ТЕОРИЯ и практика управления
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ и практика управления
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки:
Менеджмент
Уровень бакалавриата
Направленность (профиль): Производственный менеджмент, Управление проектами, Управление маркетингом
Квалификация (степень) выпускника:
Бакалавр
Общие положения
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.
Целями учебной дисциплины «Теория и практика управления» заключается в получении обучающимися теоретических знаний об основных тенденциях развития управленческой мысли, о теории и практике функционирования и развития системы управления, о закономерностях развития организаций; формирование способностей проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, распределять и делегировать полномочия.
Задачи учебной дисциплины:
В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности):
- способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений.
- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.
- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
- формирование навыков анализа и применения на практике достижений научных школ в области управления при разработке организационно-управленческих решений.
- усвоение знаний о возникновении организаций, каков их жизненный цикл, как формулировались законы организации, как изучать организацию и управлять ею.
- формирование представлений о месте теории организации в системе научного знания, о действии законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития организации при рассмотрении ее как социальной системы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Теория и практика управления» реализуется в базовой части цикла дисциплин основной профессиональной образовательной программы «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавр) очной и заочной формам обучения.
Изучение учебной дисциплины «Теория и практика управления» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Управленческие решения», «Экономика и управление организацией».
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональныхкомпетенций: ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4в соответствии с основной профессиональной образовательной программой.
Общепрофессиональные
способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2)
способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3)
способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4)
в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Основная профессиональная образовательная программа высшего образования» по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавр).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Содержание компетенции | Результаты обучения |
ОПК-2 | Способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений | Знать: сущность и специфику организационно-управленческих решений; достижения научных школ в области управления |
Уметь: анализировать и применять на практике достижения научных школ в области управления, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования профессиональной деятельности и организации управления. | ||
Владеть: навыками разработки организационно-управленческих решений, опираясь на достижения научных школ в области управления | ||
ОПК-3 | способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | Знать: историю и основные тенденции развития управленческой мысли |
Уметь: провести оценку проблемной ситуации в сфере управления, выявить основные закономерности и тенденции развития организаций | ||
Владеть: методами реализации основных управленческих функций (планирование, организация, мотивирование и контроль) | ||
ОПК-4 | Способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | Знать: специфику делового общения и публичных выступлений. |
Уметь: осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания. | ||
Владеть: нормами, приемами эффективного делового общения и публичных выступлений |
2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет __16__ зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц | Семестры | ||
1 сем | 2 сем | 3 сем | ||
Аудиторные учебные занятия, всего | 3,4 | 0,8 | 1,3 | 1,3 |
В том числе: | ||||
Учебные занятия лекционного типа | 1,2 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Учебные занятия семинарского типа | 2,2 | 0,4 | 0,9 | 0,9 |
Лабораторные занятия | ||||
Самостоятельная работа обучающихся, всего | 7,9 | 2,5 | 2,7 | 2,7 |
В том числе: | ||||
Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | ||||
Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | 2,2 | 0,4 | 0,9 | 0,9 |
Рефераты, эссе, др. творческие работы | ||||
Другие виды самостоятельной работы: | ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | 2,7 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Общая трудоемкость учебной дисциплины |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет __144__ часов.
Объем самостоятельной работы – 342 часа.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) | Виды учебной работы, академических часов | Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов | |||||||||||||||||
Всего | Самостоятельная работа обучающегося | Контактная работа преподавателя с обучающимися | Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины | Промежуточная аттестация обучающихся | ||||||||||||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | Работа на учебных занятиях семинарского типа | Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | Рефераты, эссе, др. творческие работы | Другие виды | Зачет | Экзамен | ||||||||||
АУД | АУД | АУД | АУД | АУД | АУД | |||||||||||||||
Раздел 1. Теория управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.1. Сущность и содержание теории управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.2. Этапы развития теории управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.3. Научные школы управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.4. Методы управления. | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.5. Планирование как функция управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.6 Организационная функция управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.7. Мотивационный процесс в управлении | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.8. Контроль как функция управления | ||||||||||||||||||||
Раздел 2. Теоретические основы теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.1.Предмет теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.2.Формы коллективного поведения и возникновение организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.3. Организация как социальная система. | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.4. Основные подходы и теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.5. Основные законы достижения эффективности организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.6. Жизненные циклы развития организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.7. Организационная культура и организационные коммуникации | ||||||||||||||||||||
Раздел 3. Организационное проектирование | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.1. Основные виды организаций | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.2. Единичные и корпоративные формы организаций | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.3. Новые формы современных организаций. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.4. Сущность и содержание организационного проектирования. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.5. Принципы и требования к организационному проектированию. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.6. Основные направления развития в сфере организационного проектирования. | ||||||||||||||||||||
ВСЕГО ЧАСОВ |
3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет __36__ часов.
Объем самостоятельной работы – 482 часа.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) | Виды учебной работы, академических часов | Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов | |||||||||||||||||
Всего | Самостоятельная работа обучающегося | Контактная работа преподавателя с обучающимися | Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины | Промежуточная аттестация обучающихся | ||||||||||||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | Работа на учебных занятиях семинарского типа | Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | Рефераты, эссе, др. творческие работы | Другие виды | Зачет | Экзамен | ||||||||||
АУД | АУД | АУД | АУД | АУД | АУД | |||||||||||||||
Раздел 1. Теория управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.1. Сущность и содержание теории управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.2. Этапы развития теории управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.3. Научные школы управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.4. Методы управления. | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.5. Планирование как функция управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.6 Организационная функция управления | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.7. Мотивационный процесс в управлении | ||||||||||||||||||||
Тема 1.1.8. Контроль как функция управления | ||||||||||||||||||||
Раздел 2. Теоретические основы теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.1.Предмет теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.2.Формы коллективного поведения и возникновение организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.3. Организация как социальная система. | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.4. Основные подходы и теории организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.5. Основные законы достижения эффективности организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.6. Жизненные циклы развития организации | ||||||||||||||||||||
Тема 2.1.7. Организационная культура и организационные коммуникации | ||||||||||||||||||||
Раздел 3. Организационное проектирование | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.1. Основные виды организаций | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.2. Единичные и корпоративные формы организаций | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.3. Новые формы современных организаций. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.4. Сущность и содержание организационного проектирования. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.5. Принципы и требования к организационному проектированию. | ||||||||||||||||||||
Тема 3.1.6. Основные направления развития в сфере организационного проектирования. | ||||||||||||||||||||
ВСЕГО ЧАСОВ |
В случае применения электронного обучения при преподавании дисциплины объем часов и порядок освоения определяется Методическими указаниями для обучающихся по изучению дисциплины с применением электронного обучения, которые разрабатываются в виде приложения к настоящей рабочей программе.
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
Раздел 1. Теория управления
Тема 1.1.1. Сущность и содержание теории управления
Цель:Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, навыков оценки результатов и последствий принятого управленческого решения, готовности нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2, ОПК-3).
Перечень изучаемых элементов содержания
Базовые понятия теории управления. Объект и предмет теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация. Управляющая и управляемая подсистемы. Условия эффективного взаимодействия управляющей и управляемой подсистемы. Подходы к изучению проблем управления: системный, процессный, ситуационный, синергетический. Функции управления. Новые тенденции развития теории управления.
Вопросы для самоподготовки:
1. Основные понятия теории управления.
2. Управленческая деятельность и ее роль в социальном преобразовании общества.
3.Функции управления.
4. Подходы к изучению проблем управления.
5. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:проверка выполнения домашнего задания, доклады
Темы докладов:
1. Сущность социального управления.
2. Роль управления в преобразовании общества.
3. Системный подход в управлении.
4. Взаимосвязь управленческих функций.
5. Процессы групповой динамики в синергетическом подходе.
Задания для практического практикума:
– проанализировать организационные отношения (на примере конкретной организации) в рамках системного, процессного, синергетического, ситуационного подходов.
Тема 1.1.2.Этапы развития теории управления
Цель:Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3).
Раздел 3.
Тема 3.1.1., 3.1.2. Сущность и содержание организационного проектирования. Принципы и требования к организационному проектированию.
Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования и развития умения проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ОПК-3).
Информационные технологии
- Персональный компьютер.
- Сотовый телефон.
- Проектор.
Образовательные технологии
При реализации учебной дисциплины «Теория и практика управления» применяются различные образовательные технологии, в том числе технологии электронного обучения.
Освоение учебной дисциплины «Теория и практика управления»предусматривает использование в учебном процессе активных форм проведения учебных занятий в форме деловых игр, разбор конкретных ситуаций, круглых столов и семинаров - диспутов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
При освоении учебной дисциплины «Теория управления и организации» предусмотрено применением электронного обучения.
Учебные часы дисциплины «Теория управления и организации» предусматривают классическую контактную работу преподавателя с обучающимся в аудитории и контактную работу посредством электронной информационно-образовательной среды в синхронном и асинхронном режиме (вне аудитории) посредством применения возможностей компьютерных технологий (электронная почта, электронный учебник, тестирование, видеофильм, презентация, форум и др.).
Лист регистрации изменений
№ п/п | Содержание изменения | Реквизиты документа об утверждении изменения | Дата введения изменения |
| * | Протокол заседания кафедры № ____ от «____» ________ 20____ года | __.__.____ |
| * | Протокол заседания кафедры № ____ от «____» ________ 20____ года | __.__.____ |
| * | Протокол заседания кафедры № ____ от «____» ________ 20____ года | __.__.____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ и практика управления
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки:
Менеджмент
Уровень бакалавриата