Меры возможности и необходимости

Следующие неравенства непосредственно вытекают из аксиомы монотонности (7.2) и характеризуют объединение Меры возможности и необходимости - student2.ru или пересечение Меры возможности и необходимости - student2.ru событий:

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.4)

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.5)

Предельным случаем мер неопределенности оказываются функции множества Меры возможности и необходимости - student2.ru

такие,

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.6)

Они называются мерами возможности по Заде [12-17]. Если условие (7.6) справедливо для любой пары непересекающихся множеств Меры возможности и необходимости - student2.ru , то оно справедливо и для любой пары множеств (событий).

Пусть Меры возможности и необходимости - student2.ru достоверное событие. Легко определить функцию Меры возможности и необходимости - student2.ru со значениями из Меры возможности и необходимости - student2.ru , удовлетворяющую условию (7.6):

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.7)

Ясно, что в данном контексте Меры возможности и необходимости - student2.ru означает, что событие Меры возможности и необходимости - student2.ru возможно.

Это наводит на мысль о связи мер возможности с теорией ошибок. В частности, если Меры возможности и необходимости - student2.ru два противоположных события ( Меры возможности и необходимости - student2.ru есть дополнение Меры возможности и необходимости - student2.ru в Меры возможности и необходимости - student2.ru ), то имеем

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.8)

Утверждение, что события Меры возможности и необходимости - student2.ru и Меры возможности и необходимости - student2.ru одинаково возможны, соответствует случаю полного незнания, когда событие Меры возможности и необходимости - student2.ru столь же ожидаемо, что и противоположное событие.

Наконец, условие (7.6) согласуется с представлением о возможности на уровне здравого смысла: для того чтобы реализовать Меры возможности и необходимости - student2.ru , достаточно реализовать самый

«легкий» вариант из этих двух (наименее дорогостоящий), [103].

Когда множество Меры возможности и необходимости - student2.ru конечно, то всякую меру возможности Меры возможности и необходимости - student2.ru можно определить по ее значениям на одноточечных подмножествах Меры возможности и необходимости - student2.ru :

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.9)

где Меры возможности и необходимости - student2.ru Меры возможности и необходимости - student2.ru есть отображение из Меры возможности и необходимости - student2.ru в Меры возможности и необходимости - student2.ru , называемое функцией распределения возможностей. Оно является нормальным в смысле

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.10)

поскольку Меры возможности и необходимости - student2.ru

Когда множество Меры возможности и необходимости - student2.ru бесконечно, то не гарантировано существование функции распределения возможностей. Соответствующее распределение становится распределением возможности лишь тогда, когда аксиома (7.6) расширяется на случай бесконечных объединений событий [97]. В прикладных задачах можно всегда исходить из функции распределения возможностей и строить меру возможности Меры возможности и необходимости - student2.ru с помощью формулы (7.9). В наиболее общем случае меры возможности не удовлетворяют аксиоме непрерывности (7.3) для убывающих последовательностейвложенных множеств. Другой граничный случай мер неопределенности получается при достижении равенства в формуле (7.5). При этом определяется класс функций множества, называемых мерами необходимости и обозначаемых Меры возможности и необходимости - student2.ru , которые удовлетворяют аксиоме, двойственной аксиоме (7.6):

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.11)

Легко построить функцию Меры возможности и необходимости - student2.ru со значениями в {0,1}, исходя из информации о достоверном событии и полагая

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.12)

Здесь Меры возможности и необходимости - student2.ru означает, что Меры возможности и необходимости - student2.ru - достоверное событие (с необходимостью истинное).

Более того, легко видеть, что функция множества Меры возможности и необходимости - student2.ru удовлетворяет аксиоме (7.11) тогда, и только тогда, когда функция Меры возможности и необходимости - student2.ru , определяемая в виде

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.13)

является мерой возможности. Формулы (7.12) и (7.13) поясняют название «меры необходимости» для функции Меры возможности и необходимости - student2.ru [97]. Формула (7.13) есть численное выражение отношения двойственности между модальностями «возможно» и «необходимо» (в модальной логике), постулирующее, что некоторое событие необходимо, когда противоположное событие невозможно. Это отношение двойственности означает, что всегда можно построить функцию распределения необходимости исходя из функции распределения возможностис помощью формулы

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.14)

Меры необходимости удовлетворяют соотношению

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.15)

которое исключает одновременную необходимость двух противоположных событий. С помощью (7.13) и (7.15) (или (7.8)) нетрудно проверить, что

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.16)

Данное условие отвечает интуитивно представлению о том, что, прежде чем быть необходимым, событие должно быть возможным. К тому же имеются более сильные утверждения, чем аксиома (7.16):

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.17)

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.18)

Возможность и вероятность

Когда имеется информация о появлении событий в форме измеренных частот элементарных событий, полученная мера неопределенности естественным образом удовлетворяет аксиоме аддитивности

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.19)

т.е. становится вероятностной мерой, [97] которая, конечно, является монотонной в смысле условия (7.2). Формула (7.19) – вероятностный эквивалент аксиом (7.6) и (7.11).

Условие, эквивалентное условиям (7.9) и (7.14), для конечного случая записывается в виде

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.20)

где Меры возможности и необходимости - student2.ru

Условие нормировки Меры возможности и необходимости - student2.ru является аналогом условия (7.10). Общая черта вероятностных мер, мер возможности и необходимости заключается в том, что все они могут характеризоваться некоторыми распределениями на элементах универсального множества.

Здесь аналогом соотношений (7.8) и (7.15) является хорошо известное соотношение

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.21)

в то время, как из (7.8) и (7.15), следуют лишь неравенства

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.22)

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.23)

Из этих соотношений видно одно из главных различий между возможностью и вероятностью. Вероятность некоторого события полностью определяет вероятность противоположного события. Возможность (или необходимость) некоторого события и возможность (необходимость) противоположного ему события связаны слабее; в частности, для того, чтобы охарактеризовать неопределенность по отношению к событию Меры возможности и необходимости - student2.ru , требуется два числа Меры возможности и необходимости - student2.ru и Меры возможности и необходимости - student2.ru , удовлетворяющие условию (7.17) или (7.18).

Когда моделируется субъективное суждение, кажется естественным стремление не устанавливатьжесткой связи между показателями, свидетельствующими в пользу некоторого события (степень необходимости), и показателями, свидетельствующими против него (степень возможности). В этой ситуации понятие вероятности оказывается менее гибким, чем понятие меры возможности.

Даже когда сохраняется требование аддитивности, можно построить меры возможности и необходимости, если не требовать дополнительно, чтобы значения вероятностей (распределение p) относились к элементарным событиям. Точнее, пусть Меры возможности и необходимости - student2.ru непустые, попарно различные подмножества Меры возможности и необходимости - student2.ru (предполагаемого конечным), с соответствующими значениями вероятности Меры возможности и необходимости - student2.ru такими, что

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.24)

и Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.25)

Величина Меры возможности и необходимости - student2.ru понимается как значение вероятности совокупности элементарных событий, составляющих Меры возможности и необходимости - student2.ru , причем здесь не оговаривается распределение величины

Меры возможности и необходимости - student2.ru по элементарным событиям. Подмножества Меры возможности и необходимости - student2.ru называются «фокальными элементами» и могут отражать неточность наблюдений. В этой ситуации вероятность события Меры возможности и необходимости - student2.ru можно охарактеризовать лишь неточно как величину, содержащуюся в интервале Меры возможности и необходимости - student2.ru с границами

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.26)

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.27)

Значение Меры возможности и необходимости - student2.ru вычисляется по всем фокальным элементам, которые делают необходимым появление события Меры возможности и необходимости - student2.ru (или влекут за собой событие Меры возможности и необходимости - student2.ru ). Значение Меры возможности и необходимости - student2.ru получается при рассмотрении всех фокальных элементов, которые делают возможным появление события Меры возможности и необходимости - student2.ru . Отметим, что имеется отношение двойственности между Меры возможности и необходимости - student2.ru и Меры возможности и необходимости - student2.ru :

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.28)

Доказано (Шейфер [24]), что функция Меры возможности и необходимости - student2.ru (соответственно Меры возможности и необходимости - student2.ru ) удовлетворяют аксиоме (7.6) (соответственно (7.11)), т.е. является мерой возможности (соответственно необходимости) тогда и только тогда, когда фокальные элементы образуют последовательность вложенных множеств. А именно если Меры возможности и необходимости - student2.ru то функция распределения возможностей Меры возможности и необходимости - student2.ru , связанная с Меры возможности и необходимости - student2.ru и Меры возможности и необходимости - student2.ru , определяется в виде

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.29)

Ясно, что если, наоборот, фокальные элементы являются элементарными (а значит, несовместными) событиями, то Меры возможности и необходимости - student2.ru т.е. снова возвращаемся к вероятностной мере.

Если схематично представить базу знаний с помощью множества фокальных элементов, которые являются составляющими «значение» в наборе, описывающем информационную единицу, то легко понять, что вероятностные меры [17], естественным образом синтезируют базу точных и дифференцированных знаний, тогда как меры возможности [97], суть отражение неточных, но связных (т.е. подтверждающих друг друга) знаний. Отметим, что функции возможности в этом смысле более естественны для представления чувства неуверенности: от субъекта не ждут слишком точной информации, но желают услышать по возможности наиболее связную речь. Зато точные, но флуктуирующие, данные чаще всего получают из наблюдений физического явления.

Несомненно, в базе знаний будет содержаться информация, которая в общем случае не сведется ни к точной, ни к полностью согласованной информации. Вероятность, с одной стороны, и пара «возможность-необходимость» - с другой соответствуют двум крайним, а значит, идеальным ситуациям.

Формулы (7.26) и (7.27) позволяют считать, что функция распределения возможностей определяет класс вероятностных мер Р, такой, что

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.30)

Это позволяет строго определить понятие математического ожидания в рамках мер возможности. Если f- функция, определенная на Меры возможности и необходимости - student2.ru и принимающая значения из множества действительных чисел Меры возможности и необходимости - student2.ru , то верхние и нижние математические ожидания f, обозначаемые Меры возможности и необходимости - student2.ru соответственно, определяются с помощью интегралов Лебега-Стилтьеса (Демпстер [23]):

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.31)

Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.32)

Названия верхних и нижних математических ожиданий оправдываются тождествами

Меры возможности и необходимости - student2.ru Меры возможности и необходимости - student2.ru (7.33)

Эти соотношения были получены Демпстером для случая, когда множество Меры возможности и необходимости - student2.ru

конечно; более общий случай описан в данной работе.

Наши рекомендации