Комплексы функциональных задач в ИТ и ИС при управлении проектами
Основные концепции программирования
Целевой процесс программирования организуется поэтапно:
1. Постановка задачи: формализация задачи (математическое описание задачи);
. Обоснование и выбор метода решение задачи;
. Составление алгоритма задачи на основе выбранного метода;
. Создание программы;
. Отладка программы;
. Решение задачи на ЭВМ и анализ полученных результатов;
. Сопровождение программы.
Инструментальное программное обеспечение
Программирование - процесс создания программ. Осуществляется программистом, с помощью языка и ИПО.
ПРОГРАММА - алгоритм, записанный языком программирования.
Алгоритм - точное предписание, которое определяет прикладной вычислительный процесс в ЭВМ от исходных данных к требуемому конечному результату; совокупность четко определенных правил, процедур или команд. Обеспечивающих решение задачи за конечное число шагов.
Структуры программирования - следования, развилки, цикла.
Виды вычислительных процессов в ЭВМ: линейные, ветвящиеся, цикличные.
Требования к алгоритму: ясность, результативность, дискретность, однозначность, массовость, завершенность.
Виды языков программирования -
1. Языки высокого уровня - процедурные/ непроцедурные - Ада, С, Паскаль, Базик, Альголь, Коболь и др.
2. Языки низкого уровня (язык Ассемблера)
3. Машинные языки (коды) - двоичный язык
Процедурные являются те, которые задают алгоритм решения задачи в строгой последовательности. Непроцедурные - языки логического и функционального программирования, оперирующие понятиями предметной области и их связями.
Транслятор - программа по преобразованию языка написания выходной программы в машинные коды (или объектный язык - автокоды).
Интерпретатор транслирует фрагменты выходной программы при условии принятия процессором машинных кодов.
Компилятор транслирует всю выходную программу в память ЭВМ без исполнения машинных кодов.
Визуализация языков программирования - создание интегрированной среды или систем программирования, в которой включены средства визуального проектирования; возможность оперирования графическими макетами.
Возможны коробочные и более интегрированные варианты разработки программного обеспечения (например, в рамках проектной деятельностью по созданию АИС).
Процесс проектирования и программирования ИСУ:
1. Анализ требований к системе;
. Проектирование архитектуры системы;
. Анализ требований к программному обеспечению (ПО);
. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ПО;
. Детальное проектирование ПО;
. Кодирование и тестирование ПО;
. Интеграция ПО;
. Квалификационное тестирование ПО;
. Установка и приемка ПО;
Сопровождение системы и ПО
Вся совокупность действий по созданию по или отдельной программы может реализовываться следующими способами - каскадным (все сразу), с промежуточным контролем - с итерациями; прототипирования, быстрой разработки приложений - RAD (с использованием case средств).
Комплексы функциональных задач
Контроль
· соблюдение сроков выполнения всех этапов проекта
· обеспечение затрат
· выполнение главных условий проекта;
· согласование и нахождения соответствия между всеми участниками проекта;
· контроль научной, технической, технологической, экономической дисциплины;
· выявление возникающих отклонений;
· обеспечение сохранения конкурентоспособности проекта;
· обеспечение мотивации.
Современные информационные системы управления проектами обеспечивают основной набор функциональных возможностей и включают:
· средства проектирования структуры работ по проекту;
· средства планирования по методу критического пути;
· средства планирования ресурсов;
· стоимостной анализ;
· средства контроля за выходом выполнения проекта;
· средства составления отчетов, построения графиков и диаграмм.
Надстройка - Принятие решения; метод Ньютона
Дополнительные функции:
· анализ рисков;
· учет рабочего времени исполнителей;
· расчет расписания при ограниченных ресурсов;
· интеграция систем управления проектами в корпоративные управленческие системы;
· настройка универсальных пакетов на специфику конкретной области.
Национальные стандарты управления проектами:
· NASA Project Management (USA)
· BSI BS 6079 (UK)
· APM BODY OF KNOWLEDGE (UK)
· OSCEEng
· DIN 69901 (Deutschland)
· V-Modell
· VZPM (Swiss)
· AFITEP (France)
· Hermes method (Swiss)
· ANCSPM (Australian)
· CAN/CSA - ISO 10006-98 (Canada)
· p2m (Japan) and another
Стандарты с расширенной географией применения
· ISO 10006:2003. Quality management systems - guidelines for quality management in projects
· a guide to the project management body of knowledge
· PRINCE 2
· ISEB
· MSF
· AIM
Стандарты оценки компетенции менеджера проекта
· ICB IPMA
· PMCDF
· NCB UA
· НТК (Россия)
Генетические тесты
· Primavera project Planner
· Artemis Project View
· Open Plan Proff
· Project Sceduler
· CA SuperProject
· Time Line
· AutoPLANN
· Minimum
Особенности прикладного программного планирования и управления проектами на базе МС Проджект
Знак Варзара
Сети Петри
Microsoft Project Web Access - Web - интерфейс для отчетности о выполнении задач, а также просмотра портфелей проектов
Microsoft project portfolio server - продукт для отбора проектов для запуска на основе сбалансированных показателей.
Microsoft Visio
В январе 2009 года на российском рынке появилась система ОпенЭйр, недавно купленная компанией NetSuite, ERP и CRM - системы которой локализованы и уже были доступны в России.
Типовой план внедрения инновационных ИТС и ИС в организации
1. Предварительная обследование и оценка состояния
2. Предварительная переподготовка - в любом образований при проекте определяется ядро для изменений (выбор группы - инициативная группа исполнителей); единое понимание проекта; формирование организационной культуры для проекта;
. Техническое задание
. ТЭО
. Организация проекта
. Выработка целей
. Красная линия - процесс принятия окончательного решения
. ТЗ на управление процессами - детализация по целям и содержит описание способа развития предприятий
. Начальная переподготовка (связана с 7,9,10,11,12 пунктами)
. Планирование и управление верхнего уровня
. Управление данными
. Внедрение ИТУ
. Внедрение программного обеспечения
. Опытный пример
. Получение результатов
. Анализ текущего состояния
. Постоянная переподготовка - в компании имеются курсы для различных уровней управления
Типовой план внедрения разработан как план внедрения систем типов MRP 2 (ERP) - корпоративные автоматизированные комплексы.
Другие примеры исполнения программного обеспечения
· Примавера - primavera project professional
· Как решается проблема управления рисками
· Анализ риска в рамках программ управления проектами
· Роль ресурса
Процессный подход - ключевой фактор моделирования.
Факторы успеха проекта: уровни
1. Общий язык;
· базовые знания
. Общие процессы;
· определение процесса
. единая методология
· управление процессом
. Бенчмаркинг
· Улучшение процесса
. Непрерывное улучшение
Реинжиниринг - кардинальная перестройка деловых процессов для достижения радикального скачкообразного существенного улучшения деятельности фирмы.
Реинжиниринг - перепроектирование.
Сущность реинжиниринга - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес - процессов для достижения существенных улучшений - затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность - Майкл Хаммер, Джеймс Чампи.
Характеристики:
1. Фундаментальность - что, почему, как
. Радикальность - создание бизнеса заново
. Существенность - улучшение результатов деятельности
. Резкость изменений - 9 - 15 мес.
. Бизнес-процесс - процессный подход
Реинжирингом не является:
1. Внедрение информационных технологий в бизнес- процессы;
. Изменение программного обеспечения устаревших информационных систем;
. Реструктуризация и уменьшение размеров бизнеса;
. Дебюрократизация организационной структуры управления;
. Внедрение глобального управления качеством.
Виды реинжиниринга:
1. Кризисный реинжиниринг - состояние глубокого кризиса (потеря конкурентоспособности, отказ потребителей от товаров и др.)
. Реинжиниринг развития - усовершенствование; удовлетворительное текущее положение при нежелательных тенденциях и неблагоприятных прогнозах; благополучная ситуация при желании увеличить и ускорить отрыв от конкурентов.
. Прямой реинжиниринг.
Факторы успеха реинжиниринга:
1. Стремительность преобразований
. Настроенность персонала;
. Формирование у каждого работника единого для всех понимания предпочтительного будущего организации и своего личного вклада;
. Создание среды и инфраструктуры для обучения, профессионального роста и развития творческих способностей персонала.
Базовые категории реинжиниринга
1. Деловая процедура - функция, задача, цель событий, происходящих в течение определенного времени и обладающих распознаваемым результатом
. Бизнес-процесс - горизонтальная иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции
. Бизнес-система - связанное множество бизнес - процессов, конечной целью которого является выпуск продукции
Типичные для инжиниринга бизнес - процессы в компаниях
1. Выработка стратегии
. Разработка нового товара
. Выполнение заказов
Бизнес - процесс:
· Производственный
· Управленческий
· обеспечивающий выпуск продукции
· планирования и управления
· ресурсные
· преобразования