Психологические особенности профессиональных кризисов
Кризис | Факторы возникновения | Способы преодоления |
Кризис учебно-профессиональной ориентации(14-17лет). | Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям. | Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста. |
Кризис профессионального обучения. | Неудовлетворенность профессиональной подготовкой, изменение социально-экономических условий. | Коррекция выбора профессии, специальности, смена мотивов ведущей деятельности, удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома. |
Кризис профессиональной адаптации. | Трудности взаимоотношений в разновозрастном коллективе, превращение профессиональной деятельности в основную, несовпадение профессиональных ожиданий и действительности. | Активизация профессиональных усилий, обозначение в первые месяцы работы верхнего предела своих возможностей, поиск смысла труда и смысла работы в данной организации. |
Кризис профессионального роста. | Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей. | Повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, допустима смена работы, специальности. |
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года). | Стабилизация профессиональной карьеры, неудовлетворенность собой, своим статусом, переориентация ценностей с молодежных, на ценности, требующие большей ответственности, появление нового виденья смыслов содержания и процесса труда. | Переход на новую должность или работу, освоение новой специальности, повышение квалификации. |
Кризис социально- профессиональной самоактуализации. | Неудовлетворенность возможностью реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, изменение ценностей, неудовлетворенность социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения, ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации. | Переход на инновационный уровень выполнения работы, творчество, изобретательство, инноваторство, переход на новую должность, смена профессиональной позиции. |
Кризис угасания профессиональной деятельности. | Ожидание ухода на пенсию и смены социальной роли, сужение социально-профессионального поля, психофизиологические изменении я, ухудшение здоровья. | Постоянное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности, подготовка к новому виду жизнедеятельности. |
Кризис социально-психологической адекватности. | Появление большого количества свободного времени, сужение финансовых возможностей, социально-психологическое старение, ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, чувство невостребованности. | Вовлечение в общественно-полезную деятельность, освоение новых полезных видов деятельности. |
Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности. Трансформация проходит в двух противоположных направлениях. С одной стороны профессия формирует и развивает личность. С другой стороны процесс труда разрушает человека физически и психологически. Эффективное управление профессиональным развитием предполагает осознанное усиление первой тенденции и сведение к минимуму второй.
Профессиональная деструкция – постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы. Профессиональные деструкции являются помехами профессионального развития.
Признаки деструкции:
· Неудачные мотивы выбора – человек осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношение к реальности или заведомо негативный выбор.
· Поиск «кардинальных» методов работы – чаще всего бывает на стадии вхождения в профессию.
· Усиление стереотипов в профессиональном поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного реагирования в нестандартной ситуации.
· Эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния.
· Снижения уровня профессиональной активности, интереса к профессии, застой в профессиональном развитии.
· Усиление различных форм психологической защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение), мешающих своевременному адекватному реагированию на ситуацию и снижающих гибкость трудового поведения.
· Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что во многом обусловлено невостребованностью части интеллектуальных способностей в конкретной деятельности. Невостребованные способности угасают.
· Усиление неудовлеворенности профессией.
· Профессиональные акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, свойств и качеств личности, обусловленное особенностями труда. (Нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать, авторитарность, гиперконтроль, комплекс вседозволенности, комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», излишняя доминантность, трудовой фанатизм, навязчивая педантичность и др).
· Социально-психологическое старение – перестройка мотивации, рост потребности в одобрении.
· Нравственно-этическое старение – навязчивое морализирование, скептическое отношение ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения, скептическое отношение к молодежи.
· Профессиональное старение – невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся условиям, снижение темпа работы.
Профессиональные деструкции приводят к следующим отрицательным тенденциям профессионального развития:
· отставанию, замедлению профессионального развития;
· распаду профессионального сознания, нереалистическим целям, ложным смыслам труда, профессиональным конфликтам;
· рассогласованность разных сфер профессионального развития, когда одна сфера резко забегает вперед, а другая отстает;
· ослабление ранее имеющихся профессиональных данных, способностей, профессионального мышления;
· отклонение от социальных и индивидуальных норм; профессионального развития, появление негативных качеств;
· прекращение профессионального развития вследствие профессиональных заболеваний и утраты трудоспособности.
Для характеристики успешности карьеры пользуются понятиями «нормы» и «отклонения» в развитии карьерного процесса.[72]
Нормальность карьерного процесса определяется непрерывностью возрастания продуктивности профессиональной деятельности сотрудников в связи с их сбалансированным квалификационным и должностным продвижением.
Отклонения от нормы могут быть четырех типов:
· Функциональные отклонения – временные задержки в карьерном продвижении, существенно не нарушающие стратегической линии карьеры (например, временный спад успешности профессиональной деятельности в связи с преходящими обстоятельствами – перегрузкой, болезнью т. п.).
· Дезадаптационные отклонения возникают в результате проблем приспособления к меняющимся условиям профессиональной деятельности. Для выхода из этого положения сотруднику недостаточно просто повысить активность, необходимы приобретение новых компетенций, перестройка способа деятельности, приведение его в соответствие с новыми требованиями.
· Кризисные отклонения – это стойкий перерыв в карьерном продвижении с угрозой полной его остановки.
· Катастрофные отклонения или «карьерный сброс» означают не только полную остановку карьеры, но и существенное снижение статуса (например, в случае понижения в должности).
Управление развитием карьеры предполагает профилактику отклонений в карьерном процессе, а также разрешение проблем, связанных с отклонениями.
В зависимости от типа отклонений управленческое воздействие на карьерный процесс может быть следующим:
· регуляторное – предупреждение углубления функциональных отклонений и их перехода в дезадаптационные;
· реадаптационное – восстановление адаптационных механизмов и перевод дезадаптационных отклонений в функциональные;
· антикризисное – предупреждение развития кризисных отклонений и содействие выходу карьерного процесса из кризиса в продуктивный вектор развития;
· реконструктивное – формирование новой модели карьеры на базе сохранившихся после катастрофы элементов разрушенного карьерного процесса и за счет привлечения новых ресурсов.
Каждый из названных типов управления карьерой включает в себя регуляторную функцию, которая необходима как для поддержки прогрессирующего развития карьерного процесса и предупреждения его дезорганизации, так и при формировании нового процесса (восстановительное регулирование).
Карьера представляет собой многоэтапный процесс. На разных этапах карьеры решаются разные карьерные задачи, возникают разные проблемы. Поэтому работа по развитию карьеры с сотрудниками, находящимися на разных ее этапах, должна иметь определенные особенности.
В наибольшем внимании нуждаются три категории сотрудников:
· молодые специалисты;
· работники, переживающие кризис середины карьеры;
· работники, находящиеся на завершающих этапах внутриорганизационной карьеры (готовящиеся к пенсии, сокращаемые сотрудники).