Знакомство с системой MathCAD

Знакомство с системой MathCAD

Пользовательский интерфейс системы создан так, что пользователь, имеющий элементарные навыки работы с Windows-приложениями, может сразу начать работать с MathCAD.

Под интерфейсом понимается не только легкое управление системой, как с клавишного пульта, так и с помощью мыши, но и просто набор необходимых символов, формул, текстовых комментариев с последующим запуском документов (Worksheets) в реальном времени.

Запустив систему MathCAD из Windows, вы увидите на экране диалоговое окно, первоначально пустое (Рис. 1).

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Рис. 1

Над ним видна строка с основными элементами интерфейса. Опции главного меню, содержащиеся в этой строке, легко изучит самостоятельно; некоторые из них очень похожи на стандартные опции, принятые в текстовых редакторах Windows.

Работа с документами MathCAD не требуют обязательного использования возможностей главного меню, так как основные из них дублируются кнопками быстрого управления, которые расположены в удобных перемещаемых с помощью мыши наборных панелях – палитрах. Наборные панели появляются в окне редактирования документов при активизации кнопок – пиктограмм. Они служат для вывода заготовок – шаблонов математических знаков (цифр, знаков арифметических операций, матриц, знаков интеграла, производных, приделов и др.). Указатель мыши подводим к “Вид” в главном меню, щелкаем левой кнопкой мыши; указатель подводим к “Панели инструментов” и щелкаем левой кнопкой мыши; Выпадает следующее меню. Указатель мыши подводим к “Математика” и щелкаем левой кнопкой мыши. Выпадают наборные панели. (Рис. 2)

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Рис. 2

Лабораторная работа №1

Задание 1

Сделать отделение корней: графически и по программе (точность Знакомство с системой MathCAD - student2.ru ). Индивидуальные задания приведены в таблице 1.

Задание 2

1. Провести уточнение корней методом половинного деления.

В качестве начального приближения выберем Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , затем исследуем функцию на концах отрезков Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Выбирается тот отрезок, у которого значение функции на концах имеет противоположные знаки. Процесс продолжается до тех пор, пока не выполнится условие Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Точность Знакомство с системой MathCAD - student2.ru принять равной Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

2. Сделать уточнение корней методом простой итерации.

Пусть корни отделены и Знакомство с системой MathCAD - student2.ru содержит единственный корень. Уравнение (1.1) приведем к итерационному виду:

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (1.2)

где функция Знакомство с системой MathCAD - student2.ru дифференцируема на Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и для любого Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Функцию Знакомство с системой MathCAD - student2.ru можно подобрать в виде

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (1.3)

где Знакомство с системой MathCAD - student2.ru находится из условия Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , для Знакомство с системой MathCAD - student2.ru .

Последнее условие гарантирует сходимость итерационной последовательности Знакомство с системой MathCAD - student2.ru к корню Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Условием окончания счета будем считать выполнение неравенства

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (1.4)

3. Сделать уточнение корней методом хорд или касательных (X, K в таблице 1) с заданной точностью Знакомство с системой MathCAD - student2.ru .

Расчетная формула для метода хорд:

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru ,

для метода касательных:

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru ,

Значение Знакомство с системой MathCAD - student2.ru для метода хорд и начальная точка для метода касательных выбирается из условия выполнения неравенства Знакомство с системой MathCAD - student2.ru .

В результате вычислений по этим формулам может быть получена последовательность приближенных значений корня Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Процесс вычислений заканчивается при выполнении условия Знакомство с системой MathCAD - student2.ru < Знакомство с системой MathCAD - student2.ru ( Знакомство с системой MathCAD - student2.ru ). В каждом случае вывести на печать количество итераций, необходимых для достижения заданной точности.

Примерный вариант выполнения лабораторной работы на MathCad

1. Определение, построение таблиц значений и графиков функций и отделение корней уравнения y=x-sinx-0,25.

 
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Отделяем корни графически.

 
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Вычисляем значения аргумента и функции.

Набираем i, xi Fi. Ниже, x= и рядом щелкаем мышью, набираем F= ,также рядом щелкаем мышью.

 
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

2. Решение с использованием операторов given, find.

3. Символьное решение.

 
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

4. Слева решение методом итераций, посредине методом касательных, справа методом хорд.

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Таблица 1

N Метод Уравнение
K Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
К Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Х Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
К Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Х Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
К Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Х Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
K Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
X Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
K Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Этапы решения уравнения с одной неизвестной.

2. Способы отделения корней.

3. Каким образом графическое отделение корней уточняется с помощью вычислений?

4. Дать словесное описание алгоритма метода половинного деления.

5. Необходимые условия сходимости метода половинного деления.

6. Условие окончания счета метода простой итерации. Погрешность метода.

7. Словесное описание алгоритма метода хорд. Графическое представление метода. Вычисление погрешности.

8. Словесное описание алгоритма метода касательных (Ньютона). Графическое представление метода. Условие выбора начальной точки.

Лабораторная работа №2

Задание 1

1. Решить систему линейных уравнений методом Гаусса. Задания приведены в таблице 2.

Комментарий. Контроль выполняемых вычислений является важным элементом решения любой вычислительной задачи. Для контроля прямого хода пользуются контрольными суммами, которые представляют собой суммы коэффициентов при неизвестных и свободного члена для каждого уравнения заданной системы.

Для контроля вычислений в основной части схемы единственного деления (столбцы коэффициентов при неизвестных и свободных членов) над контрольными суммами выполняют те же действия, что и над остальными элементами той же строки. При отсутствии вычислительных ошибок контрольная сумма для каждой строки в пределах влияниях погрешностей округления и их накопления должна совпадать со строчной суммой - вторым столбцом контроля. Строчные суммы представляют собой суммы всех элементов из основной части этой строки.

Задание 2

Решить систему (2.1) методом простой итерации. Предполагается в дальнейшем, что матрица А квадратная и невырожденная.

Предварительно приведем систему (2.2) к итерационному виду:

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (2.3)

Для произвольного начального вектора Знакомство с системой MathCAD - student2.ru итерационный процесс

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

сходится, если выполнено одно из условий [2]

а) Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (2.4)

б) Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (2.5)

в) Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (2.6)

Процесс вычислений заканчиваем при выполнении условия

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (2.7)

где Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (i=1,2,3)- одна из метрик, определяемая левой частью (2.4)-(2.6), по которой была установлена сходимость, Знакомство с системой MathCAD - student2.ru - заданная точность ( Знакомство с системой MathCAD - student2.ru ).

Задание 3

Решить систему (2.1) методом Зейделя.

Метод Зейделя отличается от метода простой итерации тем, что найдя какое-то значение для компоненты, мы на следующем шаге используем его для отыскания следующей компоненты. Вычисления ведутся по формуле

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (2.8)

Каждое из условий (2.4)-(2.6) является достаточным для сходимости итерационного процесса по методу Зейделя. Практически же удобнее следующее преобразование системы (2.2). Домножая обе части (2.2) на АТ, получим эквивалентную ей систему

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru ,

где Знакомство с системой MathCAD - student2.ru = Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и d= Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Далее, поделив каждое уравнение на Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , приведем систему к виду (2.8). Подобное преобразование также гарантирует сходимость итерационного процесса.

Примерный вариант выполнения лабораторной работы

Пример. Решите систему уравнений

X1+2X2+3X3=7,

X1-3X2+2X3=5,

X1+X2+X3=3.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. К какому типу - прямому или итерационному - относится метод Гаусса?

2. В чем заключается прямой и обратный ход в схеме единственного деления?

3. Как организуется, контроль над вычислениями в прямом и обратном ходе?

4. Как строится итерационная последовательность для нахождения решения системы линейных уравнений?

5. Как формулируется достаточные условия сходимости итерационного процесса?

6. Как эти условия связаны с выбором метрики пространства?

7. В чем отличие итерационного процесса метода Зейделя от аналогичного процесса метода простой итерации?

Лабораторная работа №3

Задание 1

По заданной таблице значений функции составить формулу интерполяционного многочлена Лагранжа (3.2) и построить график Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Исходные данные берутся из таблицы 3.1.

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru + Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru + Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (3.2)

Tаблица 3.1.

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
-1 -4
-2
-3 -1 -1
-3 -7
-2 -1
-3
-4 -2
-1 1.5 -7
-1 -6
-9 -7 -4 -3
-1
-7 -5 -4 -4

Задание 2

Вычислить одно значение заданной функции для промежуточного значения аргумента ( Знакомство с системой MathCAD - student2.ru ) с помощью интерполяционного многочлена Лагранжа (3.3) и оценить погрешность интерполяции. Для выполнения задания исходные данные берутся из таблицы 3.2, 3.3 или 3.4.

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (3.3)

Для погрешности Знакомство с системой MathCAD - student2.ru выполняется неравенство

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru (3.4)

где Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Таблица 3.2

№ варианта Значение а № таблицы
-2 3.3
3.77 3.4
0.55 3.3
4.83 3.4
3.5 3.3
5.1 3.4
1.75 3.3
4.2 3.4
-1.55 3.3
6.76 3.4

Таблица 3.3

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru -3.2 -0.8 0.4 2.8 4.0 6.4 7.6
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru -1.94 -0.61 0.31 1.81 2.09 1.47 0.68

Таблица 3.4

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.3 2.1 3.7 4.5 6.1 7.7 8.5
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.777 4.563 13.84 20.39 37.34 59.41 72.4

Таблица 3.5

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.10 0.15 0.20 0.25 0.30 0.35 0.40
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.995 0.988 0.980 0.969 0.955 0.939 0.921

Таблица 3.6

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.65 0.70 0.75 0.80 0.85 0.90 0.95
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.605 0.644 0.681 0.71 0.75 0.783 0.813

Задание 3.

Уплотнить часть таблицы заданной на отрезке Знакомство с системой MathCAD - student2.ru функции, используя интерполяционный многочлен Ньютона (3.5) и оценить погрешность интерполяции D (формула (3.6)). Таблицу 3.7 конечных разностей просчитать вручную на отрезке Знакомство с системой MathCAD - student2.ru с шагом Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Для выполнения задания исходные данные берутся из таблиц 3.8, 3.5 и 3.6.

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru + Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 3y0, (3.5)

где Знакомство с системой MathCAD - student2.ru .

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , (3.6)

где Знакомство с системой MathCAD - student2.ru – некоторая внутренняя точка наименьшего промежутка, содержащего все узлы Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и x.

Формула (3.5) называется первой интерполяционной формулой Ньютона. Если вычисляемое значение переменной ближе к концу отрезка Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , то применяют вторую формулу Ньютона – интерполирование назад (формула (3.6)).

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru + Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 3yn-3 (3.6)

где Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Таблица 3.7

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru = Знакомство с системой MathCAD - student2.ru - Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru = Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru  
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru = Знакомство с системой MathCAD - student2.ru    
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru      

Таблица 3.8

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru № таблицы
0.65 0.80 0.05 0.01 3.6
0.25 0.40 0.05 0.025 3.5
0.75 0.90 0.05 0.01 3.6
0.70 0.85 0.05 0.025 3.6
0.80 0.95 0.05 0.025 3.6
0.1 0.25 0.05 0.025 3.5
0.15 0.3 0.05 0.025 3.5
0.7 0.85 0.05 0.025 3.6
0.2 0.35 0.05 0.01 3.5
0.80 0.95 0.05 0.01 3.6

Примерный фрагмент выполнения работы

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем особенность приближения таблично заданной функции методом интерполирования?

2. Как обосновывается существование и единственность интерполяционного многочлена?

3. Как связана степень интерполяционного многочлена с количеством узлов интерполяции?

4. Как строятся интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона?

5. В чем особенности этих двух способов интерполяции?

6. Как производится оценка погрешности метода интерполяции многочленом Лагранжа?

7. Как используется метод интерполирования для уточнения таблиц функций?

8. В чем отличие между первой и второй интерполяционными формулами Ньютона?

Лабораторная работа №4

Задание 1

Составить программу вычисления интеграла от заданной функции на отрезке Знакомство с системой MathCAD - student2.ru по формуле трапеций с шагом Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Сравнить результаты. Оценить точность по формуле (4.3). Сравнить результаты. Исходные данные для выполнения задания берутся из таблицы 4.

Задание 2

Составить программу вычисления интеграла от заданной функции на отрезке Знакомство с системой MathCAD - student2.ru по формуле Симпсона методом повторного счета с точностью Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 10-6. Исходные данные для выполнения задания берутся из таблицы 4.

Примерный фрагмент выполнения лабораторной работы

Вычислить интеграл от заданной функции на отрезке [a,b] по формуле трапеций и прямым способом.

 
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Таблица 4

N Функция Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.2 2.2
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы преимущества формулы парабол по сравнению с формулой трапеций и следствием чего являются эти преимущества?

2. Верны ли формулы (4.2), (4.4) для неравноотстоящих узлов?

3. В каких случаях приближенные формулы трапеций и парабол оказываются точными?

4. Как влияет на точность численного интегрирования величина шага?

5. Каким способом можно прогнозировать примерную величину шага для достижения заданной точности интегрирования?

6. Можно ли добиться неограниченного уменьшения погрешности интегрирования путем последовательного уменьшения шага?

Лабораторная работа №5

Задание 1

Написать программу решения дифференциального уравнения Знакомство с системой MathCAD - student2.ru методом Эйлера на отрезке Знакомство с системой MathCAD - student2.ruс шагом Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и 2h и начальным условием Знакомство с системой MathCAD - student2.ru. Исходные данные для выполнения задания берутся из таблицы 5. Сравнить результаты.

Задание 2

Написать программу решения дифференциального уравнения Знакомство с системой MathCAD - student2.ru методом Рунге-Кутта на отрезке Знакомство с системой MathCAD - student2.ruс шагом Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и 2h и начальным условием Знакомство с системой MathCAD - student2.ru. Оценить погрешность по формуле (5.5). Исходные данные для выполнения задания берутся из таблицы 5.

Примерный фрагмент выполнения лабораторной работы

1. Решить дифференциальное уравнение y’=f(x,y) методом Эйлера на отрезке [a,b] с шагом h c начальным условием y(a)=y0 , f(x,y)=(3x-y)/(x2+y), a=2, b=3, h=0.1, y0=1.

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

2. Решить дифференциальное уравнение y’=f(x,y) методом Рунге-Кутта на отрезке [a,b] с шагом h c начальным условием y(a)=y0.

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Таблица 5

N Функция Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Проверить для дифференциального уравнения условия теоремы существования и единственности.

2. На какие основные группы подразделяются приближенные методы решения дифференциальных уравнений?

3. В какой форме можно получить решение дифференциального уравнения по методу Эйлера?

4. Каков геометрический смысл решения дифференциального уравнения методом Эйлера?

5. В какой форме можно получить решение дифференциального уравнения по методу Рунге-Кутта?

6. Какой способ оценки точности используется при приближенном интегрировании дифференциальных уравнений методами Эйлера и Рунге-Кутта?

7. Как вычислить погрешность по заданной формуле, используя метод двойного пересчета?

Лабораторная работа №6

Задание 1

Построить методом наименьших квадратов две эмпирические формулы: линейную и квадратичную.

В случае линейной функции Знакомство с системой MathCAD - student2.ru задача сводится нахождению параметров Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и Знакомство с системой MathCAD - student2.ru из системы линейных уравнений

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , где

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , My= Знакомство с системой MathCAD - student2.ru i

а в случае квадратичной зависимости Знакомство с системой MathCAD - student2.ru к нахождению параметров Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и Знакомство с системой MathCAD - student2.ru из системы уравнений:

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , где

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Выбрать из двух функций наиболее подходящую. Для этого составить таблицу для подсчета суммы квадратов уклонений по формуле (6.1). Исходные данные взять из таблицы 6.

Задание 2

Составить программу для нахождения приближающих функций заданного типа с выводом значений их параметров и соответствующих им сумм квадратов уклонений. Выбрать в качестве приближающих функций следующие: Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Провести линеаризацию. Определить для какого вида функции сумма квадратов уклонений является наименьшей.

Исходные данные помещены в таблице 6.

Примерный фрагмент выполнения лабораторной работы

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru

Таблица 6

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru  
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 0.5 0.1 0.4 0.2 0.6 0.3 0.4 0.7 0.3 0.8
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.8 1.1 1.8 1.4 2.1 1.8 1.6 2.2 1.5 2.3
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.7 1.5 3.7 1.1 6.2 0.3 6.5 3.6 3.8 5.9
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.5 1.4 1.6 1.3 2.1 1.1 2.2 1.8 1.7 2.3
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.7 1.1 1.6 1.2 1.9 1.5 1.8 1.4 1.3 1.0
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 6.7 5.6 6.7 6.1 7.4 6.9 7.9 5.9 5.6 5.3
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.3 1.2 1.5 1.4 1.9 1.1 2.0 1.6 1.7 1.8
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 5.5 5.9 6.3 5.8 7.4 5.4 7.6 6.9 6.6 7.5
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 2.3 1.4 1.0 1.9 1.5 1.8 2.1 1.6 1.7 1.3
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 5.3 3.9 2.9 5.0 4.0 4.9 5.1 4.5 4.1 3.7
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.8 2.6 2.3 1.3 2.0 2.1 1.1 1.9 1.6 1.5
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 4.4 6.4 5.3 3.7 4.9 5.6 3.0 5.0 4.3 3.7
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.9 2.1 2.0 2.9 3.0 2.6 2.5 2.7 2.2 2.8
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 6.6 7.6 6.7 9.2 9.4 7.8 8.4 8.0 7.9 8.7
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 2.0 1.4 1.0 1.7 1.3 1.6 1.9 1.5 1.2 2.1
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 7.5 6.1 4.8 7.4 5.7 7.0 7.1 6.8 6.0 8.9
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 2.0 1.2 1.8 1.9 1.1 1.7 1.6 1.4 1.5 1.3
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 7.5 5.9 7.0 8.0 5.0 7.4 6.4 6.6 6.3 5.7
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 1.9 1.1 1.4 2.3 1.7 2.1 1.6 1.5 1.0 1.2
  Знакомство с системой MathCAD - student2.ru 4.7 3.4 3.8 5.2 4.6 5.5 3.9 3.9 3.2 3.5

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть приближения таблично заданной функции по методу наименьших квадратов?

2. Чем отличается этот метод от метода интерполяции?

3. Каким образом сводится задача построения приближающих функций в виде различных элементарных функций к случаю линейной функции?

4. Может ли сумма квадратов уклонений для каких-либо приближающих функций быть равной нулю?

5. Какие элементарные функции используются в качестве приближающих функций?

6. Как найти параметры для линейной и квадратичной зависимости, используя метод наименьших квадратов?

Лабораторная работа №7

Задание 1

Используя метод сеток, найти приближенное решение уравнения (7.1)-(7.3), удовлетворяющее условиям Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , для Знакомство с системой MathCAD - student2.ru , Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и h=0.1, l=0.005.

Решение должно быть оформлено в виде таблицы 7.1 подсчитанной вручную. Исходные данные заданы в таблице 7.2. Оценить погрешность вычислений по формуле (7.6).

Комментарий. Значения Знакомство с системой MathCAD - student2.ru находим, подставляя значение хо в Знакомство с системой MathCAD - student2.ru . Например, Знакомство с системой MathCAD - student2.ru при Знакомство с системой MathCAD - student2.ru равна 0. Значения Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и Знакомство с системой MathCAD - student2.ru определяются краевыми условиями (в нашем случае нулевые). Далее значение, например, Знакомство с системой MathCAD - student2.ru находим, используя формулу (7.5), т.е. Знакомство с системой MathCAD - student2.ru и т.д.

Таблица 7.1.

Наши рекомендации

Знакомство с системой MathCAD - student2.ru j Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
0.005 Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
0.010 Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
0.015 Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
0.020 Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru
0.025 Знакомство с системой MathCAD - student2.ru Знакомство с системой MathCAD - student2.ru <