Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава

Колебания надрессорного строения происходят при непрерывном рассеивании энергии за счет гасителей колебаний и диссипативных свойств упругих элементов рессорного подвешивания. Это способствует быстрому затуханию колебаний и устраняет опасность перехода через резонансные зоны. Показатели виброзащиты подвижного состава оцениваются по максимальным значениям перемещений, ускорений и коэффициентов динамики.

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru

Рис. 3.1. Динамическая модель колебательной системы вагона, локомотива с одной степенью свободы

Рассмотрим упрощенную динамическую модель вагона, локомотива с одной степенью свободы (рис. 3.1) при следующих основных допущениях [3]:

1) путь считается абсолютно жестким;

2) возмущения от неровностей пути считается детерминированными гармоническими.

Система имеет одну обобщенную координату Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru В системе действуют следующие активные силы:

Fв- возмущающее силовое воздействие, зависящее от времени и задаваемое определенной зависимостью;

Fин= Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - сила инерции (где m- колеблющаяся масса неподрессоренного строения).

Делее будут приняты следующие обозначения;

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - ускорение колебательного движения;

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - диссипативная сила сопротивления колебаниям, создаваемая рессорным подвешиванием, имеющим жесткость ж (где Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - коэффициент затухания гасителя колебаний);

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru и Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - скорости вертикальных перемещений массы надрессорного строения m и массы колеса соотвественно при движении по волнообразной неровности рельсового пути.

Дифференциальное уравнение колебаний подпрыгивания надрессорного при возмущающем силовом воздействии и затухании можно представить следующим образом:

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru , (3.1)

Рассматривая систему как линейную,уравнение ее колебаний (3.1) преобразуем, введя параметры Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru и n.

Здесь

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - собственная частота колебаний недемфированной системы;

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - относительно затухание колебаний.

Поскольку на вагон, локомотив действует кинематическое возмущение, то, принимая Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru , уравнение колебаний его надрессорного строения примет вид

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru (3.2)

После решения уравнения (3.2), ряда преобразований в введения для дальнейшего анализа безразмерной частоты Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru (где Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - частота вынужденных колебаний системы) получим выражение для амплитудной частотной характеристики перемещений подпрыгивания или динамического коэффициента системы Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru .

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru A(ξ)= Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru . (3.3)

Динамический коэффициент Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru показывает, во сколько раз амплитуда кинематического возмущения ŋ(t) увеличивает амплитуду колебаний надрессорного строения вагона z. Из уравнения (3.3) следует, что динамический коэффициент Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru зависит от относительного затухания (демпфирования) n и соотношения частот вынужденных и собственных колебаний ξ. Динамический коэффициент Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru имеет максимум на безразмерной частоте ξ=1, т. е. в области резонанса (когда Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru ).

При движении по стыковому пути, вследствие удара колес о принимающий рельс, со стороны пути на вагоне возникают периодические силовые воздействия. От этих толчков происходят вертикальные колебания надрессорного строения.

Частота вынуждающих силовых воздействий

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru (3.4)

где Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - скорость движения;

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru - длина рельсового звена.

Явление резонанса наблюдается при Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru . Тогда, с учетом выражения (3.4), скорость, при которой наблюдается явление резонанса при движении по стыковому пути, равна

Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru (3.5)

Задача: Рассчитать и построить амплитудную частотную характеристику колебания подпрыгивания надрессорного строения вагона, локомотива с одноступенчатым рессорным подвешиванием, движущегося по стыковому пути, имеющему волнообразные неровности. Динамическую систему рассматривать как имеющую одну степень свободы, путь считать абсолютно жестким, а возмущения от неровности пути – детерминированными гармоническими. Определить также значение скорости движения, при которой может наблюдаться явление резонанса вертикальных колебаний надрессорного строения от силового внешнего возмущения, связанного с прохождением колесами стыков рельсового пути.

Таблица 3.1 – Исходные данные

Параметры Номер варианта
Вес надрессорного строения вагона Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru , Н/м
Жесткость рессорного подвешивания Исследование вынужденных вертикальных колебаний надрессорного строения подвижного состава - student2.ru , Н/м
Относительное затухание колебаний n 0,1 0,1 0,15 0,15 0,2 0,2 0,25 0,25 0,3 0,3
Длина рельсового звена l, м 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5


Вопросы на защиту:

1. Конструктивные связи: жесткие, упругие, упруго-вязкие, упруго-фрикционные.

2. Силовые характеристики упругих связей, упруго-вязких, упруго-фрикционных.

3. Жесткость, гибкость упругой связи.

4. Конструктивное устройство гидравлических гасителей колебаний, листовых рессор, фрикционных гасителей колебаний, пружин.

Практическая работа №4

Наши рекомендации