Разыгрывание последовательности значений дискретной случайной величины
Пусть, например, перед нами поставлена задача получить ряд значений дискретной случайной величины X с распределением
где – возможные значения случайной величины Х, расположенные в убывающем порядке; – вероятности этих значений,
Для решения этой задачи представим себе (см. пример в начале главы), что единичный квадрат, площадь которого So=l, разделен на k площадок, размеры которых S1, S2,…, Skзаданы в долях единицы и равны соответственно вероятностям p1, p2, ..., pk. Выберем в единичном квадрате N случайных, равномерно распределенных точек, каждая из которых задана координатами (х, у), представляющими собой значения случайных величин X и Y, равномерно распределенных в интервале от 0 до 1.
Если i-я точка (i = 1, 2, ..., N) попала в какую-то j-ю площадку, то будем считать, что мы получили значение X, равное , т. е. хi = ξ j. Если i+1 -я точка попала в какую-то ζ - ю площадку, то будем считать, что мы получили значение X, равное ξ j , т. е. хi+1 = ξ j. И так далее.
В пределе при достаточно большом N распределение полученных значений X (х1, х2,… , xn) будет сходиться по вероятности к заданному распределению. Это с очевидностью следует из того, что вследствие равномерного распределения случайных точек в площади единичного квадрата число попаданий в каждую площадку при N → ∞ со будет определяться ее размерами, в свою очередь равными вероятности j-го значения случайной величины.
В данном случае двумерные координаты (х, у) использовались только для уяснения аналогии и общности алгоритма метода Монте-Карло при решении различных задач. Вообще же для решения задачи розыгрыша дискретной случайной величины достаточно иметь одну числовую ось.
Подготовка к розыгрышу при этом заключается в том, что на числовой оси У (рис. 9.2) откладывается интервал от 0 до 1, ( ), который разбивается, начиная от нуля, на k интервалов длиной, равной соответственно p1, p2, . . ., pk. Полученные интервалы нумеруются цифрами j= 1, 2, 3, . .., k.
Сам розыгрыш заключается в следующем. Каким-либо способом, например из таблицы случайных чисел, равномерно распределенных(см.
Рисунок 9.2. Вероятности значений случайной величины на числовой оси
разд. 9.4) в интервале от 0 до 1, последовательно считываются значения ai. (i = 1, 2, ... , N) . Затем на оси У определяется в какой интервал на оси У попадает заданное значение точки, то есть где уj = ai.
Если точка аi попадает в интервал с номером j, то считается, что данное значение хi = ξ j., и т. д.
Разыгрывание дискретной случайной величины, состоящее из множества испытаний, обычно производится на ЭВМ. При этом значения случайной величины а могут быть получены различными путями (см. разд. 9.4).
Пусть распределение разыгрываемой случайной величины задано в памяти машины в виде табл. 9.1.
Таблица 9.1
Распределение дискретной случайной величины
Значения X | ζ 1 | ζ 2 | … | ζ i | … | ζ к |
Вероятность значений | p1 | p2 | … | pi | … | pk |
Обеспеченность | P1 | P2 | … | Pi | … | Pk |
В этой таблице i — порядковый номер значений случайной величины X; — значения случайной величины, расположенные в убывающем порядке; рi — вероятность значений ; — обеспеченность значений .
Разыгрывание производится по следующей схеме (рис. 9.3). Задается номер члена ряда (i=1, 2, ..., п). Затем по таблице случайных чисел находится ai, дальше aj сравнивается со значениями обеспеченности Рj (j= 1, 2, . ..,..., k— 1) и если , то i-му члену моделируемого ряда присваивается значение . Затем проверяется i = n, и если равенство выполняется, т. е. получены все п значений, то розыгрыш прекращается, если нет, то i увеличивается на 1 и весь расчет, начиная со 2-го оператора (см. рис. 9.3), повторяется.
Привести в порядок рисунок
Рис. 9.3. Блок-схема розыгрыша ряда значений дискретной случайной величины.