Стратегия управления человеческими ресурсами
Стратегия управления человеческими ресурсами
для направления 38.04.02 «Менеджмент» подготовки магистра
магистерской программы «Управление человеческими ресурсами»
Разработчик программы:
Кабалина В.И., к.и.н., профессор, [email protected]
Одобрена на заседании кафедры
«Управление человеческими ресурсами» «___»____________ 20 г.
Зав. кафедрой Кабалина В.И.
Утверждена Академическим советом
образовательной программы
«___» ______________ 20 г.
Академический руководитель
образовательной программы
Филонович С.Р.
Москва, 2017
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Тема 1. Введение в курс. Концептуальные рамки стратегического управления человеческими ресурсами. Основные роли службы управления человеческими ресурсами.
Лекция – 4 часа.
Условия, при которых появилось стратегическое управление человеческими ресурсами (СУЧР). Концепция УЧР. Этика управления человечески ресурсами. Концепция стратегии. Концепция стратегического УЧР. Стратегическое соответствие. Ресурсный подход к СУЧР. Подход «лучшие практики». Подход «лучшее соответствие». Модель жизненного цикла. Теория и практика СУЧР. Области (направления деятельности) УЧР. Виды деятельности. Роли, которые выполняет служба персонала: Бизнес-партнер, Стратег, Агент изменений – Инноватор, Внутренний консультант, Контролер, Хранитель ценностей. Модели основных ролей специалистов по УЧР в организации. Модель Дейва Ульриха. Конфликт ролей. Этика HR-специалиста.
Основная литература
1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание/ Перевод с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009. Часть 1. Управление человеческими ресурсами.
2. Дейв Ульрих. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR менеджера в организации, (Dave Ulrich «Human Resources Champions, The next agenda for adding value and delivering results») , М., СПб, Киев: Вильямс, 2007.
3. Дейв Ульрих и Уэйн Брокбэнк. HR в борьбе за конкурентное преимущество (The HR Value Proposition). Претекст, 2007.
4. Lengnick-Hall, C.A., Lengnick-Hall, M. L., Andrade, L.S., & Drake, B. 2009. Strategic human resource management: The evolution of the field. Human Resource Management Review, 19 (2): 64-85
- Susan E. Jackson, Randall S. Schuler & Kaifeng Jiang (2014) An Aspirational Framework for Strategic Human Resource Management, The Academy of Management Annals, 8:1, 1-56
Дополнительная литература
1. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Финпресс. 2004. Глава 1. Сущность стратегического управления персоналом.
- Armstrong, Michael (2011). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management. KoganPage, 5th ed.
Электронные ресурсы:
Strategic Human Resource Management: Definition & Importance:
http://study.com/academy/lesson/strategic-human-resource-management-definition-importance.html
Семинар 1 – 4 часа.
Тема семинара 1: «Основные темы и понятия в исследованиях СУЧР»
Обсуждение проблематики рекомендованной для изучения обзорной статьи:
Lengnick-Hall, C.A., Lengnick-Hall, M. L., Andrade, L.S., & Drake, B. 2009. Strategic human resource management: The evolution of the field. Human Resource Management Review, 19 (2): 64-85
Семинар 2 – 4 часа.
Тема семинара 2: «Примеряя» роли службы УЧР»
Обзор основных составляющих комплексной модели управления персоналом по Дейву Ульриху: (1) «Стратегический партнёр»; (2) «Административный эксперт»; (3) «Лидер персонала»; (4) «Агент перемен».
Занятие в форме обсуждения результатов работы студентов по группам.
Основная литература
- Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание/ Перевод с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009. Часть 1. Управление человеческими ресурсами (3). Часть 2. Процесс управления человеческими ресурсами (8).
- Дейв Ульрих. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR менеджера в организации, (Dave Ulrich «Human Resources Champions, The next agenda for adding value and delivering results») , М., СПб, Киев: Вильямс, 2007.
- Дейв Ульрих и Уэйн Брокбэнк. HR в борьбе за конкурентное преимущество (The HR Value Proposition). Претекст, 2007.
Дополнительная литература
Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М. 2009. Глава 1. Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента.
Семинар 3 – 4 часа
Тема семинара 3: «Виды и этапы развития служб УЧР. HR бизнес-партнер как стратегическая роль в организации».
Обзор этапов развития служб УЧР, типов организационных структур служб УЧР, функций внутри служб. Рассмотрение стратегической функции службы УЧР и роли HR бизнес-партнёра. Показатели эффективности стратегической службы УЧР. Основные пути развития службы УЧР в будущем.
Для участия в семинаре необходимо выполнить домашнее задание:
Отобрать на HR сайтах поиска работы и кандидатов две вакансии специалистов (менеджеров) в области управления персоналом с описанием требований к кандидату на занятие должности в (1) российской компании и (2) российском подразделении международной компании.
Основная литература
1. Altman R. 2016 HR Organizational Structure – Past, Present, and Future. Workforce Solutions Review. pp. 13-15
2. Debra J. Cohen. 2015. HR past, present and future. A call for consistent practices and a focus on competencies. Human Resource Management Review, Vol. 25, pp. 205–215
3. Ulrich D., Brockbank W. 2009. The HR Business-Partner Model: Past Learnings and Future Challenges. The RBL Group, Ross School of Business at the University of Michigan, Vol. 32, No 2. pp. 5-7
4. Ulrich D., Dulebohn J.H. 2015. Are we there yet? What's next for HR? Human Resource Management Review, Vol. 25, pp. 188–204
Дополнительная литература
1. Беляева И. 2017. Почему стандартные HR-инструменты не работают в вашей компании. E-xecutive.ru [Электронный ресурс]
2. Minbaeva D. 2017. Human capital analytics: why aren't we there? Introduction to the special issue. Journal of Organizational Effectiveness: People and Performance, Vol. 4 Issue: 2, pp.110-118
Тема 2. Место и роль стратегии УЧР в системе стратегического планирования бизнес-организаций. Разработка и реализация стратегии УЧР.
Лекция – 4 часа.
Структура бизнес-планирования. Стратегия как видение будущего, философия, миссия. Виды и типы стратегий. Политика компании, тактические и оперативные планы. Сущность и отличительные черты стратегии УЧР. Структура стратегии УЧР. Основные подсистемы стратегии УЧР. Типы генеральных стратегий и стратегий управления персоналом. Зависимость кадровой стратегии от типа генеральной стратегии. Функциональные и ситуационные стратегии УЧР. Отличительные черты и структура функциональных стратегий. Стратегия обеспечения человеческими ресурсами. Стратегия развития ЧР. Стратегия мотивации персонала. Стратегия оценки персонала. Стратегия трудовых отношений и внутренних коммуникаций. Ситуационные стратегии. Горизонтальная и вертикальная интеграция стратегий. Основные этапы создания кадровой стратегии. Подходы к формулированию кадровой стратегии. Анализ и корректировка кадровой стратегии с учетом внешних и внутренних факторов. Инкорпорирование стратегии УЧР в стратегию бизнес-организации. Операционализация стратегии УЧР. Направления и инструменты реализации стратегии УЧР.
Основная литература
1. Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание/ Перевод с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009. Часть 1. Управление человеческими ресурсами. Часть 2. Процесс управления человеческими ресурсами (8) (9).
2. Gholamzadeh D., & Jalali S. 2013. Integrative Approach in Human Resources Strategy Formulation (Case Study: MDN Company). Procedia-Social and Behavioral Sciences, 75: 479-487.
3. Schuler Randall S. and Susan E. Jackson. 1987. Linking Competitive Strategies with Human Resource Management Practices. 1987. The Academy of Management Executive, Vol. 1, No. 3, pp.207-219.
Дополнительная литература
- Коул Джеральд. Управление персоналом в современных организациях. М.: Вершина, 2004. Глава 2. Практика управления персоналом и человеческими ресурсами: политика, стратегия, тактика.
- Управление персоналом организации /под ред. П.Э.Шлендера. М: ИНФРА-М. 2010. Глава 5. Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
- Armstrong, Michael (2011). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management. KoganPage, 5th ed.
- Jiang, K., Lepak, D. P, Han, K., Hong, Y., Kim, A., & Winkler A.-L. 2012. Clarifying the construct of human resource systems: Relating human resource management to employee performance. Human Resource Management Review, 2 vol. 22: 73-85.
- Hertog, F. D., Iterson, A. V., & Mari, C. 2010. Does HRM really matter in bringing about strategic change? Comparative action research in ten European steel firms. European Management Journal, 1, vol. 28: 14-24.
Семинар 1 – 4 часа.
Тема семинара: Разработка и реализация стратегии УЧР (на примере конкретной компании)
Занятие проводится в форме знакомства с процессом разработки стратегии УЧР на примере конкретной российской компании и обсуждения бизнес-кейсов.
Семинар 2 – 4 часа.
Тема семинара: "Разработка HR службой стратегии УЧР"
Цели семинара:
· Отработка полученных знаний о функциональных ролях в службе УЧР и стратегической роли УЧР
· Развитие навыков анализа внешней и внутренней среды организации для выявления факторов, определяющих стратегию УЧР, а также навыков увязки стратегии УЧР со стратегией компании;
· Овладения навыками, связанными с разработкой и реализацией стратегии УЧР. Понимание механизма формирования локальной стратегии УЧР с учетом бизнес-стратегии и глобальной стратегии организации.
Для подготовки к семинару необходимо выполнить домашнюю работу. На выбор студентов дается домашнее задание:
- Подготовить эссе объемом не более 3-х страниц (Time New Roman, 12 кегль, 1,5) на тему «Мой путь развития карьеры в службе УЧР»
Либо
- Провести и транскрибировать интервью со специалистом службы УЧР о выполняемых службой функциях с целью оценки уровня ее развития.
Занятие проводится в форме бизнес-симуляции.
Основная литература
- Armstrong, Michael (2016). Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management. KoganPage, 6th ed.
- Bas A. 2012. Strategic HR Management: Strategy Facilitation Process by HR. Procedia. Social and Behavioral Sciences, vol. 58: pp. 313 – 321.
Лекция – 4 часа.
Основные методы оценки эффективности служб персонала. Увязка ожидаемых результатов кадровой стратегии с интересами заинтересованных сторон (включая систему мотивации работников). Система оценки эффективности службы персонала и риски при ее внедрении.
Семинар 1 – 4 часа.
«Показатели оценки эффективности функциональной стратегии (на примере одной из стратегий на выбор: а) стратегия привлечения и подбора персонала; б) стратегия обучения и развития персонала)»
Задание:
1) Сформулировать цель(и) и задачи функциональной стратегии, соответствующие стратегии развития бизнеса и СУЧР.
2) Сформировать показатель (и) для оценки эффективности: (а) оперативной деятельности в области привлечения и подбора/ обучения и развития персонала (б) отдельных программ или совокупности программ; (в) функциональной стратегии в целом (системы привлечения и подбора персонала в целом /системы обучения и развития персонала в целом).
3) Продумать механизм доведения разработанных показателей до сотрудников соответствующих подразделений службы персонала.
Занятие проводится в форме обсуждения результатов работы студентов по 4-м группам, сформированным ранее. Каждая группа выбирает одну из предложенных функциональных стратегий.
Основная литература:
1. Беккер Б., Хьюзелид М., Ульрих Д. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность: пер. с анг. М.: ООО И.Д.Вильямс, 2007.
2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.
3.Фитц-Енц Ж. Как измерить HR-мененджмент. – М.: HIPPO, 2009.
4.Cunningham, J. B., & Kempling, J. 2011. Promoting Organizational Fit in Strategic HRM: Applying the HR Scorecard in Public Service Organizations. Public Personnel Management, vol. 40, 3: 193-213
Дополнительная литература
1. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М. 2009. Глава 5. Оценка эффективности реализации кадровых решений.
2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. 2-е изд, доп. М.: ИНФРА-М. 2009. Раздел 3. Эффективность управления персоналом. Гл. 8. Оценка эффективности управления персоналом.
Электронные ресурсы
PwC Saratoga 2016. Оценка эффективности управления персоналом: https://www.pwc.ru/ru/hr-consulting/saratoga-2016.html
Лекция – 4 часа.
Влияние СУЧР на результаты деятельности компании. Высокопроизводительные системы труда (high-performance work systems – HPWS). Роль HR данных и HR аналитики в СУЧР. Основные типы стратегий, используемых российскими компаниями. Сравнительный анализ стратегий, присущих зарубежным компаниям. Особенности стратегического УЧР в международных компаниях.Актуальные проблемы и тенденции в стратегическом УЧР. Влияние мирового финансового кризиса на стратегии компаний и философию бизнеса. Новые тенденции в походах к стратегическому УЧР. Стратегии КСО. Понятие КСО и основные составляющие. Влияние КСО на организационное поведение и результаты деятельности компании. Роль HR в реализации стратегий КСО. Стратегия УЧР и управление талантами в организации.
Семинар 1 – 4 часа
Семинар 2 –4 часа
Семинар 3 –4 часа
Тема семинара 2: «Новые подходы к стратегическому УЧР: управление талантами (talent management), КСО и устойчивое развитие (socially responsible and sustainable HRM)
Цель:обсудить новые подходы к стратегическому УЧР и представить результаты исследований, отражающие современные тенденции в СУЧР на основе работы с научной литературой последних лет.
Основная литература
- Ferrary, M. 2009. A Stakeholder's Perspective on Human Resource Management. Journal of Business Ethics,1, vol. 87: 31-43.
- Perry, J. L. 2010. A Strategic Agenda for Public Human Resource Management Research Review of Public Personnel Administration, vol. 30, 1: 20-43.
- Robin Kramar (2014) Beyond strategic human resource management: is sustainable human resource management the next approach?, The International Journal of Human Resource Management, 25:8, 1069-1089
- Mazur B. (2014) Sustainable Human Resource Management in theory and practice. Economics and Management. 1, 158-170.
Образовательные технологии
При проведении семинарских занятий используются активные и интерактивные формы учебной деятельности: разбор практических кейсов, участие в бизнес-симуляции, сочетание индивидуальных и групповых форм выполнения заданий, вовлечение студентов в обсуждение результатов работы других групп.
Планируется приглашение на одно из последних занятий представителя(ей) российской или зарубежной компаний, имеющего опыт разработки и реализации стратегии управления человеческими ресурсами.
9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Задание итогового контроля
Итоговый контроль – устный экзамен. На устном экзамене студенты должны защитить в форме презентации стратегию управления человеческими ресурсами компании (далее – стратегия УЧР). Презентация в электронном виде направляется преподавателю не позднее, чем за 3 дня до даты экзамена. К презентации прилагаются информационные материалы о компании, послужившие источниками данных для характеристики стратегии выбранной компании. Выбор компании для описания стратегии УЧР осуществляется студентом по своему усмотрению (описывается стратегия, реально существующая или возможная с учетом имеющихся условий и факторов). Презентация должен продемонстрировать умение студентов применять полученные в течение курса теоретические и практические знания при изложении стратегии УЧР выбранной компании. При подготовке презентации приветствуется использование, помимо информационных материалов о компании, научной литературы (монографий, статей в профильных журналах, интернет-источниках) по проблематике стратегии УЧР (в частности, для отнесения анализируемой стратегии УЧР к определенному типу, описанному в научных источниках).
Во время защиты стратегии УЧР на устном экзамене студенты также должны:
· обосновать согласованность предложенной стратегии УЧР с бизнес-стратегией компании;
· объяснить, как предложенная стратегия управления персоналом будет способствовать повышению конкурентоспособности организации с учетом роли человеческих ресурсов;
· продемонстрировать понимание основных принципов и подходов к коммуникации стратегии компании на разных организационных уровнях.
Устный экзамен оценивается по 10 балльной шкале.
10 Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях в форме групповой и индивидуальной работы.
В случае группового проекта за выступление группы на семинарском занятии выставляется либо одинаковая оценка всем выступавшим в рамках одного проекта, либо оценка группой вклада каждого члена группы в подготовку группового проекта. Принцип оценки сообщается при планировании семинарского занятия. Если кто-либо из студентов не участвует в групповом проекте, ему выставляется оценка «0».
На семинарских занятиях, проводимых в форме дискуссии, выполнения общих заданий, выданных на семинаре, оценивается индивидуальная активность студентов и соответствие предложенных решений содержанию дисциплины.
Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.
Оценка за текущий контроль включает оценку за выполнение контрольной работы по 10-балльной шкале - Отекущий. В данном случае Отекущий = Ок/р.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= 0,3· Отекущий + 0,7· Оауд
Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:
Орезульт = 0,4· Онакопл + 0,6· Оитоговый
В данном случае итоговый контроль проводится в форме экзамена, поэтому Оитоговый = Оэкз
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.
11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник
Армстронг Майкл. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание/ Перевод с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009.
11.2. Основная литература
- Беккер Б., Хьюзлид М.А., Ульрих Д. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность. – СПб: Вильямс, 2007.
- Дейв Ульрих. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR менеджера в организации, (Dave Ulrich «Human Resources Champions, The next agenda for adding value and delivering results») , М., СПб, Киев: Вильямс, 2007.
- Дейв Ульрих и Уэйн Брокбэнк. HR в борьбе за конкурентное преимущество (The HR Value Proposition). Претекст, 2007.
- Десслер Г. Управление персоналом. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
- Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М. 2009.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. М.: ИНФРА-М. 2010.
- Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Финпресс. 2004.
- Фитц-Енц Ж. Как измерить HR-мененджмент. – М.: HIPPO, 2009.
- Boxall, P., & Purcell, J. Strategy and human resource management, Houndmills: Palgrave MacMillan, 2011. Third edition.
- Lengnick-Hall, C.A., Lengnick-Hall, M. L., Andrade, L.S., & Drake, B. 2009. Strategic human resource management: The evolution of the field. Human Resource Management Review, 19 (2): 64-85
- Ulrich D., Brockbank W. 2009. The HR Business-Partner Model: Past Learnings and Future Challenges. The RBL Group, Ross School of Business at the University of Michigan, Vol. 32, No 2. pp. 5-7
- Ulrich D., Dulebohn J.H. 2015. Are we there yet? What's next for HR? Human Resource Management Review, Vol. 25, pp. 188–204
11.3. Дополнительная литература
- Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М., ЮНИТИ,2003
- Гурков И.Б., Зеленова О.И., Мутовин А.А. Социально-кадровая политика российских предприятий // Мир России. 2007. Т. XVI. № 4. https://mirros.hse.ru/article/view/5162/5523
- Зеленова О.И. Стратегия управления персоналом. //Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. – М.: НИГО, 2004. – раздел 3, параграф 3.2.
http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/203134.html
- Armstrong, Michael. 2011. Armstrong’s Handbook of Strategic Human Resource Management. 5th ed. Kogan Page.
Электронные ресурсы
http://study.com/academy/lesson/strategic-human-resource-management-definition-importance.html
http://www.open.edu/openlearn/money-management/what-strategic-human-resource-management/content-section-0#content-tab
https://www.cipd.co.uk/knowledge/strategy/hr/strategic-hrm-factsheet
http://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights
[1] Уровни формирования компетенций: РБ — ресурсная база, в основном теоретические и предметные основы (знания, умения); СД – способы деятельности, составляющие практическое ядро данной компетенции; МЦ – мотивационно-ценностная составляющая, отражает степень осознания ценности компетенции человеком и готовность ее использовать
Стратегия управления человеческими ресурсами
для направления 38.04.02 «Менеджмент» подготовки магистра
магистерской программы «Управление человеческими ресурсами»
Разработчик программы:
Кабалина В.И., к.и.н., профессор, [email protected]
Одобрена на заседании кафедры
«Управление человеческими ресурсами» «___»____________ 20 г.
Зав. кафедрой Кабалина В.И.
Утверждена Академическим советом
образовательной программы
«___» ______________ 20 г.
Академический руководитель
образовательной программы
Филонович С.Р.
Москва, 2017
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.