и т.д. Данные о некоторых типах реле автоматики приведены в таблице П.12.
В таблице П.13. приведены данные о некоторых реле времени.
Таблица П.12.
Реле автоматики
Наименование | Тип реле | Номинальное напряжение или ток срабатывания |
Реле импульсной сигнализации | РИС-ЭЗМ РИС-Э2М-02 | 220 В =18; 60; 220В |
Реле сигнальные | РУ-21 | =0,01-4 А (токовые) =12;48;220В (напряжение) |
Сигнальные устройства | ЭС-41 | От 0,01 до 0,5 В |
Блоки сигнальных реле | СЭ-2 | От 0,01 до 1А |
Реле счетно-импульсное | Е-531 | 220 и 380 В |
Реле счетно-шаговое | Е-526 | 127; 220 и 380 В |
Реле обрыва фаз | Е-511 | 380 В |
Реле счета импульса | РСИ-1 РСИ-2 | 380 В =220 В |
Шаговые искатели | ШИ-25 ШИ-50 | =24; 48; 60 В |
Реверсивные шаговые искатели | РШИ-25 | =90 В; 127; 220; 380 В |
Реле угловой скорости | РС-2М | 220 В |
Данные о выпускаемых промышленностью герконах и реле, на основе их использования приведены в таблицах П.14, П.15.
Таблица П.14
Технические данные герконов
Тип | Размер баллона, мм | Максима-льная комму-тируемая мощность, ВТ | Максимальная комму-тируемый ток, А | Максималь-ное комму-тируемое напряжение, В | Время срабатыва-ния, мс | Время отпускания мс |
КЭМ-1 | 54х50 | 0,5 | 3.0 | 0,8 | ||
КЭМ-2 | 3х20 | 7,5 | 0,25 | 1.0 | 0,3 | |
КЭМ-3 | 4х18 | 7,5 | 1,0 | 1.5 | 2,3 | |
КЭМ-6 | 4,1х36 | 0,2 | 2.0 | 0,5 | ||
МК-10-3 | 2,3х10,5 | 0,6 | 0,03 | 0.8 | 0,3 | |
МК-16-3 | 2,8х16 | 0,3 | 0,01 | 1.0 | 0,5 | |
МК-27-3 | 3,8х16 | 0,3 | 1.5 | 2,3 | ||
МК-27-М | 4х28 | 1,0 | 0,01 | 2.0 | 1,5 | |
МУК-1А-1 | 3х21,5 | 0,05 | 2.0 | 0,3 | ||
МК-52-3В | 5,4х53 | - | 3.0 | 2,0 | ||
МК-27-П | 5х53 | 10-12 | 0,2 | 2.0 | 3,5 | |
КЭМ-4 | - | 10.0 | 8,0 |
Таблица П.15
Реле на герконах
Параметры | РЭС42 на одном КЭМ-2 | РЭС43 на двух КЭМ-2 | РЭС на трех КЭМ-3 | |||
Рабочее напряжение, В | ||||||
Напряжение срабатывания, В | 6,5 | 5,5 5,5 | 11,5 14,0 | 6.0 6.0 | 15,0 13,5 | |
Напряжение отпускания, В | 1,2 | 3,0 | 1,0 1,0 | 2,0 2,5 | 1.0 1.0 | 2,5 2,0 |
Время срабатывания/время отпускания (при работе одной обмотки),мс | 1/0,3 | 1/0,3 | 1/0,3 | 1/0,3 | 1/0,3 | 1/0,3 |
Сопротивление обмотки, Ом | ||||||
Число витков обмотки |
Рекомендуемая литература
1. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода М.: Энергоиздат, 1981
2. Подлипенский В.С., Сабинин Ю.А., Юрчук Л.Ю. Элементы устройства автоматики. С-П.: Политехника, 1995
3. Алиев Н.Н. Справочник по электротехнике и электрооборудованию. М.: Высшая школа, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи курсового проектирования............................... 3
2. Темы и рабочее задание для курсового проектирования.... 3
3. Рекомендации для выполнения отдельных разделов курсового проектирования............................................................................................................... 12
4. Оформление пояснительной записки......................................... 21
5. Приложение....................................................................................... 22
6. Рекомендуемая литература.......................................................... 35
Учебно-методическое издание
Давыдюк Вячеслав Борисович
Методические указания к курсовому проекту «Технические средства автоматизации и управления»
Подписано в печать Формат Тираж 100 экз.
Усл. печ. л. Заказ изд.№ Цена -
127994, Москва, ул. Образцова, 15
Типография МИИТа
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
Кафедра “Управление и информатика в технических системах“
В.Б. ДАВЫДЮК
Утверждено
редакционно-издательским
советом университета
Методические указания к курсовому проектированию
по дисциплине
«ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ»
для студентов 3 курса специальности
«УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА В ТЕХНИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ»
МОСКВА – 2005
УДК 378:62-52
Д-13
ДАВЫДЮК В.Б. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Технические средства автоматизации и управления». - М.: МИИТ. 2005, - с.
В методических указаниях приведены краткие сведения по проектированию логико-командных регуляторов управления электродвигателями, используемых в качестве исполнительных механизмов в системах автоматизации и управления техническими объектами и технологическими процессами. В приложении приводятся типы и технические характеристики пуско-регулирующей аппаратуры.
© Московский государственный
университет путей сообщения
(МИИТ), 2005
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
В системах автоматизации и управления техническими объектами и техническими процессами находят применение различные датчики, измерительные и преобразующие устройства, усилители, исполнительные механизмы, контролирующие приборы и т.п.
Излагаемые в дисциплине «Технические средства автоматизации и управления» принципы построения, конструктивные особенности, параметры, характеристики перечисленных технических средств позволят студентам обоснованно использовать их при проведении инженерных расчетов при проектировании отдельных комплексов и систем управления технологическими процессами.
В проекте поставлена задача разработки схемы логико-командных регуляторов управления электроприводами постоянного и переменного тока.
В результате выполнения курсового проекта студент должен приобрести знания по основам теории и методам расчета электропривода, принципам автоматического регулирования координат (скорости, тока, момента, положения), построения принципиальных схем логико-командных регуляторов.
ТЕМЫ И РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.