Симплекс-метод с естественным базисом

Для применения этого метода задача линейного программирования должна быть сформулирована в канонической форме, причем матрица системы уравнений должна содержать единичную подматрицу размерностью Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru . В этом случае очевиден начальный опорный план (неотрицательное базисное решение).

Для определенности предположим, что первые т векторов матрицы системы составляют единичную матрицу. Тогда очевиден первоначальный опорный план: Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru .

Проверка на оптимальность опорного плана проходит с помощью критерия оптимальности, переход к другому опорному плану — с помощью преобразований Жордана-Гаусса и с использованием критерия оптимальности.

Полученный опорный план снова проверяется на оптимальность и т.д. Процесс заканчивается за конечное число шагов, причем на последнем шаге либо выявляется неразрешимость задачи (конечного оптимума нет), либо получаются оптимальный опорный план и соответствующее ему оптимальное значение целевой функции.

Признак оптимальности заключается в следующих двух теоремах.

Теорема 1. Если для некоторого вектора, не входящего в базис, выполняется условие:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , где Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

то можно получить новый опорный план, для которого значение целевой функции будет больше исходного; при этом могут быть два случая:

1. если все координаты вектора, подлежащего вводу в базис, неположительны, то задача линейного программирования не имеет решения;

2. если имеется хотя бы одна положительная координата у вектора, подлежащего вводу в базис, то можно получить новый опорный план.

Теорема 2. Если для всех векторов выполняется условие Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , то полученный план является оптимальным.

На основании признака оптимальности в базис вводится вектор Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru ,давший минимальную отрицательную величину симплекс-разности: Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru .

Чтобы выполнялось условие неотрицательности значений опорного плана, выводится из базиса вектор Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru г, который дает минимальное положительное отношение:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru ; Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru .

Строка Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru называется направляющей, столбец Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru и элемент
Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru — направляющими(последний называют также разрешающимэлементом).

Элементы вводимой строки, соответствующей направляющей строке, в новой симплекс-таблице вычисляются по формулам:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

а элементы любой другой Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru -й строки пересчитываются по формулам:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Значения базисных переменных нового опорного плана (показатели графы «план») рассчитываются по формулам:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru для Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru ; Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru для Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru .

Если наименьшее значение Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru достигается для нескольких базисных векторов, то чтобы исключить возможность зацикливания (повторения базиса), можно применить следующий способ.

Вычисляются частные, полученные от деления всех элементов строк, давших одинаковое минимальное значение Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru на свои направляющие элементы. Полученные частные сопоставляются по столбцам слева направо, при этом учитываются и нулевые, и отрицательные значения. В процессе просмотра отбрасываются строки, в которых имеются большие отношения, и из базиса выводится вектор, соответствующий строке, в которой раньше обнаружится меньшее частное.

Для использования приведенной выше процедуры симплекс-метода к минимизации линейной формы Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru следует искать максимум функции Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , затем полученный максимум взять с противоположным знаком. Это и будет искомый минимум исходной задачи линейного программирования.

Симплексный метод с искусственным базисом (М-метод)

Симплексный метод с искусственным базисом применяется в тех случаях, когда затруднительно найти первоначальный опорный план исходной задачи линейного программирования, записанной в канонической форме.

М-метод заключается в применении правил симплекс-метода к так называемой М-задаче. Она получается из исходной добавлением к левой части системы уравнений в канонической форме исходной задачи линейного программирования таких искусственных единичных векторов с соответствующими неотрицательными искусственными переменными, чтобы вновь полученная матрица содержала систему единичных линейно-независимых векторов. В линейную форму исходной задачи добавляется в случае её максимизации слагаемое, представляющее собой произведение числа (–М) на сумму искусственных переменных, где М – достаточно большое положительное число.

В полученной задаче первоначальный опорный план очевиден. При применении к этой задаче симплекс-метода оценки Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru теперь будут зависеть от числа М. Для сравнения оценок нужно помнить, что М – достаточно большое положительное число, поэтому из базиса будут выводиться в первую очередь искусственные переменные.

В процессе решения М–задачи следует вычеркивать в симплекс-таблице искусственные векторы по мере их выхода из базиса. Если все искусственные векторы вышли из базиса, то получаем исходную задачу. Если оптимальное решение М–задачи содержит искусственные векторы или М–задача неразрешима, то исходная задача также неразрешима.

Путем преобразований число вводимых переменных, составляющих искусственный базис, может быть уменьшено до одной.

Теория двойственности

Любой задаче линейного программирования можно сопоставить сопряженную или двойственную ей задачу. Причем, совместное исследование этих задач дает, как правило, значительно больше информации, чем исследование каждой из них в отдельности.

Любую задачу линейного программирования можно записать в виде:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Первоначальная задача называется исходной или прямой.

Модель двойственной задачи имеет вид:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Переменные двойственной задачи Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru называют объективно обусловленными оценками или двойственными оценками.

Связь исходной и двойственной задач заключается, в частности, в том, что решение одной из них может быть получено непосредственно из решения другой. Каждая из задач двойственной пары фактически является самостоятельной задачей линейного программирования и может быть решена независимо от другой.

Двойственная задача по отношению к исходной составляется согласно следующим правилам:

1.целевая функция исходной задачи формулируется на максимум, а целевая функция двойственной задачи – на минимум, при этом в задаче на максимум все неравенства в функциональных ограничениях имеют вид Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , а в задаче на минимум – вид Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru ;

2.матрица Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru составленная из коэффициентов при неизвестных в системе ограничений исходной задачи, и аналогичная матрица Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru в двойственной задаче получаются друг из друга транспонированием;

3.Число переменных в двойственной задаче равно числу функциональных ограничений исходной задачи, а число ограничений в системе двойственной задачи – числу переменных в исходной задаче;

4.Коэффициентами при неизвестных в целевой функции двойственной задачи являются свободные члены в системе ограничений исходной задачи, а правыми частями в ограничениях двойственной задачи – коэффициенты при неизвестных в целевой функции исходной задачи;

5.Каждому ограничению одной задачи соответствует переменная другой задачи: номер переменной совпадает с номером ограничения; при этом ограничению, записанному в виде неравенства Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , соответствует переменная, связанная условием неотрицательности. Если функциональное ограничение исходной задачи является равенством, то соответствующая переменная двойственной задачи может принимать как положительные, так и отрицательные значения.

Математические модели пары двойственных задач могут быть симметричными и несимметричными. В несимметричных двойственных задачах система ограничений исходной задачи задается в виде равенств, а двойственной – в виде неравенств, причем переменные в двойственной задаче могут быть и отрицательными. В симметричных двойственных задачах система ограничений как исходной, так и двойственной задачи задается в виде неравенств, причем на двойственные переменные налагается условие неотрицательности.

Исходная задача Двойственная задача
Симметричные пары
Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru   Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru
Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru
Несимметричные пары
Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru
Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

где:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru .

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Рассмотрим пример, показывающий, как в реальной экономической ситуации появляются взаимно двойственные задачи линейного программирования.

На некотором предприятии после выполнения годового плана возник вопрос: как поступить с остатками сырья? Из оставшегося сырья можно наладить производство продукции и реализовать его или продать сырье.

Предположим, что имеется два вида сырья Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru и Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , остатки которого составляют соответственно 35 и 20 единиц. Из этого сырья можно наладить производство трех видов товаров: Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru и Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru .

Виды товаров Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru Прибыль
Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru
Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru
Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru
Запасы  

При исследовании первой возможности (наладить выпуск товаров Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru и Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru ) возникает вопрос о плане выпуска, который задается тремя переменными Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru и Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , которые соответствуют количеству произведенного товара. Эти переменные должны удовлетворять условиям:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

Прибыль, которую получит предприятие от реализации товара, составит:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

В интересах предприятия эту прибыль максимизировать.

Это прямая задача.

Объективно обусловленными оценками двойственной задачи Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru и Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru будут цены, по которым целесообразно продавать излишки сырья, т.е. при продаже сырья по ценам ниже Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru и Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru предприятие будет терпеть убытки.

Справедливое требование со стороны продающего предприятия состоит в следующем: если взять сырье, идущее на производство единицы товара Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , то выручка от его продажи должна быть не меньше, чем прибыль от реализации готового изделия (в противном случае нет смысла продавать сырье – целесообразнее изготовить товар и получить прибыль от его реализации).

Это требование можно представить в виде системы неравенств:

Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru

В левой части каждого неравенства предполагаемая выручка от продажи сырья, необходимого для производства единицы товара Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru , а в правой – прибыль от реализации этой единицы товара.

Что касается покупателя, то он заинтересован в минимизации расходов на покупку сырья, т.е. величины Симплекс-метод с естественным базисом - student2.ru .

Теоремы двойственности

Теоремы двойственности позволяют установить взаимосвязь между оптимальными решениями пары двойственных задач: можно либо найти оптимальное решение другой задачи, не решая ее, либо установить его отсутствие.

Возможны следующие случаи:

· обе задачи из пары двойственных имеют оптимальные решения;

· одна из задач не имеет решения ввиду неограниченности целевой функции, а другая – ввиду несовместности системы ограничений.

Наши рекомендации