Домашних контрольных работ учащихся
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ»
Специальности:
2-36 03 31 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования
(по направлениям)», для направления специальности
2-36 03 31-01 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования
(производственная деятельность)»
Минск
Разработчик С.И.Жаврид
Рецензент Е.И.Лицкевич
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению на:
- заседании цикловой комиссии
спецдисциплин 2-36 03 31
Протокол № ___ от ______________20
Председатель цикловой комиссии
_______________Ю.П. Маслова
- заседании экспертного
методического совета
Протокол №___ от _______________20
Председатель экспертного
методического совета
__________________Т.С. Шмакова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-методической работе
__________________Т.С. Шмакова
Методические указания по изучению учебной дисциплины и выполнению
заданий для домашних контрольных работ учащихся заочной формы получения образования разработаны на основании типовой учебной программы утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 10.12.2010 и
тематического плана утвержденного заместителем директора по учебной работе Филиала БНТУ «МГПК» 30.08.2016г.
Пояснительная записка
В настоящее время во всех отраслях Республики Беларусь широко используется электрооборудование предприятий и гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Электрооборудование предприятий и гражданских
зданий» изучается учащимися заочной формы обучения самостоятельно по
рекомендуемой литературе. Теоретическое изучение дисциплины расширяется и
углубляется выполнением практических работ, домашних контрольных работ,
курсового проекта.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных учащимися по дисциплинам «Теоретические основы электротехники», «Электромонтажной практике», «Электрические машины», «Электрические аппараты», «Электроснабжение промышленных предприятий»
Изучаемый материал необходимо конспектировать. После изучения темы следует ответить на вопросы для самоконтроля для данной темы.
В результате изучения дисциплины учащиеся
должны знать на уровне представления:
-электрооборудование промышленных предприятий различных отраслей экономики;
- методы расчета мощности электродвигателей приводов станков, машин и механизмов;
должны знать на уровне понимания:
- принцип построения схем управления электрооборудованием станков, машин и механизмов;
- режимы работы электрооборудования;
- методы расчета электродвигателей;
- типовые схемы управления электродвигателями;
должны уметь:
-составлять схемы управления электрооборудованием;
- читать электрические схемы электротехнических устройств;
- производить расчет режимов работы и определять продолжительность включения
электрооборудования;
- рассчитывать мощность электродвигателей приводов;
- производить выбор электродвигателей для различных режимов работы;
- производить расчет параметров и выбор электрических аппаратов управления
электрооборудованием и защиты;
- выбирать электрооборудование для работы в пожаро- и взрывоопасных зонах;
- пользоваться научной и справочной технической литературой.
В целях контроля усвоения программного учебного материала предусмотрено выполнение двух домашних контрольных работ, выполнение курсового проекта. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена, который позволяет учащимся обобщить и закрепить полученные ранее знания.
Таблица1.- Тематический план
Раздел, тема | Количество учебных часов | |||
Всего по учебному плану для дневной формы получения образования | Всего по учебному плану для заочной формы получения образования | В том числе на практические работы | На самостоятельную работу | |
Введение | ||||
Раздел 1 Электрооборудование термических установок | ||||
1.1Электрические печи сопротивления | ||||
Практическая работа №1 Анализ электрооборудования электрической печи сопротивления и составление схемы управления ею | ||||
1.2 Индукционные печи | ||||
1.3 Дуговые печи | ||||
Раздел 2 Электрооборудование установок электрической сварки | ||||
2.1 Электросварочные трансформаторы и выпрямители | ||||
Практическая работа №2 Анализ электрооборудования сварочного трансформатора для дуговой сварки, составление схемы управления им. | ||||
2.2 Электросварочные генераторы | ||||
2.3 Установки контактной сварки |
Продолжение таблицы 1
Раздел, тема | Количество учебных часов | |||
Всего по учебному плану для дневной формы получения образования | Всего по учебному плану для заочной формы получения образования | В том числе на практические работы | На самостоятельную работу | |
Раздел 3 Электрооборудование металлорежущих станков | ||||
3.1 Общие сведения о металлорежущих станках | ||||
3.2Электрооборудование токарных станков | ||||
Практическая работа №3 Изучение схемы управления токарным станком. Расчет мощности и выбор типа двигателя главного движения. Подбор аппаратов управления и защиты | ||||
3.3Электрооборудование сверлильных и расточных станков | ||||
Практическая работа №4 Изучение схемы управления сверлильным станком. Расчет мощности и выбор типа двигателя главного движения. Подбор аппаратов управления и защиты | ||||
3.4Электрооборудование шлифовальных станков |
Продолжение таблицы 1
Раздел, тема | Количество учебных часов | |||
Всего по учебному плану для дневной формы получения образования | Всего по учебному плану для заочной формы получения образования | В том числе на практические работы | На самостоятельную работу | |
Практическая работа №5 Изучение схемы управления шлифовальным станком. Расчет мощности и выбор типа электродвигателя привода шлифовального круга. Подбор аппаратов управления и защиты. | ||||
3.5Электрооборудование фрезерных и зубофрезерных станков | ||||
Практическая работа №6 Изучение схемы управления фрезерным станком. Расчет мощности и выбор типа электродвигателя. Подбор аппаратов управления и защиты | ||||
Обязательная контрольная работа №1 | ||||
3.6Электрооборудование продольно-строгальных станков | ||||
Практическая работа №7 Изучение схемы возбуждением двигателя постоянного тока строгального станка. Расчет мощности и выбор типа электродвигателя. Подбор аппаратов управления и защиты |
Продолжение таблицы 1
Раздел, тема | Количество учебных часов | |||
Всего по учебному плану для дневной формы получения образования | Всего по учебному плану для заочной формы получения образования | В том числе на практические работы | На самостоятельную работу | |
3.7Электрооборудование агрегатных станков | ||||
Практическая работа №8 Изучение схемы управления электропривода агрегатного станка. Расчет мощности и выбор типа двигателя главного движения. Подбор аппаратов. | ||||
3.8Электрооборудование кузнечно-прессовых машин | ||||
Практическая работа №9 Изучение схемы управления ковочно-штамповочным прессом. Расчет мощности и выбор типа двигателя главного движения. Подбор аппаратов управления и защиты | ||||
3.9 Электрооборудование автоматических станочных линий | ||||
Раздел 4 Электрооборудование подъемно-транспортных машин | ||||
4.1Электрооборудование мостового крана |
Продолжение таблицы 1
Раздел, тема | Количество учебных часов | |||
Всего по учебному плану для дневной формы получения образования | Всего по учебному плану для заочной формы получения образования | В том числе на практические работы | На самостоятельную работу | |
Практическая работа №10 Изучение схемы контакторного управле- ния электроприводом механизмов передвиже-ния крана. Расчет мощ-ности и выбор типа электродвигателя приво- да мостового крана. Подбор аппаратов управления и защиты. | ||||
Практическая работа №11 Изучение схемы контроллерного управ-ления электроприводом механизмов передвиже- ния крана. Расчет мощ-ности и выбор типа электродвигателя приво- вода мостового крана. Подбор аппаратов и защиты. | ||||
4.2Электрооборудование Лифтов | ||||
Практическая работа №12 Изучение схемы управления электопри-вода грузового лифта. Расчет мощности и выбор типа электродви-гателя привода лифта. Подбор аппаратов управления и защиты |
Продолжение таблицы 1
Раздел, тема | Количество учебных часов | |||
Всего по учебному плану для дневной формы получения образования | Всего по учебному плану для заочной формы получения образования | В том числе на практические работы | На самостоятельную работу | |
Практическая работа №13 Изучение схемы управления быстроход- ного лифта. Расчет мощ- ности и выбор типа электродвигателя приво-да лифта. Подбор аппа-ратов управления и защиты. | ||||
4.3Электрооборудование наземных электротеле-жек и конвейеров. | ||||
Практическая работа №14 Изучение схемы ленточным конвейером. Расчет мощности и вы-бор типа электродвига-теля привода конвейера. Подбор аппаратов управления и защиты. | ||||
Раздел 5 Электрооборудование общепромышленных установок | ||||
5.1Электрооборудование компрессоров, насосов и вентиляторов | ||||
Практическая работа №15 Изучение схемы управления компрессорной установкой. Расчет мощности и выбор типа электродвигателя привода компрессора. Подбор аппаратов управления и защиты |
Продолжение таблицы 1
Раздел, тема | Количество учебных часов | |||
Всего по учебному плану для дневной формы получения образования | Всего по учебному плану для заочной формы получения образования | В том числе на практические работы | На самостоятельную работу | |
Практическая работа №16 Изучение схемы автоматического управ-ления откачивающими насосами. Расчет мощ- ности и выбор типа электродвигателя. Под-бор аппаратов управле-ния и защиты.. | ||||
Практическая работа №17 Изучение схемыавтоматического управ-ления электроприводом вентиляционной уста-новки. Расчет мощности и выбор типа электро- двигателей Подбор аппаратовов управления и защиты | ||||
5.2Электрооборудование гальванических устано-вок | ||||
5.3Электрооборудование установок электростати- ческой окраски | ||||
5.4Электроискровая и ультразвуковая обработ- ка материалов | ||||
5.5Электрооборудование электростатических фильтров | ||||
5.6Электрооборудование взрывоопасных и пожа-роопасных установок |
Продолжение таблицы 1
Раздел, тема | Количество учебных часов | |||
Всего по учебному плану для дневной формы получения образования | Всего по учебному плану для заочной формы получения образования | В том числе на практические работы | На самостоятельную работу | |
Раздел 6 Электрообору-дование жилых и общественных зданий | ||||
6.1Электрооборудование жилых зданий | ||||
6.2Электрооборудование общественных зданий | ||||
Раздел 7 Проектирование и монтаж электрооборудования станков, машин и механизмов | ||||
7.1 Общие сведения о проектировании электрооборудования станков, машин и механизмов | ||||
7.2 Особенности монтажа электрооборудования станков, машин и механизмов | ||||
Практическая работа №18Составление монтажных схем и выполнение разводок проводов по корпусам станков и машин в соответствии с принципиальной схемой | ||||
Курсовое проектирование | ||||
Итого |
Содержание учебной дисциплины и методические рекомендации по ее изучению
Введение
Содержание программы
Цели, задачи и предмет дисциплины. Цели и задачи электрооборудования предприятии и гражданских зданий как основы современного технического прогресса. Перспективы их развития. Характеристика литературы по дисциплине. Программой учебная дисциплина «Электрооборудование предприятий и гражданских зданий» предусматривается изучение электрооборудования термических установок, электрооборудования установок электрической сварки, электрооборудования металлорежущих станков, электрооборудование подъёмно – транспортных машин, электрооборудование общепромышленных установок, электрооборудование жилых и общественных зданий, проектирование и монтаж электрооборудования станков, машин, и механизмов. Изучение предмета необходимо вести в тесной связи с последними достижениями науки и техники и опытом передовых предприятий в области повышения производительности труда, энерговооружённости производства и эффективности использования электрооборудования.
Изучив предмет, учащиеся должны:
1. Знать режимы работы основных производственных механизмов и уметь анализировать их.
2. Уметь выбирать двигатели по типу и исполнению для различных механизмов, уметь производить расчёты по выбору мощности электродвигателей.
3. Уметь выбирать аппаратуру управления и защиты по каталогам и справочникам, рассчитывать установки защитных аппаратов.
4. Разбираться в схемах управления различными механизмами.
5. Уметь составлять монтажную документацию электроустановок.
Изучение предмета «Электрооборудование предприятий и гражданских зданий» слагается из следующих этапов:
1. Слушание установочных лекций.
2. Самостоятельная работа над учебниками.
3. Самостоятельные ответы на вопросы для самопроверки.
4. Самостоятельное выполнение домашних контрольных работ, которые
должны высылаться на проверку в колледж в соответствии с графиком учебного процесса.
5. Самостоятельное выполнение курсового проекта в соответствии с выданным
заданием, который тоже высылается в колледж для проверки.
6. Слушание обзорных лекций во время экзаменационной сессии.
7. Выполнение практических работ, предусмотренных программой, во время
экзаменационной сессии.
Изучать предмет необходимо строго по программе, используя рекомендуемую литературу.
Весь изучаемый материал желательно конспектировать, изложение основных
вопросов следует иллюстрировать схемами, рисунками, диаграммами.
Для закрепления материала желательно посетить различные промышленные
предприятия, ознакомиться с электрооборудованием и схемами управления механизмами, типами и конструкциями применяемых на них электродвигателей и аппаратов, способом выполнения электропроводки, мероприятиями по охране труда.
При изучении предмета следует уделять внимание технико-экономическому
обоснованию эффективности применения того или другого электрооборудования.
Контрольная работа должна быть выполнена чернилами; все схемы, эскизы, диаграммы и характеристики – вычерчены в карандаше. Расчёты следует выполнять подробно с указанием исходных данных, применяемых формул и промежуточных вычислений. При вычерчивании схем необходимо строго придерживаться условных обозначений, установленных действующими ГОСТами.
При оформлении контрольной работы и курсового проекта необходимо
пользоваться методическими указаниями и условными обозначениями элементов электрических схем.
К экзамену допускаются только те учащиеся, которые выполнили
контрольную работу, курсовой проект с оценкой 4 «четыре» и выше; практические работы «зачтено».