Синтез автономной системы управления спускаемым аппаратом
Обратимся снова к задаче синтеза автономной системы управления конечным состоянием спускаемого аппарата. Целью управления по-прежнему является обеспечение минимального рассеивания точек приземления, которое возникает за счет случайных возмущений, действующих в полете (порывы ветра, отклонение плотности атмосферы от стандартной, отклонения геометрических и аэродинамических параметров от расчетных). Однако в отличие от случая управления по полной информации, рассмотренного в гл. 5, теперь предполагается использовать для управления лишь информацию от акселерометров, ориентированных вдоль связанных осей ЛА.
Ограничимся рассмотрением плоского движения центра масс ЛА, полагая, что оно может быть достаточно точно описано линеаризованными относительно расчетной траектории спуска уравнениями движения типа (5.83)
Предполагается, что в состав вектора состояния х включены параметры, описывающие как движение центра масс, так и динамику ЛА относительно центра масс в продольной плоскости.
В соответствии с постановкой задачи измерению доступен вектор перегрузки п с компонентами
где X — сила лобового сопротивления; Y — подъемная сила; — угол атаки, т — масса ЛА.
Линеаризуя выражения для перегрузок относительно расчетной траектории, получаем
или
где — отклонения соответствующих перегрузок от их расчетных значений; Н, V—матрица и вектор частных производных по компонентам вектора х и управлению и соответственно, вычисленные вдоль расчетной траектории; — белый шум, характеризующий случайные ошибки измерений, причем
В качестве характеристики рассеивания примем, как и прежде, дисперсию координаты в момент h=0. Тогда задача оптимизации математически может быть сформулирована так: требуется синтезировать закон управления системой (6.19) на основе наблюдений (6.20) из условия минимизации величины
Имеем типичную задачу управления по неполным данным. Для ее решения воспользуемся понятием достаточных координат. В качестве вектора достаточных координат может быть принят вектор апостериорного математического ожидания , удовлетворяющий уравнению
где
a матрица Р* определяется из уравнения
Критерий оптимальности также представим через вектор х*:
Здесь через обозначен элемент матрицы Р*, стоящий на пересечении третьей строки и третьего столбца и представляющий собой апостериорную дисперсию компоненты . Итак, в терминах достаточных координат получена задача управления одномерным конечным состоянием линейной системы (6.21). Ее решение было получено в гл. 5. Согласно этому решению искомый закон управления в данном случае имеет вид
где определяется так же, как и в гл. 5.
Таким образом, оптимальный стохастический регулятор, обеспечивающий минимальное рассеивание точек приземления ЛА, представляет собой последовательное соединение двух блоков — блока определения достаточных координат (в данном случае фильтра Калмана) и блока управления, который служит для формирования управляющего сигнала на основе достаточных координат и является в данном случае релейным элементом. Для реализации синтезированной системы управления необходимо использовать бортовую ЦВМ.