ЭЛЕМЕНТЫ f–СЕМЕЙСТВА И ИХ СОЕДИНЕНИЯ

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Как изменяются радиусы атомов лантаноидных элементов с возрастанием атомного номера? Какое влияние это изменение оказывает на отличие свойств некоторых d-элементов 4 периода от свойств d-элементов 5 и 6 периодов, находящихся в одних и тех же подгруппах.

2. Какие степени окисления проявляют в своих соединениях актиноиды и лантаноиды? Чем объясняется различие?

3. Почему элементы подгруппы скандия и лантаноиды называют редкоземельными элементами? Какому химическому термину соответствует слово “земля”? Почему эти элементы назвали редкими?

4. Какое вещество является групповым реагентом на катионы лантаноидов (III)? Предложите способы получения оксида лантана (III).

5. В некоторых учебниках неорганической химии свойства тория, протактиния и урана рассматриваются совместно с элементами IV В, V В и VI В групп соответственно. Оправдано ли такое рассмотрение с Вашей точки зрения? Дайте аргументированный ответ.

6. Перечислите лантаноиды, которые в соединениях проявляют: а) степень окисления (+2); б) степень окисления (+4). Приведите примеры их соединений. Объясните причину проявления подобных свойств этих металлов.

7. Приведите примеры уравнений реакций, подтверждающие амфотерность гидроксида скандия?

8. На примере каких свойств можно наглядно проиллюстрировать внутреннюю периодичность в семействе лантаноидов?

9. Связь лантаноид–вода в аквакомплексах [Me(H2O)8]3+ упрочняется при переходе от лантана к лютецию. Как изменяются кислотно-основные свойства комплексов в этом направлении?

10.Как Вы думаете, какой гидроксид в большей мере обладает амфотерными свойствами – Sc(OH)3 или Lu(OH)3? Ответ обоснуйте.

11.Сопоставьте свойства тригалогенидов лантаноидов и элементов подгруппы галлия. Что можно сказать о природе химической связи в этих рядах соединений и об их склонности к гидролизу в водных растворах?

12.Как в целом можно охарактеризовать способность лантаноидов к комплексообразованию? Приведите примеры.

13.Почему 5f-элементы, находящиеся в одной группе с лантаном и актинием, целесообразно называть не актиноидами, а актинидами? В чем состоят проблемы их размещения в периодической системе? Как можно объяснить особенности их свойств с электронной точки зрения?

14. Гидроксид лютеция оставили в открытом сосуде. Какое вещество обнаружили в нем по истечении недели?

Задания для индивидуальной проверки

1. Напишите уравнение реакции взаимодействия сульфата церия (III) с пероксодисульфатом аммония в кислой среде.

2. Напишите уравнение реакции окисления нитрата церия (III) перманганатом калия в присутствии соды.

4. Как протекает протолиз аквакатиона [Y(H2O)9]3+?

5. Каково отношение к воде металлического скандия и лютеция?

6. Что происходит с Sc2O3 и LuO(OH) при нагревании выше 1000°С?

7. Через слой Y2O3 пропустили воду. Какое вещество можно обнаружить в фильтрате?

8. Допишите уравнения реакций:

Sc(NO3)3 + K2S + H2O → …;

U + HNO3 → UO2(NO3)2 + …;

нитрат диоксоурана

UO3 +H2CO3 → UO2(NO3)2 + ….

9. Гидроксид уранила UO2(OH)2, называемый иногда урановой кислотой, амфотерен. Закончите уравнения реакций:

UO2(OH)2 + HCl → …;

UO2(NO3)2 + NH4OH → …;

UO2(OH)2 + NH4OH→ (NH4)2U2O7 + ….

10.Составьте уравнения следующих реакций:

UO2 + HNO3 = UO2(NO3)2 + NO + …;

Np(NO3)4 + I2+ H2O → NpO2NO3 + HNO3 + …;

AmO2 + HCl → AmCl3 + Cl2 + …;

Ce + H2O → …;

Ce(SO4)2 + H2O2 → O2 +…;

CeO2 + KI + HCl → …;

LaP + H2O → La(OH)3 + PH3….

11. Напишите реакции взаимодействия с растворами щелочей гидроксида скандия, гидроксида иттрия и металлического лантана. Как изменяются основные свойства и растворимость следующих гидроксидов:

Sc(OH)3 → Y(OH)3 → La(OH)3 → Ac(OH)3?

Упражнения и задачи

1. Окисление нитрата церия (III) перманганатом калия легче всего осуществляется в щелочной среде. Реакция идет по схеме:

Ce(NO3)3 + KMnO4 + KOH → CeO2 + K2MnO4 + KNO3 + H2O.

Какая масса диоксида церия образовалась, если в реакцию вступило 0,0250 л раствора KMnO4экв = 0,200 моль(экв)/л)?

2. Образуется ли осадок гидроксида празеодима (III), если к 0,0500 л раствора Pr(NO3)3экв = 0,0010 моль(экв)/л) добавить 0,0250 л раствора NaOH(Сэкв = 0,0200 моль(экв)/л), а ПР(Pr(OH)3) = 1 · 10-20.

3. При сплавлении фторида церия (IV) с фторидом калия образуется фтороцерат (IV) калия. Какая масса K2CeF6 образуется при сплавлении 6,48 г фторида церия (IV) с 5,80 г фторида калия, если выход продукта реакции составляет 62,0% по сравнению с теоретическим?

4. В кристаллогидрате сульфата тория (IV) содержится 14,51% кристаллизационной воды. Установите молекулярную формулу кристаллогидрата.

5. Соединения урана (III) – сильные восстановители, хлорид урана (III) разлагает воду, процесс разложения выражается схемой:

UCl3 + H2O → U(OH)2Cl2 + H2 + HCl.

Какая масса хлорида урана (III) вступила в реакцию, если образовалось 0,20 л раствора HCl(Сэкв = 0,20 моль(экв)/л)?

6. Составьте уравнения реакции растворения Sc в разбавленной азотной кислоте. Какой объем азотной кислоты с массовой долей 15,53% (ρ =1,090 г/мл) необходим для растворения скандия, если в результате реакции образовалось 0,0300 моль нитрата аммония?

D-ЭЛЕМЕНТЫ II В-ГРУППЫ.

ЦИНК, КАДМИЙ, РТУТЬ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Дайте общую характеристику d–элементов II группы периодической системы на основе электронных структур их атомов. Чем объясняется большая близость свойств цинка и кадмия?

2. Покажите распределение электронов в атомах d– и s–элементов II группы. Совпадают ли для них: а) числа валентных электронов, б) числа валентных атомных орбиталей, в) максимальные значения степени окисления?

3. Сопоставьте распространенность элементов II А- и II В- группы. Какими основными минеральными формами представлены в природе цинк, кадмий и ртуть?

4. На чем основаны общие принципы получения цинка, кадмия и ртути в промышленности?

5. Как сказываются особенности электронного строения металлов подгруппы цинка на их химических свойствах?

6. Какие факты указывают на более близкую аналогию соединений типического элемента магния с соединениями элементов II В-группы, чем со щелочноземельными металлами?

7. Чем можно объяснить существенно меньшую термическую устойчивость карбонатов цинка и кадмия по сравнению с аналогичными соединениями элементов II А-группы?

8. Как изменяется устойчивость однотипных соединений цинка, кадмия и ртути с увеличением порядкового номера элемента и почему это изменение особенно заметно при переходе от кадмия к ртути?

9. В каких свойствах ртути проявляется ее отличие от цинка и кадмия, обусловленное высокой устойчивостью электронной конфигурации 6s2?

10.Дают ли элементы группы внутриорбитальные комплексы? Квадратную или тетраэдрическую конфигурацию имеют ионы, в которых координационное число цинка равно 4, например, [Zn(OН)4]2-?

11. Чем будут отличаться процессы растворения ртути: а) в избытке азотной кислоты, б) в присутствии избытка самой ртути? Напишите уравнения этих реакций и объясните с электронной точки зрения причину образования двухатомной группы –Hg–Hg–?

12. Как, пользуясь только индикатором (каким?), различить растворы хлоридов бария и цинка? Какие еще реагенты можно использовать для этой же цели?

13.Как можно отличить латунь (сплав цинка с медью) от чистой меди?

14. Какие свойства гидроксидов цинка и кадмия позволяют сделать вывод об относительной величине степени гидролиза солей?

15.Как и почему меняется характер гидроксидов элементов II В-группы с увеличением порядкового номера элемента?

16. Какими способами можно разделить одновременно находящиеся в растворе ионы Cd2+ и Zn2+?

17. Что такое амальгамы? Изменяются ли химические свойства металлов в амальгамированном состоянии? Как взаимодействует с водой амальгама натрия, почему ее применяют в качестве восстановителя вместо металлического натрия?

18. Почему случайно пролитая ртуть должна быть тщательно собрана, а те места, где она могла задержаться, рекомендуется засыпать “серным цветом” (что это такое) или залить раствором FeCl3?

Задания для индивидуальной проверки

1. Почему ион Cu2+ в растворе имеет интенсивную голубую окраску, а ион Zn2+ – бесцветен?

2. Ион ртути в растворе бесцветен, как и большинство ее соединений в твердом состоянии. Почему сульфид ртути имеет интенсивную красную окраску (киноварь)?

3. Как можно объяснить изменение окраски в ряду ZnS – CdS – HgS? Какие выводы о природе химической связи в этих соединениях можно при этом сделать?

4. Как значения стандартных электродных потенциалов определяя.т отношение металлов Zn, Cd, Hg к кислотам?

5. Как изменяется химическая природа соединений ртути в разных степенях окисления?

6. Какие кислотно-основные свойства проявляют соединения цинка и кадмия?

7. Какие свойства проявляют соединения Hg(I)иHg(II) в окислительно-восстановительных реакциях? В какой среде осуществляются эти процессы?

8. Напишите уравнения реакций, характеризующие амфотерные свойства дигидроксодиаквацинка (II).

9. Напишите уравнения реакций, протекающих: а) при сплавлении ZnO с KOH; б) при действии на ZnO водного раствора KOH.

10. Почему раствор цианида ртути (II), достаточно хорошо растворимого в воде, имеет очень малую электрическую проводимость? Напишите уравнение его электролитической диссоциации.

11. Что образуется при действии раствора аммиака на сулему и каломель?

12. Закончите уравнения реакций:

а) ZnSO4 + … → K2[Zn(OH)4] + …;

б) K2[Zn(OH)4] + HNO3 (изб) → …;

в)Hg2Cl2 + HCl + HNO3 → …;

г)Hg2S + HCl + HNO3 → …;

д)NaNO3 + Zn + NaOH → …;

е)KNO2 + Zn + KOH → …;

ж)K2[HgI4] + H2S → …;

з)H3PO3 + HgCl2 + … → …;

и)[Zn(NH3)4](OH)2 + HCl (изб) → …;

к)[Cd(NH3)4](OH)2 + H2SO4 (изб) → ….

Упражнения и задачи

1. Какое количество технического цинка, содержащего 96,0% Zn, и 27,5%-ного раствора HClдолжно быть израсходовано для получения 1 т 45,0%-ного раствора хлорида цинка?

2. Какой объем раствора KOH (Сэкв = 8,00 моль(экв)/л) способен прореагировать с 250 г оксида цинка, содержащего 18,6% примесей, не растворяющихся в едких щелочах?

3. Как относятся гидроксиды цинка и кадмия к растворам щелочей и к водному раствору аммиака? По отношению к какому реагенту проявляется различие их свойств и в чем оно выражается? Напишите уравнения реакций.

4. Нитрат ртути (I) получают растворением ртути в разбавленной азотной кислоте в условиях избытка металла. Сколько литров 25,0%-ного раствора HNO3(ρ = 1,15 г/мл) расходуется на 1 кг ртути, исходя из принятого на практике молярного соотношения n(Hg) : n(HNO3)= 1 : 1,19.

5. Какой объем раствора сульфида натрия (Сэкв = 0,250 моль(экв)/л) требуется для осаждения в виде сульфидов ионов Zn2+, Cd2+, Hg2+, если в растворе содержится 1,50 г нитратов цинка, кадмия и ртути (II) в соотношении 4:1:5?

6. Найдите массовые доли (%) компонентов амальгамы, полученной при сливании 5,000 мл ртути и 3,000 мл металлического натрия, если ρ(Hg) =13,55 г/мл, ρ(Na) = 0,9700 г/мл.

7. Почему при пропускании H2S через раствор ZnCl2осаждение малорастворимого ZnS происходит не полностью? Что надо добавить к раствору, чтобы: а) практически полностью осадить ZnS; б) полностью предотвратить его образование?

8. При взбалтывании растворенного KNO3 с концентрированной H2SO4 и ртутью образуется NO и сульфат ртути (I). Напишите уравнение реакции.

9. Напишите уравнения реакций взаимодействия нитратов ртути (I) и (II): а) со щелочами; б) с избытком раствора KI.

10. Что такое гремучая ртуть и для чего она применяется? Что образуется при ее разложении?При растворении 52,00 г сплава цинка с медью в азотной кислоте выделилась смесь оксида азота (II) и азота объемом 12,39 л, измеренным при температуре 24°С и давлении 1,05·105 Па. Вычислите массовую долю (%) меди и цинка в сплаве.

11. Какой объем займет аммиак (н.у.), который может быть выделен из раствора, полученного при взаимодействии цинка массой 5,20 г и раствором азотной кислоты, в котором массовая доля HNO3 8,00%? Вычислите объем этого раствора и раствора концентрации 2,00 моль/л, затраченного на выделение NH3.

d-ЭЛЕМЕНТЫ I В-ГРУППЫ.

МЕДЬ, СЕРЕБРО, ЗОЛОТО И ИХ СОЕДИНЕНИЯ

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Дайте общую характеристику d–элементов I группы периодической системы на основе электронного строения их атомов. Чем объясняются эффект «провала» электрона для этих элементов и особая устойчивость степени окисления +1 для серебра?

2. Сравните строение и радиусы атомов d- и s- элементов I группы, находящихся в одном периоде. Объясните причину различия в свойствах элементов: калия и меди, рубидия и серебра, цезия и золота.

3. Какими физическими свойствами простых веществ характеризуются d-элементы I группы периодической системы?

4. Медь сравнительно мало распространена на Земле, а содержание серебра и золота еще меньше. Почему же именно эти металлы известны человечеству с глубокой древности?

5. Каковы основные природные минералы меди, серебра и золота?

6. Каковы общие принципы извлечения меди, серебра и золота из природных соединений и их рафинирования?

7. На каком характерном для d–элементов свойстве серебра и золота основан цианидный способ их извлечения из руд в промышленности? Приведите уравнения соответствующих реакций.

8. Укажите возможно больше реактивов, с помощью которых можно перевести в водный раствор: а) медь, б) серебро, в) золото.

9. При растворении металлического золота в “царской водке” невозможно получить AuCl3.Объясните почему. Какие исходные вещества образуют золотохлороводородную кислоту H[AuCl4]? Какая соль этой кислоты имеет техническое название “золотая соль”?

10.Какие продукты получатся на катоде и аноде при электролизе водных растворов следующих веществ: а) сульфата меди (II), б) нитрата серебра (I), в) тетрахлороаурата (III) водорода.

11. Осадок гидроксида меди (II) химически растворили в избытке раствора щелочи и добавили пероксодисульфат калия. При этом выпал осадок темно-красного цвета. При температуре выше 400°С он быстро чернеет и при этом выделяется газ. Вещество химически растворяется в хлороводородной кислоте с образованием зеленого раствора и газа с резким запахом, растворяется в концентрированных щелочах, окрашивая раствор в красный цвет. Приведите уравнения описанных процессов. Какие свойства присущи соединениям меди в высоких степенях окисления?

12. В чем заключаются химические причины наличия окраски у твердых солей AgBr и AgI, хотя AgCl и CuI– бесцветны?

13. Сформулируйте общие закономерности существования галогенидов ЭГ, ЭГ2 и ЭГ3 для элементов I В – группы и всех галогенов? Чем можно объяснить эти закономерности?

14. Если кристаллы хлорида и сульфата меди (II) не имеют окраски (бесцветны), то водные растворы тех же соединений окрашены в голубой цвет, а водно-аммиачные растворы – в синий цвет. Объясните химические причины этого явления.

15. Используя теорию кристаллического поля, объясните, почему комплексный ион [CuCl2]-в водном растворе бесцветный, а [CuCl4]2- окрашен в зеленый цвет.

16. Почему соединения серебра нужно хранить в темных склянках?

17. Малорастворимые в воде галогениды серебра хорошо растворяются в водном растворе тиосульфата натрия. Но при пропускании через полученный раствор сероводорода или при добавлении сульфида натрия образуется черный осадок. Как объяснить наблюдаемые явления? Чем они обусловлены?

18. В водном растворе или при нагревании хлорид золота (I) распадается с выделением металлического золота. Напишите уравнение реакции и укажите, к какому типу она относится.

19. Где в ряду напряжений находятся Cu, Ag, Au? Как это определяет возможность окисления металлов ионами оксония?

20.Какой химический метод применяют для извлечения золота из золотоносного песка?

Задания для индивидуальной проверки

1. Какими свойствами характеризуются оксиды и гидроксиды меди (I) и (II)?

2. Какого состава осадок выпадает при добавлении щелочи к раствору AgNO3? На какое свойство полученного соединения указывает выделение газа при его взаимодействии с пероксидом водорода?

3. Почему осадки AgClи AgI при добавлении раствора аммиака ведут себя неодинаково? Объясните.

4. Какое соединение образуется при обработке порошка золота избытком хлора при 200°С? Какого состава осадок выпадает при добавлении к раствору этого соединения щелочи и во что переходит осадок при действии: а) кислот, б) избытка щелочи?

5. Какое свойство проявляет золото (III) при взаимодействии AuCl3 c H2S, в результате которого выпадает осадок Au2S? Напишите уравнение этой реакции.

6. За счёт каких процессов медь покрывается на воздухе зеленоватым налетом, а серебро – черным? Как очистить поверхность металлов?

7. Уравнениями реакций покажите отношение:

а) меди к азотной и серной кислоте;

б) серебра к азотной кислоте,

в) золота к «царской водке»?

Почему медь и серебро не восстанавливают HNO3 глубже, чем до NO?

8. Возможно ли: а) взаимодействие Cu, Ag и Au с кислородом, озоном и хлором; б) растворение меди в соляной кислоте с участием кислорода, воздуха?

9. Какие продукты образуются: а) при прокаливании оксида и сульфида меди (II), б) при плавке смеси Cu2O и Cu2S?

10. При добавлении NH4OH к раствору CuSO4 выпал осадок, при дальнейшем увеличении концентрации NH4OH осадок растворился. Напишите уравнения протекающих реакций.

11. Как разделить при помощи химических реакций золото и серебро, медь и серебро?

12. Напишите уравнения реакций, сопровождающихся образованием свободного металла:

а) AgNO3 + H2O2 + NaOH → …;

б) H[AuCl4] + H2O2 + NaOH → …;

в) AgNO3 + NH4OH + HCOH → ….

13. Как можно осуществить указанные ниже переходы от одного соединения меди (II) к другому:

а) сульфат → основной карбонат → оксид → гидроксид → гидроксосульфат → аммиакат → хлорид;

б) Cu → Cu(NO3)2 → [Cu(NH3)4](NO3)2 → CuS → Cu(NO3)2 → CuO → (CuOH)2SO4 → CuCl2 → Cu.

14. Каким значением pH характеризуется раствор сульфата меди (II), равным, большим или меньшим 7? Напишите уравнение реакции, обуславливающей среду раствора.

15. Каким условием определяется возможность осаждения Cu(OH)2 из раствора аммиаката меди (II) при добавлении щелочи? Почему это условие не распространяется на возможность осаждения CuS?

16. Почему нерастворимые соли меди (I) и серебра (I) растворяются: а) в растворах аммиака, б) в концентрированных растворах галогеноводных кислот или их солей со щелочными металлами? Покажите это на примере реакций:

CuCl + HCl → …,

AgI + NaI → …;

AgCl + KCl → ….

17. При гидролизе AuCl3 образуется кислота H2[AuOCl3], благодаря чему раствор приобретает коричнево-красную окраску. Почему при добавлении соляной кислоты раствор становится лимонно-желтым? Объясните и напишите уравнения реакций.

18. Есть ли различие во взаимодействии меди и золота с водным раствором цианида калия?

Упражнения и задачи

1. Железная пластинка массой 20,00 г. была подгружена в раствор нитрата меди (II). Масса пластинки после реакции стала 21,00 г. Определите массу металлической меди, выделившейся на пластинке. Какой объем раствора азотной кислоты (ρ = 1,320 г/мл) с массовой долей 50,71% требуется для растворения выделившейся меди?

2. Пирометаллургический процесс извлечения меди из сернистых руд можно выразить следующей схемой:

CuFeS2 + O2 + SiO2 → Cu + FeSiO3 + SO2.

3. Какая масса меди получается из 5,8 г сульфида, содержащего 5,0% примесей, а выход реакции составляет 90% от теоретического? Какой объем (н.у.) займет выделившийся оксид серы (IV)?

4. Приведите пример растворимой в воде соли, при обработке которой щелочью образуется осадок бурого цвета, а хлоридом натрия – белого цвета. Напишите уравнения реакций.

5. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей схеме:

 
  ЭЛЕМЕНТЫ f–СЕМЕЙСТВА И ИХ СОЕДИНЕНИЯ - student2.ru

CuCl2 ← CuCl → Cu(NO3)2

↑ ↑

Cu C3H3Cu

↓ ↑

CuSO4 → CuO ← [Cu(NH3)2]Cl

6. Напишите уравнения реакций, соответствующей следующей последовательности превращений:

Ag → X1 → AgNO3 → X2 → [Ag(NH3)2]Cl → X3 → Ag.

7. Возможны ли реакции:

Cu2O + NH3 + H2O = …;

Ag2O + NH3 + H2O = ….

8. Объясните, почему медь, находясь в электрохимическом ряду напряжений правее водорода, взаимодействует с водным раствором йодоводорода с выделением водорода?

9. При растворении оксидов меди (I) и (II) в разбавленной и концентрированной серной кислоте образуется одна и та же соль. Напишите уравнения этих реакций.

10. Как можно очистить раствор сульфата железа (II) от примеси сульфата меди (II)?

11. Кусок латуни массой 0,800 г растворен в азотной кислоте. При электролизе этого раствора на катоде выделилось 0,496 г меди. Напишите уравнение реакций и определите состав латуни (%).

12. Какой объем раствора с массовой долей HNO3 8,00% потребуется для растворения меди массой 24,0 г? Чему должен быть равен объем NO (н.у.), который при этом выделится?

13. Какую массу медного купороса можно получить из 1 т руды, в которой массовая доля медного колчедана CuFeS2составляет 20,0%?

14. Определите молярную концентрацию раствора CuSO4 и массу CuSO4 ∙ 5H2O, пошедшего на приготовление раствора объемом 0,50 л по следующим данным: раствор объемом 50,0 мл выделяет из KI свободный йод, на титрование которого затрачивается раствор Na2S2O3 объемом 25,0 мл молярной концентрации 0,100 моль/л.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: учебник для вузов / Н.С. Ахметов. – М: Высшая школа, 2003. – 743 с.

2. Общая и неорганическая химия: учебник для вузов: в 2-х т. / под ред. А.Ф. Воробьева. – М.: Академкнига, 2007. Т. 1: Теоретические основы химии. – 2007. – 371 с.

3. Гольбрайх З.Е., Маслов Е.И. Сборник задач и упражнений по химии: учеб. пособие для студентов. / З.Е. Гольбрайх, Е.И. Маслов. – М.: Высшая школа, 2004. – 383 с.

4. Гончаров Е.Г. Строение вещества и химическая связь в курсе неорганической химии: учеб. пособие / Е.Г. Гончаров, Ю.П. Афиногенов, А.М. Ховив. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008. — 280 с.

5. Дроздов А.А., Дроздова М.В.. Неорганическая химия. / А.А. Дроздов, М.В. Дроздова. – Саратов: Научная книга, 2012. – 368 с. [электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru/neorganicheskaya-ximiya.-uchebnoe-posobie.html (16.10.12 г.)

6. Елфимов В.И., Бережной А.И., Аликина И.Б., Ярошинский А.И.. Общая и неорганическая химия. / В.И. Елфимов, А.И. Бережной, И.Б. Аликина, А.И. Ярошинский. – М.: Высшая школа, Абрис: 2012. – 286 c. [электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru/obshhaya-i-neorganicheskaya-ximiya.-uchebnoe-posobie.html (16.10.12 г.)

7. Князев Д.А., Смарыгин С.Н.. Неорганическая химия. / Д.А. Князев, С.Н. Смарыгин. – М.: Дрофа, 2005. – 592 с. [электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru/neorganicheskaya-ximiya.-uchebnik-dlya-vuzov.html (16.10.12 г.)

8. Коржуков Н.Г. Общая и неорганическая химия. / Н.Г. Коржуков. – М.: МИСИС, 2004.– 511 с.

9. Коровин Н.В. Общая химия: учебник для студ. вузов, обучающихся по тех. направлениям и спец. / Н.В. Коровин. – М.: Высш. шк., 2007. – 557 с.

10. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Реакции неорганических веществ: справочник. / Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева. – М.: Дрофа, 2007. – 637 с.

11. Макарова О.В. Неорганическая химия. / О.В. Макарова. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. – 99 с. [электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru/neorganicheskaya-ximiya.html (16.10.12 г.)

12. Павлов Н.Н. Общая и неорганическая химия. / Н.Н. Павлов. – СПб.: Лань, 2011. – 496 с.

13. Пузаков С. А., Попков В. А., Филиппова А. А. Сборник задач и упражнений по общей химии: учебное пособие для вузов. / С. А. Пузаков, В. А. Попков, А. А. Филиппова. – М.: Юрайт Издательство ООО, 2012. – 255 с.

14. Третьяков Ю.Д. Неорганическая химия. Т. 1 – 3. / под. ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: Академия, 2004 – 2007. Т. 1 – 240 с, Т. 2 – 368 с, Т.3. – 352 с.

15. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия: учебник для студентов вузов. / Я.А. Угай. – М: Высшая школа, 2004. – 527 c.

Дополнительная литература:

1. Практикум по неорганической химии: учеб. пособие для студентов пед. институтов. / Л.В. Бабич, С.А. Балезин, Ф.Б. Глинка и др. – М.: Просвещение, 1991. – 320 с.

2. Беляева И.И. и др. Задачи и упражнения по общей и неорганической химии: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. “Химия и биология”. / И.И. Беляева и др. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

3. Коттон Ф., Уилкинсон Дж. Основы неорганической химии. / Ф. Коттон, Дж. Уилкинсон. – М.: Мир, 1979. – 678 с.

4. Лидин Р.А., Аликберов Л.Ю., Логинова Г.П. Неорганическая химия в вопросах. / Р.А. Лидин, Л.Ю. Аликберов, Г.П. Логинова. – М.: Химия, 1991. – 251 с.

5. Фримантл М. Химия в действии. / М. Фримантл. – М.: Мир, 1998. – Ч. 1. – 528 с. – Ч. 2. – 620 с.

6. Хьюи Дж. Неорганическая химия. / Дж. Хьюи. – М.: Химия, 1987. – 695 с.

7. Эмсли Дж. Элементы: Пер.с англ. / Дж. Эмсли. – М.: Мир, 1993. – 255 с.

Наши рекомендации