Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе.

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе.

Каждый объект характеризуется числом возможный состояний.

Система называется простой, если при имеющихся средствах можно рассмотреть все возможные состояния системы.

Система называется средней сложности, когда можно проанализировать только основные состояния.

Система называется сложной, когда можно учесть только меньшую часть возможных состояний системы.

Проблемы экспериментального исследования в металлургии и металловедение.

Для металлов и сплавов характерно:

1) Многомерность, т.е. большое число параметров характеризующих объект:

- химический состав,

- физические свойства,

- механические свойства,

- технологические характеристики.

2) Статистический характер показателей, т.е. большинство параметров имеет случайный характер и их приходится определять с помощью вероятностных или экспериментальных характеристик.

3) Высокая степень корреляции между параметрами.

Отсюда возникают задачи:

1) Изучение зависимости, состав, свойства.

2) Оптимизация процесса.

3) Выделение наиболее информативных факторов, когда среди множества характеристик необходимо найти более важный.

4) Компактное описание свойства объекта, т.е. выбор такой математической модели, которая с достаточной точностью описывает объект.

Типы наблюдаемых данных.

Совокупность факторов и откликов называется наблюдаемыми данными. Все остальные величины называются параметрами. Все виды данных подразделяются на 3 группы:

1) Количественные данные, которые представляют результаты физических измерений, выраженных в числовой форме.

2) Качественные данные, которые указывают в какой степени качественно проявляется тот или иной признак или свойства объект, и не смотря на то, что им часто приписывают числовые оценки, это не говорит о том, что они становятся количественными данными.

3) Категорированные данные. Они определяют принадлежность объекта к определенной группе или классу. Для количественных данных определяются все математические данные (операции) и операции сравнения. Для качественных определены только операции сравнения. А для категорированных нет.

Глава 2. Интегральный показатель качества

Постановка задач.

В качестве объекта будем рассматривать некоторую модель.

Y=F(X)

……….. ………

.

Выделим среди откликов ту часть, которая характеризует наиболее важные свойства объекта (частные показатели). Y1, Y2, Y3 …Yi

Отметим задачи нахождения наиболее эффективных в отрыве от конкретных потребительских требований не существует. Если имеются некоторые показатели качества одного объекта, то нужно выбрать один главный либо найти величину одну, которая является функцией этих показателей.

r1, r2, … ri, …rk

  Сплав Показатели качества
R1 R2
S1
S2

1) rj – единственный;

2) I=f(r1, r2, … ri, …rk) – выразить функцию.

Такое определение интегрального качества предполагает построение по определенному признаку.

Выбор моделей

Виды моделей

Истинной моделью называют такую, которая адекватно отражает экспериментальные результаты. При выборе моделей обычно используют следующие критерии:

1) адекватность;

2) простота.

Если из двух моделей, которые адекватны, с требуемой точностью эксперимента выбирают ту, которая проще.

Поэтому построение модели начинают с более простой, критерий адекватности выбирают в качестве отношения дисперсии адекватности к дисперсии воспроизводимости:

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

В организации эксперимента различают 3 типа моделей:

1) регрессионная модель;

2) полиномиальная;

3) факторная.

Регрессионная модель

Модель вида y=b0* f0 ( Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru )+ b1* f1 ( Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru )+…+ bm* fm ( Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru ) называют регрессионной моделью, здесь b0 b1 …bm неизвестные постоянные коэффициенты, f0 f1Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru любые сколь угодно сложные, но вычисляемые функции.

Если вид функции известен f0, f1, fm, то задача построения модели сводится к нахождению неизвестных b0, b1, bm в уравнении регрессии.

Главное, что неизвестные коэффициенты регрессионной модели всегда линейны. Если модель не является регрессионной y= b0* Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru тогда соответствующим преобразованием нужно привести ее к регрессионному виду, самое здесь простое логарифмирование:

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru = Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

z= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

z= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

3.3. Полиномиальная модель.

Частный случай регрессионной модели, когда функцией факторов являются полиномами факторов.

y= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Представляем эту функцию в виде полинома. В полиноминальной модели следует изучать факторность и порядок моделей. Факторность – число факторов модели, а порядок модели – это максимальная степень полинома.

При большом числе факторов число коэффициентов значительно возрастает, особенно при увеличении числа факторов.

m n

Поэтому всегда следует ограничивать число коэффициентов, необходимо выбрать такую модель, чтобы она имела не более 10-12 коэффициентов.

Факторная модель.

Факторная модель является частным случаем полиномиальной модели, причем факторная модель – это полиномиальная модель, выполняющая условие невырожденности плана эксперимента.

3.4. План эксперимента.

Пусть число факторов к=3, тогда модель будет иметь вид:

y=f0(x1,x2,x3)+b1f1(x1,x2,x3)+bnfn(x1,x2,x3)

Допустим, что ошибки измерения отсутствуют, то есть, известны точные значения функции y при любых заданных значениях факторов.

Построим план эксперимента для этих трех факторов.

N x1 x2 x3 y
x11 x12 x13 y1
x21 x22 x23 y2
x31 x32 x33 y3
n xn1 xn2 xn3 yn

Эта таблица представляет собой план эксперимента, причем

y1=b0f0(x1,x2,x3)+b1f1(x1,x2,x3)+bmfm(x1,x2,x3)

yn=f0(x1,x2,x3)+b1f1(x1,x2,x3)+...+bmfm(x1,x2,x3)

Представляет собой систему из n-уровней, причем часть таблицы, образованная значениями факторов называют матрицей эксперимента, иначе матрицу, состоящую из n-строк и k-столбцов называют план эксперимента.

Рассмотрим методы перехода от плана к модели. Для этого необходимо построить регрессионную модель, то есть получить математическую модель объекта. При этом должны выполняться следующие условия:

1) Если n>m+1, тогда число коэффициентов больше чем число опытов и такой план называется вырожденным. Необходимо выполнять условие невырожденности, то есть когда коэффициенты модели bi однозначно определяется в случаи отсутствия ошибок эксперимента.

2) Если фактов варьируется (меняется) на r-уровнях, то есть задаем определенную градацию определенных факторов. Следует учесть, что этот фактор входит в полиномиальную модель в степени (r-1), то есть Хi(r-1). Число коэффициентов модели должно быть равно произведению числа уровней на число факторов. Это следствие невырожденности плана эксперимента. Число опытов должны быть не меньше числа коэффициентов. Естественно оно может быть равно числу экспериментов, когда ошибкой можно пренебречь.

Построение модели необходимо с min-го порядка уравнения регрессии, и только в случаи неадекватности линейной модели следует приступать к построению модели более высокого порядка.

В этом случаи точка плана не обязательно является одним экспериментом, а может представлять совокупность опытов.

Глава 4. Оптимальные опыты.

Обобщенная дисперсия.

Допустим имеется несколько случайных величин х, которые распределены на множестве Х с некоторой дисперсией Д(х).

Величина дисперсии, …. оценка дисперсии

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Если имеются два объекта, которые характеризуются соответствующими дисперсиями Д1(х) и Д2(х) и между этими величинами (объектами) наблюдается взаимозависимость, тогда вводится понятие о коэффициентах корреляции r(x1,x2), причем

|r(x1,x2)| <1

Коэффициент корреляции характеризует степень линейной зависимости одной величины от другой. Для любой функции коэффициент корреляции будет представлять отношение линейной части функции ко всему его значению

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Ковариации между случайными величинами х1 и х2 называют следующие произведение:

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Причем Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Таким образом, случайные величины характеризуются следующими числами

- дисперсией Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

- ковариацией k= (x1,x2)

Для выборочных оценок можем записать

-для дисперсии

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

-для корреляции

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

-ковариация

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Корреляционная матрица

Это такая матрица, на главной диагонали которой находится соответствующие дисперсии, а остальные коэффициенты представляют ковариации соответствующих величин.

Определитель такой матрицы представляет собой обобщенную дисперсию.

Обобщенная дисперсия является характеристикой точности математической модели, поэтому планы, которые min-т обобщенную дисперсию называют деоптимальными планами.

Метод наименьших квадратов в большинстве случаев обеспечивает оптимальность модели.

Построение оптимальных планов

П1 Нормирование факторов

Все планы составляют для нормированных значений факторов, т.е. максимальному значению уровня, фактору присваивают +1, минимальному -1, центр плана при этом равен нулю.

Вычисление оценок коэффициентов и проверка адекватности модели производится также в нормированных величинах, но интерпретация полученных результатов модели проводится только в реальных значениях факторов.

y=b0+b1x1+b2x2….

y=a0+a1g(c)+a2g(Ni)….

Обозначим через Xн - нормированное значение фактора,

Xр – реальное значение фактора.

Тогда для перехода к нормированным значениям справедлива формула

Xн= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru - верхний и нижний уровни факторов.

Xр=1/2( Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru )+Xн( Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru )

Структура оптимальных планов.

Она определяется теоремой Кифера, которая гласит, что для n-наблюдений, когда факторы нормированы и варьируются от +1 до -1, тогда наблюдение необходимо располагать равномерно в точках плана, которые являются нулями полинома Лежандра, т.е. решением уравнения

(1-x2)L'm =0

L'm – полином Лежандра,

m – степень полинома Лежандра.

Таблица оптимальных точек по теореме Кифера

m Точки плана на отрезке +1…-1 ( Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru )
  В каждой точке плана проводится ( Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru ) опытов
Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 1;
Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 1; 0
Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 1; Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0,4272;
Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 1; Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0,6547; 0;
Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 1; Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0,7651; Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0,2852;
Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 1; Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0,8302; Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0,4689; 0;

1. Отсюда следует, что число точек плана находится как (m+1)

2. Оставшиеся после равномерного распределения опытов, по точкам плана необходимо размещать как можно ближе к границам изменения факторов.

Глава 5 Факторное планирование эксперимента.

5.1 Полный двухуровневый факторный план вида 2к .(ПФЭ2к)

Пусть даны два фактора x1, x2, предполагаем наличие линейной модели вида y=b0+b1x1+b2x2+b12x1x2; Оптимальный факторный план должен иметь четыре точки плана, т.е. N=2k-2=4, тогда ПФП будет иметь вид.

n x0 x1 x2 x12 y
-1 -1 +1 y1
+1 -1 -1 y2
-1 +1 -1 y3
+1 +1 +1 y4

n - номер точки плана

x0 - нормальный фактор

y1…y4 – результаты.

Подсчитаем сумму элементов в каждом столбце. Такие планы кроме условия оптимальности являются ортогональными, т. е. позволяют рассчитывать оценки для коэффициентов моделей и обеспечивают независимость этих оценок, тогда коэффициенты модели полного факторного плана рассчитывают по формуле.

bj= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru (y1+y2+y3+y4)

~ оценка

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 1= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru (-y1+y2-y3+y4)

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 2= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru (-y1-y2+y3+y4)

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 12= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru (y1-y2-y3+y4)

Таким образом находим оценки коэффициентов в уравнении регрессии после чего в любой точке факторного пространства можно найти значения параметра (величины) y в области определения факторов

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru = Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0 + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 1 x1+ Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 2 x2 + Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 12 x1x2

Для трехфакторного эксперимента, когда даны три фактора x1x2x3, построение плана вида ПФЭ2к заключается составлением таблицы позволяющих найти оценки для моделей вида

y=b0+d1x1+b2x2+b3x3+b12x1x2+b13x1x3+b23x2x3+b123x1x2x3

общее число точек плана N=2к=3=8

Построим план эксперимента

n x0 x1 x2 x3 x1x2 x1x3 x2x3 x1x2x3 y
-1 -1 -1 +1 -1 +1 -1 y1
+1 -1 -1 -1 -1 +1 +1 y2
-1 +1 -1 -1 +1 -1 +1 y3
+1 +1 -1 +1 -1 -1 -1 y4
-1 -1 +1 +1 -1 -1 +1 y5
+1 -1 +1 -1 +1 -1 -1 y6
-1 +1 +1 -1 -1 +1 -1 y7
+1 +1 +1 +1 +1 +1 +1 y8


Оценки находятся по формуле

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru j= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Таким образом мы можем определить оценку любого коэффициента модели по соответствующему столбцу плана, такой эксперимент, в котором реализуется все N=2к опытов называются полным факторным экспериментом, отметим в ряде случаев нет необходимости построения модели, которая учитывает все эффекты взаимодействий факторов, а можно ограничится только оценками линейных эффектов. Такая задача решается путем построения дробных факторных планов.

Смешивание эффектов.

Определяющий контраст.

Для построения первой реплики трехфакторного эксперимента мы воспользовались генератором плана вида x3=x1∙x2 , но квадрат фактора x3∙ x3=│ x3│= 1 = x1∙x2∙ x3, это значение принято называть определяющий контраст (I).

I = x1∙x2∙ x3 ≡ 1

С помощью определяющего контраста можно определить какие оценки полной факторной модели содержат смешивание эффектов.

Полный факторный план позволяет построить модель вида:

Y = b0+b1x1+b2x2+b3x3+b12x1x2+b13x1x3+b23x2x3+b123x1x2x3

A ДФЭ23-1 : Yʹ = b0+b1∙x1+ b2∙x2+ b3∙x3

Поэтому коэффициенты ДФЭ содержат в себе коэффициенты или оценки коэффициентов ПФЭ. Определить смешивание эффектов можно с помощью определяющего контраста плана.

b0 = b0x0+ b123x1x2x3

b0 = b0+ b123

b1= b1+ b23

b2= b2+ b13

b3= b3+ b12

К сожалению все значительно усложняется при увеличении количества факторов.

Построение ДФЭ для четырех факторов (k=4)(1/2 реплики)

K=4

в ПФЭ N=24=16

в ДФЭ Nʹ=24-1=16

  N b0 b1 b2 b3 b4
x0 x1 x2 x3 x4
- - - -
+ - + +
- + - +
+ + - -
- - + +
+ - + -
- + + -
+ + + +

x4 = x1x2x3

b0 = b0+ b1234

b1= b1+ b234

b2= b2+ b134

b3= b3+ b124

b3= b3+ b124

b4= b4+ b123

b12= b12+ b34

b13= b13+ b24

b23= b23+ b14

Основной уровень фактора.

Основной уровень фактора, т. е. его начальное значение, с которого начинается эксперимент для его выбора необходим анализ априорной информации.

Начальный уровень фактора должен был располагаться в области определения факторов, таким образом, чтобы сочетание факторов не приводили к появлению нежелательных эффектов или к нарушению технологических режимов. Нормированное значение уровня фактора принимается равное нулю, т.е.

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru =0

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru = Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Шаг изменения фактора.

Это величина, на которую изменяют фактор от опыта к опыту, т.е. интервал дискретности фактора.

Внутри шага фактор не может принимать значения, величина шага выбирается с учетом двух противоположных факторов (условий):

1. Увеличение шага, уменьшает содержательность и точность модели.

2. Уменьшение шага, увеличивает число опытов и стоимость эксперимента.

Шаг изменения фактора должен быть больше разрешающей способности измерительных приборов, и определяется возможностью изготовления образцов с заданной точностью. Т.е. желательно знать заранее, сколько образцов можно (изготовить) провести, каким временем располагаем: интервал варьирования равен половине рабочего диапазона.

Изменение фактора:

Јi = Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru ,

Интервал варьирования определяет возможные изменения фактора и диапазона, в которых происходит исследования.

Начальный уровень фактора, интервал варьирования и шаг на каждом этапе эксперимента неизменны, и только на завершающем этапе исследования (при построении нелинейной модели) можно изменить эти величины.

Если при движении в факторном пространстве, значения какого либо фактора достигают границу области определения, то этот фактор исключается из рассмотрения, фиксируя его на граничном уровне.

Рандомизация.

Рандомизация заключается в случайном расположении точек плана, т.е. последовательности выполнения опытов в соответствии с оптимальным планом.

В следующей системе все факторы можно разделить на две группы:

I группа: изучаемые факторы это x1x2x3

II группа: мешающие факторы (помехи) влияние, которых мы не учитываем в эксперименте.

Для исключения влияния факторов II группы и применятся рандомизация.

n x1 x2 x3 y
- - - y1
+ - - y2
- + - y3
+ + - y4
- - + y5
+ - + y6
- + + y7
+ + + y8

n число опытов

ε ошибка (не учитываем)

Допустим для 3 опыта

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 3= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru (-4ε+ Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru )=b3- Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru ε.

Вычисление оценок.

Для ортогонального плана, вычисления соответствующих оценок производится по формуле

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru j= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru ,

т.е. равны суммам произведений откликов на элементы соответствующего столбца плана.

При вычислении оценок необходимо соблюдать высокую точность вычислений (не менее 4 знаков после запятой) округление допускается только конечного результата.

Для контроля правильности вычислений необходимо рассчитать следующие суммы:

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 2

Теоретически должно выполняться соотношение

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru =N Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 2

Из-за округлений в процессе вычисления накапливаются ошибки и возможны отклонения от этой формулы

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 0,1 Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Если это выполняется, то считаем что вычисления выполнены верно и не содержат ошибок.

Глава 7.

Регрессионный анализ.

Цель регрессионного анализа – проверка адекватности полученной модели, проверка значимости оценок коэффициентов модели.

Поставленная цель достигается при следующих допущениях:

1. Параметр оптимизации Y является случайной величиной с нормальным законом распределения.

2. Дисперсия Y не зависит от величины Y, т.е. постулируется однородность дисперсий в различных точках факторного пространства.

3. Значение факторов не является случайными величинами, т.е. имеется возможность устанавливать каждый фактор на определенном уровне, точнее чем ошибка воспроизведения.

Статистический анализ

Дублирование опытов повышает точность эксперимента данных и надежность полученных моделей.

Различают равномерное и неравномерное дублирование.

Равномерное дублирование – это когда в каждой точке плана производится одинаковое число опытов, то есть каждой строчке плана соответствует одинаковое число значение уi.

Если не делать различия между этими значениями, то это эквивалентно увеличению числа строк в матрице «весов»

P=En

Е- единичная матрица

n- число измерений в каждой точке

P= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

С учетом матрицы весов решение системы нормальных уравнений имеет вид

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Для дисперсии адекватности

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru дисперсия воспроизводимости.

Проверяется значимость коэффициентов Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Таким образом, для случая статического анализа коэффициентов с равнопеременным дублированием опыта применяется та же схема обработки результатов, но учитывающая усреднение значения У.

Определим дисперсию адекватности и дисперсии коэффициентов, значимость коэффициентов уравнения регрессии.

Интерпретация результатов

Получено уравнение регрессии у=f(xi)

Y=b0+b1x1+b2x2+…+bkxk+bk+1x1x2+…+bk+m(xk-1xk)

1.Учет знаков при коэффициенте max

Интерпретация моде зависит от того, что мы определяем max или min функции y

2. Учитывается величина коэффициентов.

Их надо учитывать по силе воздействия на функцию отклика b2>b

Статистически не значимые факторы не рассматриваются. Следует учесть, что изменение интервалов варьируется, приводит к изменению коэффициентов регрессии, так как величина коэффициента пропорциональна соответствующему интервалу варьирования |bi|~|Ii|

Но коэффициенты могут изменять знак на обратный, если в ходе эксперимента случайно прошли max.

3. Построение уравнения регрессии для натуральных значений факторов. При этом изменяется величина всех коэффициентов и исчезает возможность их сравнения по величине.

Интерпретация взаимодействий неоднозначна, так как необходимо учитывать знаки основных эффектов. Причем если они различны, то следует исключить самый сложный эффект

y=b0+b1x1+...

Критерий остановки

Движение по grad целесообразно пока приращение параметра оптимизации Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru достигает max.

Но так как всегда имеются случайные ошибки Δy=Δy᷈+δy

Всякое движение по grad становится бессмысленным при отрицательном grad, то есть должно выполняться условие, что Δy>0.

Проверка этой гипотезы сводится к проверке выполнения неравенства

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru - Коэффициент Стьюдента

bi- коэффициент уравнения регрессии

f=N-k-1

Если это условие выполняется, то движение по grad становится не эффективно, следовательно, данное неравенство может служить критерием остановки при движении по grad.

Глава10. План 2-го порядка

Общие понятия

Планы 2-го порядка предполагают уравнение регрессии вида

y=b0+b1x1+b2x2+…+bkxk+b11x12+b22x22+bkkxk2+b12x1x2+b13x1x3+…+bk-1,kxk-1xk

Уравнение для двухфакторной модели:

y=b0+b1x1+b2x2+b11x12+b22x22+b12x1x2

Общее число уравнение и число неизвестных коэффициентов модели =n+1=6.

Оценки коэффициентов модели содержат функции независимых факторов типа с xi2.

Этот фактор должен принимать, по крайней мере, три различных значения, то есть мы должны использовать так называемые трехуровневые факторные планы вида 3k.

Подсчитаем число опытов для различного числа опытов:

k N

1 9

2 27

3 81

4 243

5 729

6 2187

7 6561

Уменьшить количество опытов по сравнению с трехуровневым планированием можно путем построения центральных композиционных планов второго порядка.

Для квадратичной модели композиционный план может быть получен путем добавления некоторого количества специальных точек к ядру плана, в качестве которого используются ПФП для линейной модели.

Таким образом, если к ядру плана вида ПФЭ 2k добавить одну точку в центре плана и добавить 2k так называемых «звездных» точек, то получим центр композиционный план Бокса. Координаты звездных точек представляют собой (±α,0,0,0,0…) (0,±α,0,0)

(0,0,±α,0…) (0,0…±α).

Общее число точек центра композиционного плана Бокса:N=2k+2k=1≤3k.

Построим матрица планирование для трехфакторного эксперимента.

N X1 X2 X3
+ + +
- + +
+ - +
- - +
+ + -
- + -
+ - -
- - -

Ядро плана ПФП 2k

Звездные точки 2k α-плечо звездной точки

Центр плана

10.2 Ортогональные центральные композиционные планы

При построении ортогональных композиционных планов величина α выбирается таким образом, чтобы обеспечить ортогональность плана, т.е. диагонализировать матрицу XТX.

Для выполнения этого условия уравнение модели необходимо преобразовать к виду.

y=a0+b1x1+b2x2+…+bкxк+…+b11(x12-β)+b22(x22-β)+…

...+bкк(xк2- β)…+b12x1x2+…+bк-1xк-1xк,

В этом уравнении величина β рассчитывается из условия

β= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru или β= Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

где N общее число точек плана,

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru -число точек в ядре плана,

Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru - размах или плечо звездной точки композиционного плана.

Переход к уравнению регрессии от преобразованного уравнения производится с помощью формулы.

b0=a0Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru

в этом случае получится

y=b0+b1x1+b2x2+…+b11x12+b22x22+…

необходимо учесть следующее, для ортогональных центральных композиционных планов также как и для факторных планов Iго порядка обеспечивается независимость вычисления всех коэффициентов в уравнении регрессии, кроме b0.

Оценку значения коэффициента b0 необходимо пересчитать после отбрасывания незначимых квадратичных коэффициентов.

Несколько осложняется расчет дисперсии для различных коэффициентов, поскольку разные коэффициенты b0,bi,bii,bij, рассчитывается с различными степенями свободы. Поэтому для каждого композиционного плана пользуясь справочными данными матрицы дисперсий ковариации.

Для ортогонального плана необходимо, чтобы парные взаимодействия не были смешаны с линейными эффектами. Поэтому в качестве ядра плана при к Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 4, используется только ПФЭ2к , при к Глава №1. Организация эксперимента при исследовании сложной системе. - student2.ru 4 допускается использование ДФП2к-р.

<

Наши рекомендации

  j x0 x1 x2 xк x12 x22 x122 x1x2 xк-1xк
Ядро плана -1 -1 -1 1-β 1-β 1-β
-1 -1 1-β 1-β 1-β -1 -1
-1 -1 1-β 1-β 1-β -1
2к-р 1-β 1-β 1-β
Звездные точки 2к-р +1 α2
  α2
 
  α2
  α2
  α2
2к-р +2к α2